Слева направо: фургон ТА-9Е2 Тартуского завода для скоропортящихся продуктов. Грузоподъемность этой машины, выполненной на базе ГАЗ-52-01, 2 тонны; фургон ТА-943 с термоизоляционным кузовом; в нем пять секций для лотков с хлебом; ТА-942А — парикмахерская и сапожная мастерская на колесах; эти машины обслуживают население сельских районов.ФУРГОНЫизТАРТУКарта нашей Родины, если на ней показать все предприятия, прямо или косвенно связанные с производством автомобилей, мотоциклов, окажется покрытой густой сетью значков. Судите сами: двадцать три автомобильных завода, девять мотоциклетных, пять моторных и множество других, изготовляющих специализированные кузова, прицепы, электрооборудование, карбюраторы, колеса, амортизаторы, радиаторы, кузовную арматуру, шины и множество других комплектующих изделий. Пятьдесят лет назад, когда образовался Союз Советских Социалистических Республик, народное хозяйство страны располагало двумя недостроенными автопредприятиями и двумя-тремя десятками полукустарных авторемонтных .мастерских. Истрепанные гражданской ' войной и разрухой машины поддерживались «на ходу» усилиями этих мастерских, которые по существу делали автомобили из автомобилей. Сегодня СССР — могучая автомобильная держава, транспорт которой непрерывно получает пополнение от многих заводов, выросших за годы Советской власти в разных союзных республиках. На территории РСФСР находятся такие заводы, как Волжский, Горьковский, ЗИЛ, АЗЛК, Ульяновский и другие.Украинские города Киев, Запорожье, Львов, Кременчуг, Луцк дают стране мотоциклы, малолитражки, автобусы, тяжелые грузовики. Производство автомобилей и мотоциклов налажено в Белоруссии и Латвии, создано автостроение в Грузии, Армении, Киргизии. Удмуртская АССР известна своими ИЖами на двух и четырех колесах. Мордовская АССР — саранскими самосвалами, Башкирия — автомобильными двигателями. К концу пятилетки начнут сходить с конвейера автогиганта в Татарии грузовики КамАЗ. Кроме заводов, производящих автомобили, в нашей стране создана развитая сеть предприятий по ремонту автомобилей. Некоторые из них наряду с восстановлением развертывают выпуск специализированных машин. Среди них Таллинский и Тартуский ремонтные заводы. Первый хорошо известен нашим читателям тем, что на протяжении многих лет является единственным в стране предприятием, серийно выпускающим гоночные автомобили. Что касается Тартуского завода, который строит специализированные автомобили для перевозки продуктов, то его машины еще не были представлены в журнале.Самому старому автомобильному фургону из Тарту всего двенадцать лет. Тем не менее машины с маркой APT известны во многих городах Советского Союза. Они экспонировались на республиканских выставках, а также на международной ярмарке в Будапеште. Одна из них — фургон ТА-9А — отмечена дипломом ВДНХ III степени. Эта награда получена Тартуским опытным заводом ремонта автомобилей в 1962 году, лишь два года спустя после того, как он был утвержден ведущим предприятием по производству специализированных машин грузоподъемностью от 1 до 4 тонн. Продукция нашего заводафургоны вагонного типа с металлическим каркасом кузова. Первый из них — хлебовоз ТА-9А на шасси ГАЗ-51. Позже мы освоили серийный выпуск еще двух фургонов не том же шасси: почтового ТА-9С и для скоропортящихся продуктов — ТА-9Е. После первых «проб» завод стал давать своим машинам и другие специальности. Автомобили с эмблемой «APT» работали как передвижные мастерские, парикмахерские на колесах, моторизованные почтовые отделения. Опыт их эксплуатации приносил нашим конструкторам материал для создания новых моделей, применяемых в сфере обслужи-В гостях у таманцев вания, особенно сельского населения. Вслед за фургонами ТА-9А и ТА-9Е появились новые машины с более современным унифицированным кузовом — его можно монтировать как на шасси ГАЗ-51А, так и на шасси ГАЗ-52-01. Модернизированные конструкции, освоенные в 1969 году, получили индекс ТА-943 — для хлебных изделий и ТА-9Е2 — для скоропортящихсяпродук ­ тов. Грузоподъемность у новых фурго ­ нов — 2 т, а вес вснаряженном состоян ии — от 3495 до 3715 кг. Их длина 6350 мм , ширина — 2210, а высота (в зависимости от назначения машины) — от 2540 до 2840 мм . Ныне эти модели являются основными впроизводственнойпрограмме завода. На них улучшены условия для работы водителя. Расположение органов управления удобнее; кабина, снабженная полупанорамными ветровыми стеклами и дополнительными боковымиокнами , имеет хорошуюобзорность . Усовершенствована система отопления иобогрева стекол. Усилена конструкция дверей. Машины теперь снабжаются задним буксирным устройством. У фургона ТА-9Е2 в задней стенке кузова — двухстворчатая дверь, о бе части кото ­ р ойоткрываются на 270 градусов, что намного облегчает погрузкуивыгрузку .Одна из последних моделей — ТА-943 на шасси ГАЗ-52-01. Это машина с цельнометаллическим кузовом вагонного типа, с набженнымтермоизоляцией . С наружи он обшит стальным листом, а изнутри — алюминиевым. Г рузовое отделение оборудовано для перевозки хлебо-булочных изделий в лотках. О днако этим не ограничивается область применения автофургона: в немможно перевозить многие скоропортящиеся продуктыв специальной расфасовке. Недавно мы изготовили партию одно ­ осных прицепов - ф ургонов ТН-2 с цельнометаллическим термоизолированным кузовом . Их можно использовать для перевозки пищевых продуктов с автофургоном ТА-9Е2. Грузоподъемность прицепа 1 тонна. Наши конструкторы разработали типовой ряд специализированных фургонов на шасси ГАЗ-53. Первой моделью этого ряда был изотермический фургон ТА-942. За ним появились модели ТА-942Т и ТА-942А — п ередвижные пункты бытового обслуживания населения с женской и мужской парикмахерской и отделением для починки обуви. На базе фургона ТА-942 завод изготовил партию передвижных механических мастерских, предназначенных для автоколонн, работающих в отрыве от своей базы. Каждаямастерская оснащена небольшой электростанцией, т окарными сверлильным станками, гидравлическим прессом, о борудованием для электрической и газовой сварки, зарядки аккумуляторов . Ф ургоны Тартуского завода помогают значительно расширить виды обслуживания населения. Спроектированы и изготовлены опытные модели универсального фургона на шасси ГАЗ-53А. Он снабжен комплектами полок, контейнеров, сидений и переставляемой перего ­ р одкой . К омбинируя по-разному это оборудование, ф ургонможно превратить впередвижной пункт, п ринимающий заказы на обслуживание, или в перед вижнуюмастерскую , в пункт проката для обслуживания экскурсий. Если подвести итог, то можно насчитать более двадцати моделей специализированных автомобилей, с проектиро ­ ванных и изготовленных на АРТе. Они обеспечивают транспортировку пищевых продуктов , р асширяют границы сферы обслуживания, создают дополнительные удобства для населения. Р. К АМПУС , главный конструктор Тартуского опытного завода г. ТартуЭта встреча, организованная журна ­ л ом «За рулем» и Московскимгород ­ с кимкомитетомДОСААФ , состоялась вДомеофицеровОрдена Ленина Мос ­ к овскоговоенногоокруга . Сюда приехали военные водители прославленной Гвардейской Таманской дивизии и их гости — к урсанты автомотоклубов столицы. Вместе собрались те, к омув ближ айшеевремя предстоит вступить вря -О службе солдатской, особенностях работы военного водителя беседовали таманцы и их гости — курсанты автомотоклубов. Идет викторина по правилам движения. Фото В. Ш иршовады Вооруженных Сил страны, и те, кто ужес честью выполняет воинский долг. О трудных и вместе стем почетных задачах водителей транспортных и боевых машин, о том , какие глубокие знания и навыки требуются для того , чтобы успешно справляться со своими обязанностями всовременномбою , и шла речь на вечере, В выступлениях генерал-майора И. Гершфельда, п редсе ­ дателя Московскогогородского комитета ДОСААФ Н. Зернова, офицера К. Ш нурова , гвардии рядового А. Семги звучал горячий призыв к курсантам настойчиво овладевать автомобильной техникой, закалять себя физически, проявлять высокую дисциплинированность, чтобы с первых дней прихода вармию образцово службу.нестисолдатскуюКурсант-отличник Р. Кароян от имени своих товарищей заверил воинов, что будущие водители не пожалеют усилий для успешного овладения автомобильной техникой. Участники вечера познакомились с тематикой журнала «За рулем» на те-кущий год, с интересом прослушали рассказ об автомобилях девятой пятилетки, приняли участие в викторине по правилам движения , п росмотрели фильм об учебных буднях воинов-таманцев. В заключение вечера воины дали большой концерт художественной самодеятельности.