40
41
БАГГИ ПОЛУЧАЮТ ПРИЗНАНИЕГлавный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Многих наших читателей заинтересовала статья «Багги», опубликованная в № 3 «За рулем». В письмах, присланных в редакцию, А. Крупин из Уфы, И. Низамутдинов из Казани, В. Грозов из Набережных Челнов и другие просят рассказать о технических требованиях, которые предъявляются к этому автомобилю. Отвечает на вопросы председатель технической комиссии Федерации автоспорта СССР А. САБИНИН. Федерация автомобильного спорта СССР решила положить начало соревнованиям на багги, утвердив классификацию и технические требования к ним. Автомобили этого типа делятся на три класса: I — с двигателем рабо3 чим объемом до 1000 см (на базе агрегатов автомобиля «Запорожец»), I I — 1 от 1000 — до 1600 см и III — от 1600 1 до 2500 см . В соревнованиях автомобили всех классов могут быть объединены для общего зачета, если это, конечно, оговорено положением. По своей конструкции багги должен быть четырехколесной машиной с приводом на колеса только одной оси. Выполняется он на базе агрегатов отечественных серийных легковых автомобилей. Конструктивная компоновка может быть любой, но с обязательным применением жесткой рамы. Кузов открытый, произвольной конструкции с соблюдением всех требований, предъявляемых к автомобилям, которые допускаются к эксплуатации на дорогах общего пользования. Для изготовления кузова разрешено применять любые материалы (кроме огнеопасных), включая различные пластики. Колеса передней оси могут отличаться по размеру от колес задней оси. Максимальный диаметр ободов 16 дюймов для колес обеих осей. На них можно монтировать только шины автомобильного типа с хорошим состоянием протектора. Силовой агрегат располагают в передней или задней части автомобиля, при этом двигатель и коробку передач помещают как в пределах базы, так и вне ее. Например, разрешается выносить двигатель или коробку передач за заднюю ось. Обязательно наличие тормозов (колодочных или дисковых) на всех колесах. С целью одновременндго включения тормозов всех колес предусмотрено применение раздельного гидравлического привода для передней и задней осей, действующего от общей педали. Необходим также эффективный стояночный тормоз, приводимый от ручного рычага. Он должен надежно удерживать машину на спуске с уклоном не менее 16 процентов. Автомобиль оборудуется системой освещения и сигнализации в соответствии с общепринятыми требованиями (ГОСТ 3769—58). Во время соревнований разрешается снимать отдельные световые приборы. Наличие же действующих звукового сигнала и светового стоп-сигнала обязательно. Основные размеры автомобиля не лимитируются, за исключением базы, которая не должна превышать 2400 мм. В конструкции машины предусмотрены следующие меры повышения безопасности. Места водителя и пассажира должны иметь четырехстороннее ограждение защитными дугами. К этим дугам предъявляются такие же требования, как ик защитным каркасам открытых легковых автомобилей. Топливный бак отделяется от места водителя и пассажира глухой перегородкой, надежно защищающей пассажирское помещение от проникновения пламени из моторного отсека в случае пожара. Автомобиль должен иметь привязные ремни, надежно прикрепленные к полу, кресло анатомического типа для водителя, включатель массы, звуковой сигнал с отличительным тоном, минимум один огнетушитель емкостью не менее 4 л, который приводится в действие как с места водителя, так и снаружи машины. Технические требования к багги не стесняют творческой инициативы при разработке конструкции. В то же время они содержат все необходимое для обеспечения безопасности и позволяют создать автомобиль, обладающий высокой проходимостью. Багги должен быть сделан достаточно тщательно и удовлетворять требованиям Госавтоинспекции, относящимся ко всем легковым автомобилям. Это особенно важно, если учесть, что багги будут прибывать на соревнования своим ходом по дорогам общего пользования. Следует сказать, что постройка таких машин все же значительно проще, чем изготовление спортивно-гоночных автомобилей любых других видов. Производство их на базе серийных агрегатов может быть налажено как в заводских условиях, так и силами спортивных коллективов в небольших мастерских. Отдельные экземпляры могут быть выполнены любителями самодеятельного автомобилестроения. В последнем случае автомобиль должен, конечно, отвечать требованиям Госавтоинспекции, предъявляемым к «самоделкам» (см. «За рулем», 1965, № 9). Следовательно, своими силами любители могут построить только автомобили I класса с двигателем ЗАЗ-965, имеющим рабочий объем цилиндров менее 1000 см 3 . Должны быть также соблюдены и все другие условия: база таких автомобилей не менее 1600 мм, а ширина не менее 1100 мм. Габаритные размеры: длина — 3500 мм, ширина — 1500 мм, высота без нагрузки — 1450 мм. Спортивные организации могут строить багги III класса и на базе малотоннажных грузовых автомобилей, выпускаемых Ульяновским автозаводом (УАЗ-451, УАЗ-452). К соревнованиям вместе с багги допускаются автомобили ГАЗ-69 и УАЗ-469, но с обязательным отключением переднего ведущего моста. Специально сконструированные автомобили типа «багги» смогут иметь хорошие динамические качества только в том случае, если их собственный вес будет небольшим. Вместе с тем надо соблюдать правильное распределение веса по осям и принять все меры для обеспечения высокой надежности машины.Л. Л . АФАНАСЬЕВ, Г. М . А ФРЕМОВ , A. Г. БАБЫШЕВ, И. М . ГОБЕРМАН, В. Г. Д ЕЙКУН , С. Н. З АЙЧИКОВ , Г А . ЗИНГЕР, В. П. К ОЛОМНИКОВ , Л. В. К ОСТКИН , Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д . В. ЛЯЛИН, Б. Е. М АНДРУС (отв. секретарь], B. П. Н АУМЕНКО , В. И. Н ИКИТИН , В. М . ПЕТРОВ, В. В. Р ОГОЖИН , С. В. С АБОДАХО , Н. М . СТАНОВОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора], РОВ Б. Ф . Т РАММ , А. М . ХЛЕБНИКОВ, Л. М . Ш УГУОформление Г. Ю. Дубман и Н. П. Б урлакаКорректор М. И. Д унаевскаяАдрес редакций : 103092, М осква , К-92, Сретенка,26/1.Телефоны: отдел наукиитехники — 295-92-71; отдел обучения ивоспитания — 223-37-72; отделы безопасности движенияиобслуживания ; спорта, т уризмаи массовой работы — 228-71-21; отдел писем иконсультаций — 221-62-34; отдел оформления 223-37-72. Р укописи не возвращаются . Сдано в произв. 2.6.1972 г. Подписано впеч . 28.6.1972 г. Т ираж2 080 000 Бум. 60x90'/s. 2,5 бум . л. = 5 печ . >.. Цена 50 ноп . З ак . 350. Г-15058 Издательство ДОСААФ (Москва, Б-66, Ново-Рязанская, 26). 3-я типография Воениздата.АВГУСТ Кадры, которые прислал нам чехословацкий фотокорреспондент А. Бахеиский, за печатлели моменты гонок на автомобилях «$аггип.