ЗА НАШУ С0Я[1СКУ12 ГОДИНУ!АВГУСТЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОСААФ СССРИЗДАЙСЯ С1928 (ОДАУрожаи и автомооильФронт жатвы охватывает все новые районы страны. К началу августа зерновые и зернобобовые культуры уже скошены на площади в десятки миллионов гектаров — это поля Ставрополья, Кубани, Дона, юга Украины, Молдавии, Нижней Волги... Уборочные работы перемещаются сейчас на земли Урала, Алтая, Северного Казахстана, Дальнего Востока... Редакция журнала обратилась к начальнику Главтранссельхозтехники В. И. КУЗНЕЦОВУ с просьбой рассказать о роли автомобильного транспорта на уборке и вывозке урожая. Редакция: Виктор Ильич, размах убо ­ рочных работ в этом году совпал сши ­ рокой подготовкой к историческому юбилею — 50-летию образования СССР, и прежде всего хотелось бы услышать от Вас опримерахбратскойдружбыивзаимопомощи людей разных национальностей, связанных суборкойипе ­ р евозками сельскохозяйственных продуктов. В. И. Кузнецов: П родукцияземледе ­ лия и животноводства — наше национальное богатство. О хлебе насущноми говорить нечего. Миллионы людей работают над тем, чтобы щедроколоси ­ лись нивы. К аждоезернышко , добытое в поте лица, хранит в себе тепло человеческих рук . Н едаром так высокоце ­ нится подвиг создателей хлеба. В ньжешнем году, несмотря на суро ­ в ую зиму, к апризы весны, труженики села, развернув социалистическое со ­ ревнование в честь полувековогоюби ­ лея образования СССР, вырастили обильный урожай . Огромную роль в этом сыграла усилившаяся механизация сельскохозяйственных работ. В поставке техники селу еще раз проявилось плод отворное сотрудничество советских нар одов . Только в этом году автомобилестроители Москвы , Г орького , Миасса, Ульяновска, Ф рунзе , Еревана поставили колхозами совхозам Российской Феде ­ рации, У краины , Белоруссии, Средней Азии , Закавказья, Прибалтики десятки тысяч автомобилей. Коллективы минских автомобильного итракторного заводов тожес честью выполняют свой братский долгпередтружениками села всех рес ­ публик, направляя им свою замечательную продукцию — М АЗыи трактор ы «Беларусь». Не обходятся работники сельского хозяйства без мощных КрАЗов , т ракторов ХТЗ. Это — вклад трудящихся Украинывобщее дело. Таких примеров не счесть. Д ирективами XXIV съезда КПСС пре ­ дусматривается дальнейшее насыщение сельского хозяйства техникой, особенно высокопроизводительной — землеройной и мелиоративной, автомобилями по ­ вышенной проходимостиигрузоподъем ­ ности, самосвалами, автомобильными итракторными прицепами, специализированными автомобилями и автобусами. Вернемся, о днако , к уборочным работам. Народная мудрость гласит: не тот хлеб, что на полях, а тот, что взакро ­ мах. В сжатые сроки убрать и вывезти без потерь урожай — всенародная задача. И тут особенно наглядно видны плоды совместного труда, Д о Великого Октябряв истории Российского государства не было примеравзаимопомощи хлеборов одной губернии другой , не говоря ужопомощи национальным окраинам . А теперь дело обыденное : если начинается, битва за хлеб на юге страны, — здесь концентрируется армада техники, сюда съезжаются механизаторы, водители автомобилей из северных, восточных районов, из Прибалтики, Белоруссии. Как только фронт уборочных работ перемещается на восток, на север, туда уже идет над ежное подкрепление. 8 прошлом году, н апример , на вывозке урожая в Целиноградской иАктю бинской областях Казахстана трудились тысячи механизаторов сУкраины , из Белоруссии, Молдавии. На помощь хлеб оробамОренбургской области приехали автотранспортники Кабардино-Балк арской , Чечено-Ингушской, Северо-Осетинской АССР, Ставропольского и Красн одарского краев. Этот опыт широко используется ивуборочной кампании нынешнего года. Редакция: Из чего складываются автотранспортные потоки большого убор очного конвейера? В. И. Кузнецов. Известно, что сельское хозяйство в настоящее время располагает такимпарком грузовых автомобилей (не считая колесные тракторы), к оторый значительно превышает парк любого министерства и ведомства ( к ро ­ м е автотранспорта общего пользования). И все же сельское хозяйство — единственная отрасль, к уда на периодубор ­ ки урожая направляются из городов сотни тысяч машин — 35—40 процентов кимеющимся на селе.В НОМЕРЕ:Водители на хлебных трассах Новости, события, фактыПредставляем автомобили из Эстонии В Ташкентском образцовом Мотоциклетный спорт: достижения и трудности Каждому клубу — автодром учебный 10. 20-^21В «Клубе «Автолюбитель» — герметичный автомобиль и новые детали для двигателя «запорожца» 1: Два дня из жизни водителя 1.Армения приглашает туристов 16 Редакция испытывает . ижевский «Москвич» Автомобиль на аэродроме «Зеленая волна» Страничка мотоциклиста Советы бывалых АЗЛК проводит ралли для всех 341»«Рено» — заводы и автомобили 36 Справочная служба Спортивный глобус Багги — новый вид спортивной техники 40На первой странице фото В. Сайка.обложкиУборочная страДа-.-Идет обмолот валков. ,_._-, Фото В. Давыдова (ТАСС)• Прежде всего, автомобили участвуют в перевозке зерна от комбайнов на тока. С этими работами в основном справляется транспорт колхозов и совхозов. Второй этап — доставка его на заготовительные пункты. Здесь расстояния намного больше, и в перевозках участвуют транспортные предприятия общего пользования, нашего главка, а также привлекаемые из разных отраслей народного хозяйства автомобили. В этом году только из автотранспортных предприятий общего пользования выведено на хлебные маршруты страны: в РСФСР —< около 120 тысяч автомобилей, в том числе около 30 тысяч автопоездов; Министерство автотранспорта Украины послало более 60 тысяч машин, в БССР эта цифра составляет 50 тысяч, Министерство автотранспорта Казахской ССР направило на вывозку урожая 40 тысяч грузовиков. 15 тысяч автомобилей, тысячи водителей, ремонтных рабочих и инженерно-технических работников — вклад в уборочную страду Главмосавтотранса. Разветвленную сеть автотранспортных подразделений имеет созданная два с лишним года назад во Всесоюзном объединении «Союзсельхозтехника» Главтранссельхозтехника с соответствующими главками во всех союзных республиках. В составе районных объединений (отделений) «Сельхозтехники», а также на самостоятельном балансе у нас свыше 1000 автотранспортных предприятий. Большая часть их парка сейчас на полях, токах, на дорогах к элеваторам. Редакция: В мае ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по обеспечению уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов в 1972 году». Не могли бы Вы остановиться на задачах, которые ставятся перед автотранспортниками в этом важном политическом документе? В. И. Кузнецов: Постановление ЦК КПСС м Совета Министров СССР — еще одно яркое проявление заботы партии и правительства о том, чтобы как можно полнее собрать дары земли, обеспечить народ всеми необходимыми продуктами питания. В нем четко определены задачи каждого земледельца, каждого коллектива, от которого зависит судьба урожая. Ряд положений этого документа касается непосредственно автотранспорта. Важно отметить, что предусматривается комплекс мер, обеспечивающих высокую производительность техники. В частности, признано необходимым организовать круглосуточную работу грузовых автомобилей на перевозке зерна и других сельскохозяйственных продуктов, обеспечить укомплектование водительским составом из расчета два шофера на одну машину. Обязанность руководителей автотранспортных предприятий — лично убедиться в том, что на хлебные трассы направлены квалифицированные люди, надежные машины. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали местные партийные, советские, сельскохозяйственные органы принять меры к тому, чтобы прикомандированный транспорт работал с полной нагрузкой, был обеспечен горючими и смазочными материалами; необходимо проявить заботу о быте водителей, о жилье, питании. Этим постановлением определены меры материального и морального стимулирования водителей — установленыразмеры заработка, дополнительное премирование; Советам Министров союзных республик рекомендовано учредить почетное звание «Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов урожая 1972 года» 4 с вручением грамот. По итогам работы за каждые 10 дней передовые автоколонны награждаются переходящими красными знаменами. Госснабу СССР, «Союзсельхозтехнике» и другим организациям и ведомствам предложено обеспечить бесперебойную поставку грузовых автомобилей и запасных частей, выделяемых сельскому хозяйству на уборку урожая. Настойчивое проведение в жизнь задач, вытекающих из этого постановления, — залог высокопроизводительной работы автотранспорта, выполнения и перевыполнения планов по вывозке урожая. Редакция: Известно, что в уборочных работах заняты сотни тысяч молодых механизаторов, в том числе и водителей автотранспорта. Какое место в их подготовке занимают комитеты, первичные организации, спортивно-технические клубы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту? В. И. Кузнецов: Может быть, исчерпывающего ответа на этот вопрос не смогу дать. Но и те сведения, Которыми располагаем мы, красноречиво говорят о том, что помощь ДОСААФ колхозам и совхозам весьма ощутима. Судите сами, организации оборонного Общества совместно с комсомолом, объединениями «Сельхозтехники» под руководством партийных органов, активно включившись в механизаторский всеобуч, ежегодно готовят для села около 200 тысяч специалистов. Только накануне нынешних полевых работ овладели профессиями шоферов, трактористов, комбайнеров, мотористов десятки тысяч юношей и девушек. Многие из них добросовестно и умело управляют сейчас уборочной техникой. Редакция: Виктор Ильич, Вы лишь начали разговор о новом, передовом, что рождается в использовании транспорта на вывозке урожая. Нельзя ли подкрепить эту мысль примерами? В. И. Кузнецов: Хлебная страда знает их больше чем достаточно. Так же, как и самоотверженно работающих водителей. Сейчас широко внедряется новая система, в основе которой создание комплексных уборочно-транспортных бригад. Вместо жесткого закрепления грузовых автомобилей за комбайном (при вывозке зерна с поля на ток) за последние годы стали формироваться уборочно-транспортные бригады. В основе этой системы, именуемой комбитрейлерной, лежит метод, разработанный Казахским научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта. За группой комбайнов закрепляются двухосные автоприцепы, колесный трактор и автомобиль-тягач. Зерно выгружается из комбайнов в прицепы, и трактор буксирует их до ближайшего участка дороги, где формируется автопоезд. Грузовик буксирует его на механизированный ток. Возможны варианты закрепления транспортных средств, скажем, за двумя комбайнами — вое зависит от расстояния перевозок и других .местных условий. Комбайнеры и трактористы работают по единому графику ив тесном содружестве, в результате чего повышается производительность и комбайнов и автомобилей. В совхозе «Городецкий» Северо-Казахстанской области, например, используя этот метод, сумели обойтись в прошлом году 48 автомобилями вместо 98 требовавшихся при жестком закреплении. На полях Кокчетавской опытной станции был проведен такой эксперимент. В одинаковых условиях перевозили зерно от комбайнов с применением бригадной системы и обычным способом. В комплексной бригаде было шесть комбайнов, один грузовик, трактор «Беларусь» и шесть прицепов, а на соседнем поле зерно от таких же шести комбайнов перевозили только автомобили. Их было шесть. И вот итог: комплексная бригада доставила от комбайнов на тока 1182 тонны зерна, а их соседи — на 92 тонны меньше. Производительность «омбайнов, обслуживаемых комплексной бригадой, оказалась на 8,5 процента выше, а выработка на один автомобиль значительно больше, чем, на соседнем поле, где применялась обычная организация труда. Нельзя не сказать об автопоездах, большегрузных автомобилях: их широкое применение — верный путь к рез-" кому повышению производительности труда и снижению транспортных расходов. Среди инициаторов использования большегрузных автопоездов на уборке урожая назовем А. Лепешкина, Героев Социалистического Труда П. Теплякова, С. Ушмудина, делегата XXIV съезда КПСС В. Феоктистова — водителей Средне-Волжского транспортного управления. Знатный водитель Порфирий Данилович Тепляков, принимающий участие уже в 36-й уборочной кампании, перевез за прошлый оезон более 3 тысяч тонн хлеба — это почти по 65 тонн в день. Один из правофланговых Волгоградского спецавтохозяйства Виктор Колесников на ЗИЛ-164 с двумя прицепами доставлял по 14—15 тонн зерна на расстояние 50 километров, успевая за смену сделать по пять ездок. Что самое важное — рекорды новаторов стали ныне достоянием массы шоферов. Существуют и другие прогрессивные формы и методы, которые способствуют повышению производительности труда транспортников на уборке. Это разработка заданий каждому водителю и каждой автоколонне на весь период работ, это почасовые графики. Конечно, организацию работы автотранспорта на перевозке сельскохозяйственных грузов необходимо настойчиво совершенствовать. Многое здесь зависит от оперативных групп и штабов, которые создаются на период уборки урожая, от уровня механизации погрузочновыгрузочных операций, от состояния дорог, мостов, переправ, подъездных путей к хлебоприемным пунктам, пропускной способности элеваторов, снабжения автотранспортников запасными частями. Август остается напряженной порой на хлебных трассах страны. Вовремя, без потерь убрать и вывезти урожай — под таким девизом ширится социалистическое соревнование автотранспортников за достойную встречу 50-летия образования СССР. Пусть же наши водители трудятся в полную меру своих сил, знаний и умения, по-хозяйски заботятся о полной сохранности каждого килограмма нового урожая!2