у тверждаютработники завода. У них, к аки на АЗЛК , существует план поэтапной модернизациимодели . О н , естественно, увязан свводом новых мощностей, о своениемоборудования , н аконец со смежниками , от которых зависит по ­ ставка ряда дефицитных пока материалов. Но вернемсяк салону автомобиля. В неммыобнаружили то, чего нет на мо ­ с ковских машинах. Съемный всеволновый транзисторный приемник «Уралавто». Его можно поставить в кассету под панелью приборов или снять в считанные секунды . Владельцу ижевского « М оскви ­ ча» не нужен «транзистор» для дома — он вполне обойдется одним, автомобильным. Продолжая осмотр автомобиля, мы убедились, что вглавном , о сновном — двигателе, трансмиссии, к онструкциику ­ зова он , к ак говорят, о динкодному повторяет своего московского собрата. Единственное, ч его не оказалось на нашей машине , так это гидроусилителя тормозов (по имеющейсяу нас инфор ­ мации он значится одним из первых вупомянутом плане модернизации модели). А вобщем , м ы не ставили передсо ­ б ой цель оценивать конструктивныеосо ­ бенности автомобиля, нас интересовало, к акон сработан, соответствует ли по эксплуатационнымпоказателяммо ­ с ковскому эталону. Мы решили, что наш « М осквич » д олжен испытать все, что толькоможет быть уготовано автомоб илю . Езда круглыйгод , б езскидок на непогоду , с пуском двигателя влюбуюстужу . Д лительныепробеги по труднымдорогамикаждодневныепоездкив условиях самогонапряженногодвижения столицы. Б езгаражное хранение под отк рытымнебомиобслуживание на обыч ­ ных СТО. Д аже проведение основной части теста былопоручено не инжене ­ ру-испытателю, а автолюбителю , з нако ­ м ому лишь со старыми моделями « М о ­ сквича». Н есмотря на то, что первыйвыезд за ворота завода настораживал — т емпе ­ ратура воды в двигателе поднялась до 90°, м ы , п облагодарив , о тклонилипред ­ ложение работников экспериментального цеха «посмотреть, в чем дело». М ог ­ ло сложится впечатление, что мыберемподготовленныйзаводом , а не обычный , р ядовой автомобиль. М ы считали, что это обстоятельство может исказить кар ­ тину. П отоммы не раз сожалели отом , что отказались. П ревышениетемпера ­ т урногопорога терзало нас не только во времяперегона до Москвы , но еще несколько месяцев спустя. Чего толькомы не делали при участии станций техобслуживания ! Д важдызаме ­ няли ни вчем не повинные термостат ипробку радиатора, р егулировализажига ­ ние, поставили даженовуюпрокладкувголовкеблока . Безрезультатно. Часть воды выбрасывало из радиатора — и си ­ стема охлажденияфункционировалапло ­ хо. Установили расширительный бачок (по типу « ж игулевского » ) , но с наступлен иемжаркихднейион не обеспечивал стабильной температуры . И толькосме ­ нив радиатор (подвел смежник ) , вздохнули спокойно . Стрелка термометра славнозамерлауотметки 80 градусов. Справедливости ради надо заметить, что завод за все время не получил ни однойрекламации на радиатор. Так что нампросто не повезло. 3'Но мынамногозабежаливперед . А начинать приходилось , как и всем, — с об ­ катки. Она оказалась непомерносуро ­ вой. Х отимпредостеречь тех, к то отваж итсяперегонять автомобиль своимхо ­ д ом из Ижевскав Казань, да еще в неп огоду . Без опыта вождения , без больш огоуменияи решительности — не беритесь за это. Если бы мы захотели написать путевой очерко первых пятистах километрах вжизни этого автомобиля, то начинался бы он, наверное, так. ...Асфальт оборвался сразу за горо ­ д ом , и автомобиль загрохотал по серой щебенчатой дороге . Время от временищебенка выстреливала пулеметнымиоче ­ р едями по днищу кузова, и каждый такой залп болью отзывался всердце . Какникак, это было жестоко по отношениюкавтомобилю , к оторыйпроходил обкатку и требовал деликатного отношения. Но, б ожемой , если бымы знали, что ждет впереди. За МалойПургой автомобиль начало трясти. И не просто , а сразу в трех из ­ м ерениях . Что там штормвморе ! Черные размотанные от одногокрая леса додругогоглубочайшиеколеи . Видно, не одингрузовик захлебнулся здесь вми ­ нувшее ненастье. Как на поле боя , то тут, то там брошенныеполуприцепы , задние мосты , п оломанныекарданы . О бъез ­ жать негде. О дно спасение — о сторож ­ ность. З дешниежителиокрестили эти места Биндюжными ямами . А мастер спорта В. Егоров — он вел по этой дороге « М о ­ сквич», беспрестанно манипулируяпере ­ дачами, — назвал дорогу «Трасса лунохода». Она ивпрямь напоминает лунные кратеры или по меньшеймере танкодром. А междутем наш автомобиль нигде не застревал имедленно продвигался впер ед , то проваливаясь вглубокую рытвину, то взбираясь на поверхность . От Можгидо Елабуги путь не лучше. М ы все еще едемлеснымразмытымбез ­ д орожьем , но на душе повеселело. О ка ­ зывается, нашему новорожденномуоно по зубам , и есть надеждадобратьсядопереправыуМамадыша . А там, говорят, п риличныйгрейдердосамой Казани... П ервое впечатление бывает обманчи ­ в ым , а бывает правильным , в ернымдоконца . Так было иу нас. Светло-салатный «Москвич» показался нам ладно скроеннымикрепкосшитым . М ы полагали, после такой «обкатки» е му не по ­ з доровится . Но за весь 1200-километровый путь доМосквы случилось лишь од ­ но небольшоепроисшествие . За Владимиром потеряли болт крепле ­ ния амортизатора . Пятнадцать минут — и все встало на свои места. С разуже по приездемыводрузили автомобиль на ка ­ наву ипридирчивопроверили крепеж (первый .раз это было сделано на заводе), о смотрелиднище — все оказалось в норме. Так мыпервый раз, на личном опыте убедились втом , что кузов ИЖа срабо ­ тан основательно, а рассчитанная на эксплуатацию по плохимдорогамподвеска отвечает этому важномутребованию . И конечно , м ы убедились в отменных характеристиках сконструированного на АЗЛКи сделанного на Уфимском завод е 75-сильного двигателя. М . ТИЛЕВИЧ Окончание следуетХАРАКТЕР ЧЕМПИОНАОн устало шел по ледяной дорожне стадиона, и лицо его казалось вярких лучах прожекторов неестественно бледным. — Решением главного судьи, — разнеслось по стадиону, — за нарушение правил Владимир Пазников, номер седьмой, исключен из заезда. Все справедливо — он виновник того, что упали и Анатолий Сухов, и Валерий Катюжанский . И все же обидно. Владимир Пазнинов еще на самом старте соревнований почувствовал, что может стать перым среди новосибирских спортсменов чемпионом в старшем классе. В шестнадцатом заезде он встретился с неоднократным чемпионом мира заслуженным мастером спорта Габдрахманом Кадыровым, т акже не имевшим до этого поражений . Перед выездом на лед к Владимиру подошли братья Юрий и Вячеслав Дубинины — его наставники и сопернини в нынешнем первенстве. Именно они, уже опытные и известные гонщини , четыре года назад обратили внимание на высокого молчаливого паренька, пришедшего в мотосекцию Новосибирского автомотоклуба ДОСААФ. Тогда у 18-летнего Владимира ничего не получалось — ни на гаревой, ни на ледяной дорожке. Но упорство, стремление перенять от опытныхгонщиков все лучшее дали свои плоды. Успехам радовались вместе. А они пришли к Пазникову поразительно быстро. В 21 год слесарь 3-го Новосибирского автокомбината уже стал бронзовым призером чемпионата СССР в мотогонках по льду и серебряным — в первенстве по спидвею. Его включили в состав сборной команды страны. Всем, кто видел этого спортсмена на треках, импонировало хладнокровие, которое он сохранял даже в самых рискованных ситуациях, умение мгновенно выбрать единственно верный путь к победе. И вот перед той встречей с Кадыровым он внимательно слушал Юрия Дубинина и радовался, что их планы совпадают. Ход заезда подтвердил их правоту. Как и всегда, Кадыров, оставив на первых метрах дистанции всех позади себя, т утже ринулся вправо. Даже на глаз было видно, что скорость у него намного выше, чем у остальных участников заезда. Но не видел Габдрахман, к ак , прижавшись к внутренней бровке, экономя каждый сантиметр пути , н нему неумолимо приближался Владимир Пазников. В последний поворот они вошли уже вместе. Предпринимать что-либо Кадырову было поздно. Стремительный рывок к финишу принес победу новосибирскому гонщику . Да, после этого успеха Владимир почувствовал, что может стать чемпионом. Когда закончился первый день соревнований, он опережал ближайших соперников на четыре очка . Эти четыре очка Пазников имел в запасе и перед последними двумя стартами. Он мог финишировать третьим и один раз вторым — и все равно становился чемпионом. Только нелепая случайность способна была преградить путь н побед е . И вот теперь Владимир уходил со стадиона взакрытый парк, лишившись почти всех надежд на золотую медаль. В запасе осталось всего очко и последний старт. Опять вместе с Кадыровым. А машину, конечно, отремонтировать уже нет времени... Пазников выехал на дорожку последним. Кадыров, Демахин и Котов были уже на старте. Главное — не волноваться. Надо сначала попробовать, к ак ведет себя на дорожке мотоцикл, который отдал ему товарищ по клубу Кочетов. Сделав рывоки убедившись, что машине можно верить, Владимир не спеша подъехал кожидавшим его соперникам . Всего лишькруг лидировал Кадыров Атака, предпринятая Пазниковым , была неожиданной и стремительной. Ф иниши ­ ровал он первым в гордом одиночестве. В занрытом парке перед торжественной церемонией награждения Владимира поздравляли знакомые и незнакомые люди, ему жали руки , похлопывали по плечу. А он выглядел как обычно невозм утимымиспокойным , словно и не было напряжения трехдневной борьбы, огромного волнения перед этим последним ирешающим заездом. г. К уйбышев Б. ЛОГИНОВ19