ности деревянными , м еталлическими или железобетонными столбиками высотой 1—1,2 м , установленными на расстоянии 2—2,5 модин от другого . Площадь дво ­ рика идругих аналогичных сооруженийдолжна соответствовать габаритам автомобиля ЗИЛ . Чтобы сооруженияможно было использовать и для автомобиля ГАЗ, в центре столбиков укрепляют на металлических Г-образных стержняхпо ­ в оротныефлажки (ограничители). Повор отомфлажковможно установить требуемый размер габаритного сооружения. Бокс (4], зигзагообразный проезд (11) и габаритная восьмерка (2) о бозначаются аналогично. Габаритный тоннель (5) в ы ­ полняется в виде пяти-шести габаритных ворот, установленных последовательно на одной линии на расстоянии 5м , т акжесповоротнымифлажками на столбиках или висячими ограничителя ­ ми для установки нужного габарита. Если позволяютразмеры автодрома, отдельные сооружениямогут быть вы ­ полнены спостоянными габаритами раз ­ дельно для автомобилей ГАЗиЗИЛ . Тротуар (28 и 29) д линой 40—50 мс макетами стоящих околонегоавтомоби ­ лей предназначен для того , чтобы научить будущих водителей правильно ос ­ танавливать автомобиль у тротуара и ставить егомеждудругимимашинами . Для обучения вождению в сложных условиях 'на автодроме возводят земля ­ ные сооружения . Траншея (22) делается по всей ширинепроезжей части глубиной 1м , ш иринойуповерхности1миподну 0,6 м . Холм (24) высотой 4 — 5 мишириной5 iM снаклоном въезда и съезда 10 — 15 градусов . Длина горизонтальной части холма 5—6 ми ширина 4 м. Воронка (23) глубиной 1,5 ми диаметром 8м . Труднопроходимый участок (27) д ли ­ ной 25—30 м предназначен для обуче ­ ния приемамвождениязабуксовавшего автомобиля сприменением цепей, т ре ­ ковых дорожеки разных подручных средств. Косогоры с левым и правым уклоном (25 и 26) высотой 4—5 ми длиной 15 — 20 м. Земляные сооружениярекомендует ­ ся укрепить кольями, травяным покро ­ вом, щ ебнеми т. д . П ри устройстве со ­ о ружений учебного комплекса следует руководствоваться курсом вождения машин (КВМ-71).САРАТОВСКАЯ ШКОЛЬНАЯК^^ЖнЕ)ййлНВН•-.. .-_^^чЦШкольникам доверяют и руль микроав тобуса (внизу справа). Недостатка а же лающих покататься на автопоезде нет (внизу слева).Фото С. АбрамоваНа свимках — несколько эпизодов из жизни саратовской автомобильной трассы. Прежде чем отправить питомца в путь, инструктор еще раз проверит его знания, даст наставления (вверху).Спортивный комплекс автодромаОн включает следующиесооружения для скоростного маневрирования ( ф и ­ г урноговождения ) : «круг» и «габаритный тоннель» п ереднимходом , « з мейку » передним и задним ходом; «бокс» (въезд на стоянку), «эстафету», «доску», « к олею » , «пеньки», «линию «Стоп». П риэтом используется часть сооружений учебного комплекса. Ф игуры спортивного комплекса можно располагать влюбой последовательности сучетом местных условий, н оли ­ ния «Стоп» всегда должна быть конеч ­ ной. Каждому автомотоклубу — автодром. Эта задача определена какближайшая VII Всесоюзным съездом ДОСААФ . К. ШЕСТОПАЛОВ, старший методист учебнометодического кабинета ЦКДОСААФСтарый парк , р асположенный почти в самом центре города, отдан детям. Им принадлежат уютные , веером расходящиеся аллеи, площадки саттракционами , зверинец, небольшое футбольное. поле. Здесь два года назад вступила в строй и детская автомобильная дорога Приволжского территориального транспортного управления. Сразу все было по-настоящему: за рулем — ю ный водитель, на маршруте — регуп ировщикии линейные контролеры . У маленьних хозяев дороги специальная форма, п овязки на рукавахс эмблемой автомобилистов. Н овинка всерьез и надолго увленла юныхграждан города. На это мы и рассчитывали. Дорога должна была стать школойтехнического творчества, формировать интересы подростков, воспитывать уважение к правилам поведения на улицахи дорогах, п оказать привлекательность профессии автомобилиста. И, забегая вперед, надо сказать, что реальность поставленной задачи убедительно подтвердилась. В областном конкурсешкольников «Законы улиц и дорог» наши пи ­ т омцы показали отличное знание устройства автомобиля и правил уличного движения. Л егкость , с какойони выполнили все довольно сложные задания, произвела большое впечатление на взыскательное жюри . В чем же сенрет успеха, что стоит за тремя буквами : ДАД — детская автомобильная дорога? У входа в парк, на центральной аллее, небольшое двухэтажное здание. Здесь — штаб детской дороги и два небольших класса для теоретическихзанятий . Оборудованию этих классов-лабораторий может позавидовать иное специальное учебное заведение. Оснащение здесь самое современное, позволяющее весь учебный материал сделать максимально наглядным, х орошо усваиваемым. Но ребят, естественно, привлекает не только желание изучить автомобиль. Нау читься управлять им — заветная мечта каждого . Мы дали им итакую возможность. В распоряжении подростков — автобус РАФ-980, т ри «Москвича-412» с эмблемой детской автомобильной дороги. Их можно увидеть не только впарке , но и на улицах города. Не одной технической учебой живут триста юных автомобилистов. Для них устраиваются встречи с интересными людьми — у чеными , ветеранами партии и комсомола, новаторами производства. Ребята бывают на экскурсияхвкрупных автохозяйствах, смотрят художественные фильмы, п ринимают участие в оборудовании учебных классов итехническомобслуживаниимашин . Два преподавателя и четыре инструктора , во главе сдиректором детской автомобильной дороги К. Г. Ковалевым, стараются разнообразить формы работы, сделать ее интересной и увлекательной. Детская дорога приносит еще один ценный результат — большинство ребят стали лучшеучитьсяв школе, примерно вести себя. Доказательство тому — табели успеваемости и десятки благодарностей родителей. Есть и другое признание результатов работы среди юных автомобилистов. Центральное правление НТО автотранспорта идорожного хозяйства СССР наградило Саратовскую детскую автодорогу специальным дипломом. У нас побывали министр автомобильного транспорта РСФСР Е. Г. Т рубицын , ответственные работники Министерства просвещения. Коллегия Министерства автомобильного транспорта РСФСР приняла постановление о распространении саратовского опыта. Детская саратовская живет полнокровной жизнью . Сосредоточенно слушают подр остки преподавателей вучебных классах, с увлечением занимаютсяпрактическим вождением. Много забот у взрослых: на очереди — строительство гаража , реконстр укция трассы дороги , о рганизациякружка автомоделистов и многое другое. Все это внаших силах. Остается нерешенным лишьделикатный вопрос о правовом статусе юных автомобилистов, т ребующий рассмотрения во всесоюзном масштабе: м ожноли ребятам, не достигшим 18-летнего возраста, иметь водительские права? Чтобы сделать подростков настоящими автомобилистами, необходимо наконец ввести единое положение о подготовке и правах юных автомобилистов. Выдать им общесоюзный паспорт. Положительно решить этот вопрос — з начит сделать существование детс ких дорог во всех смыслах полноправным . А. К ОКУШКИН , начальник Приволжского территориального транспортного управления, А. НЕПЕИПИВО, г. Саратов начальник отдела кадров управления11