ПАРОЛЬ ЛЕГКОМЫСЛЕННЫХ— Эта неделя благополучная, — сказал майор Пушков. — По всему Софийскому округу только пять происшествий. — Жертвы? — К сожалению, трое погибших... Фраза звучит достаточно бесстрастно, но я не могу обвинить Пушкова в равнодушии. Знаю, что действительно нелепейший случай погубил три молодые жизни. Произошла катастрофа, у жасающая своей неожиданностью и жестокой бессмысленностью. Люди, работающие в КАТ*, встречаются с такими трагическими случаями часто и воюют с ними каждодневно. Это налагает своеобразный профессиональ ный отпечаток: внешнее бесстрастие, сочетающееся с внутренней непримиримостью. Вероятно, часовые дороги чувствуют себя как на линии фронта: каждый день приходится анализировать сводки о катастрофах, о раненых и убитых, чтобы разработать планы оборонительных и наступательных мероприятий... Не так давно мы встретились с Пушковым в «лубе журналистов, за чашкой кофе. Рядом сидели несколько моих коллег, и темой разговора были причины дорожных происшествий. — Вероятно, вы делите водителей на две категории: нарушителей, уже пойманных, и нарушителей, еще не разоблаченных, — попытался сострить один из журналистов. Шутка не была из разряда тактичных, но майор не обиделся. — Нет, мы не считаем нарушителями всех, но случаев недисциплинированности, м елких нарушений на дорогах еще слишком много, — ответил он и неожиданно предложил мне: — Не хотите ли провеет» рабочий день с сотрудниками нашей службы на трассе... И вот наш разговор продолжается в служебной машине КАТ. Въезжаем на пригородное шоссе к Витиня. Я часто озираюсь, но ни одного нарушения правил движения не замечаю. — Не оглядывайся, — усмехается Пушков. — Вот пристроимся в более подходящем месте, тогда увидишь. Еще немного, и позиция выбрана перед поворотом на правом ответвлении от основной магистрали. Четкая белая осевая линия на асфальтовом полотне предупреждает, что обгон здесь запрещен . — Будем считать только мелкие нарушения, — говорит Пушков. — Никого не останавливаем, ни у кого не пробиваем талоны, только наблюдаем. Не возражаешь? Понятное дело, я согласен. Позиция наблюдателя меня вполне устраивала, особенно на этом активном участке. Движение здесь очень оживленное. Суббота, послеобеденное время — и машины идут сплошным потоком. Белая черта на шоссе, однако, дисциплинирует всех: быстроходные «полги» и «жигули» покорно ползут вслед за тяжелыми грузовиками. Никто не нарушает правила. Моя боевая готовность записывать в блокнот недисциплинированных постепенно уступает место гордости за высокую сознательность шоферского сословия. — Это эксперимент номер один, — констатирует Пушков. — Пока мы торчим здесь у всех на виду — ты с блокнотом. а яв форме, — каждый будет демонстрировать свое безграничное уважение к правилам. Теперь проведем эксперимент номер два. * КАТ — сокращенное наименование госавтоинспекции Министерства внутренних дел НРБ. Спустя несколько минут наша служебная машина была замаскирована за поворотом. Пушков притулился за придорожным дубом, а я просто присел у опушки леса. Результаты были для меня неожиданными. В течение часа девятнадцать водителей выполнили обгон неправильно, с выездом на полосу встречного движения, нарушив безмолвный, но строгий язык разметки. Было бы излишним описывать конкретно каждую ситуацию. Поразило меня другое. Каждый из этих девятнадцати прежде, чем пересечь линию запрета, поглядывал на меня. И после этого, успокоившись, — очевидно, моя цивильная фигура случайно присевшего близ дороги туриста никому не внушала опасения, — каждый начинал недозволенный обгон. Несколько раз возникали опасные ситуации, но не об этом теперь речь. Важно другое: каждый из этих девятнадцати сознавал, что совершает опасное нарушение правил. Это было написано на лицах. — Теперь проведем эксперимент номер три, — сказал Пушков. Я не заметил, когда он покинул свое укрытие и встал за моей спиной. — Контрольный эксперимент. Только полчаса. Я все еще во власти мыслей о человеческом характереио психологии нарушителей. Полчаса стоим с Пушковым как на посту. Точнее, он стоит. В форме, с жезлом в руке. Специально, чтобы видели его издалека. Результат? Ни одного неправильного обгона. Впрочем, «контрольный» эксперимент был излишним — я уже предвидел результаты. Не хочется заниматься поучениями. Сам майор Пушков проявил достаточный такт, чтобы не объяснять мне очевидное. Но я продолжал думать о странностях человеческой психологии. Многое вспомнилось и осмыслилось по-иному. Припомнилось, что на шоссе встречные машины частенько сигналят зажженными фарамив ясный день. Это негласное «товарищеское» предупреждение — впереди стоит пост КАТ. Товарищеское ли? Или молчаливое соучастие в потенциальном нарушении? Это пароль легкомысленных. Почему же мы сами готовы минировать заботы о собственной безопасности? Могут сказать: это же мелкие нарушения. Пусть мелкие! Но недавно совсем «мелкое» нарушение лишило жизни молодое семейство... ., Сейчас в КАТ у меня много друзей. » беру у них материалы о дорожных происшествиях. За сухими колонками цифр стоят загубленные человеческие жизни, раненые и изувеченные, огромные материальные потери... Я уже говорил: иногда чувствуешь, что это своеобразный фронт. Люди, воюющие на этом фронте. действуют не ради признанияи наград. Но им необходима наша помощь. Мы, кто своим поведением создает опасность для собственной жизни, мы должны им помочь. Безопасность на автострадах нужна всем, и бороться за нее должны все. И теперь, когда где-нибудь на шоссе встречная машина сигналит фарамив ясный день, кажется мне, что кто-то мерзко и соучастнически подмигивает: «Смотри, как надуваем КАТ!» Сожалею, что нет возможности ответить ему так, как хотелось бы. Максим НАИМОВИЧГПо письму принять/ мерыЧитатель Ф. Галущенко из г. ТернопоЛЯ написал в редакцию о том, что на местной СТО, куда он обратился по поводу обслуживания «Жигулей», клиентам уделяют мало внимания, низка культура производства, рабочие одеты неряшливо. Были отмечены и другие недостатки. Мы попросили Хмельницкое производственное межобластное управление «Укрглававтотехобслуживание» проверить фактыио результатах сообщить редакции. Ответил на наше письмо главный инженер управления В. Дужицкий. Он подтвердил, что критические замечания сделаны по существу. Письмо обсуждалось на производственном собрании работников тернопольской СТО в присутствии представителя Волжского автозавода. Для более полного удовлетворения нужд владельцев автомобилей станция стала работать по-новому — без выходных дней. В комнате, где находятся заказчики, имеются прейскуранты на все виды работ по обслуживанию и ремонту, стоимость запчастей и материалов. К услугам посетителей справочная техническая литература, каталоги, номенклатура имеющихся в продаже запчастей образцы обивочных материалов. . Во время обслуживания окрашенные поверхности автомобиля закрываются специальными чехлами, что значительно снижает возможность их повреждения. Автомобили принимает у заказчиков и сдает им специальный водитель в чистой спецодежде. На станции работает моечная установка, оборудованы и вступили в строй все посты, рабочие получили новую спецодежду и все необходимые инструменты.В Волховское районное объединение «Сельхозтехника» Орловской области был принят на работу молодой водитель В. Царев. Однако ездить на машине ему пришлось недолго: заведующий гаражом настоял на том, чтобы малоопытного водителя перевели в слесари. При этом допускал по отношению к нему грубость высокомерие. Об этом В. Царев рассказал в своем письме в редакцию. По нашей просьбе разбором жалобы водителя занималось областное объединение «Сельхозтехника». Заместитель председателя объединения Е. Амелин сообщил следующее. После окончания курсов В. Царев устроился на работу в райобъединение. за ним закрепили бензовоз. Но вскоре ему предложили временно перейти на работу слесарем. Заведующий гаражом В. Коган в отдельных случаях действительно проявлял грубость по отношению к Цареву, что и послужило поводом для жалобы. В настоящее время тов. Царев переведен на работу водителем. За грубое отношение к подчиненным тов. Когану приказом по райобъединенню объявлен выговор.Опубликовано в Болгарском еженедельнике «Поглед» Перевод Ю. Ф едорова - Ч ерногорского Рис. А. ТебеневаВодитель мотоцикла В. Каргальский из Донецка написал нам о том, что был остановлен якобы за поевышение скорости работниками Госавтоинспекции. •Один из них, тов. Бородин, назвал свою фамилию, другой — не пожелал. Был составлен протокол, у «нарушителя» взяли объяснение. В результате — временное лишение прав. Ко всему прочему работники ГАИ были далеко не вежливы. «Я хочу попросить вас разобраться с этим вопросом». — заканчивает свое письмо читатель. На обращение редакции получен ответ из ГАИ УВД Донецкого горисполкома, в котором говорится, что письмо было обсуждено среди всего личного состава. материал направлен на административную комиссию для пересмотра. А через несколько дней мы получили еще одно сообщение из ГАИ: удостоверение В. Каргальскому возвращено.31