Соревнование на всех этапах социалистического и коммунистического строительства было и остается могучим средством развития творческой инициативы масс, формирования социалистического коллективизма.Из Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования»Ташкентский образцовый переживал в прямом и переносном смысле слова горячее время. Ртутный столбик термометра iK полудню даже в тени переваливал за тридцать. Над обширным двором автомотоклуба висело палящее солнце, камни дышали жаром, кое-где плавился асфальт. Не освежала даже зелень, обильно обрамляющая двор. Однако и зной не мог помешать оживлению, царившему вокруг. Уходили и приходили учебные автомобили, раздавались команды, рокотали двигатели. К фонтанчику, приютившемуся среди кустов, то и дело подбегали ребята: глотнут холодной воды, ополоснут лица — и к машинам, за руль, на улицы узбекской столицы, а то и за город, в поле, на проселки. Пока одна группа находилась, как говорят транспортники, на линии, другая в просторной светлой аудитории отчитывалась перед авторитетной комиссией по теории автодела, правилам движения. В вестибюле, коридорах слышалось: «Ну как?»,.. «Порядок!»... «Поздравляем!»... Словом, знакомая картина. Экзаменационная пора всегда напряженная и, пожалуй, всюду схожая — в школах, техникумах, вузах. А уж в клубе, где юноша получает техническую специальность, и от того, хорошо ли он ею овладел, во многом зависит его армейская служба, Но вот какая деталь: чем дольше мы наблюдали за ходом экзаменов, тем больше убеждались, что волнуются ребята не от робости. Дело в другом. Скоро им служить в армии. И уже здесь, в «лубе они осознали, какая ответственность ляжет на плечи. Ответственность за себя, за товарища, за весь клуб в целом. Байрам Салиев: — Волнуюсь? Есть немножко. Обязательство взял по всем предметам иметь не ниже «хорошо». Слово сдержу. Николай Короткое: — За себя не боюсь. Надо, чтобы вся группа успешно сдала. Мы ведь решили: не ниже 4,7 балла на круг и чтоб три четверти группы — только на «отлично»Владимир Бойко: — Гадать сейчас уже поздно. Знания выложить надо, вот и переживаю, конечно. С экзаменов все трое вышли с круглыми пятерками. Это, так сказать, волнение на финишной прямой, в горячие дни завершения учебного года. А был ли «покой» в начале его, в середине? Теперь, когда подведены итоги, сделаны выводы, извлечены уроки, можно твердо сказать: Ташкентский образцовый автомотоклуб ДОСААФ вышел на намеченные рубежи. И до покоя ли тут было воспитателям и курсантам! Намеченные рубежи — это вкратце вот что: вызвав Алма-Атинский республиканский образцовый автомотоклуб на социалистическое соревнование под девизом «50-летию образования СССР — достойную встречу», ташкентцы обязались достичь общей успеваемости не ниже 4,6 балла, подготовить не менее 60 процентов отличников учебы, добиться 100-процентной сдачи нормативов спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины» (новый Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» тогда еще не был введен), подготовить из числа выпускников не менее 50 процентов разрядников. Это лишь часть обязательств, тех главным образом, что относятся к учебноспортивным показателям. В целом договор, заключенный с алма-атинцами, обширен. В чем же особенности нынешнего этапа соревнования? — Односложно на этот вопрос не ответишь, — говорит начальник клуба Евгений Григорьевич Шелуханов. — Главное, из чего мы исходим, — повысились требования к воину армии и флота. Качество и еще раз качество — вот что прежде всего ныне нужно от автомотоклубов. Поэтому с новой меркой подходим к методам обучения, воспитания. Сейчас, например, мы перестроили классы теории, правил движения, технического обслуживания. В основе — наглядность: электрифицированные стенды, разрезные механизмы и агрегаты; заботимся о тренажерной подготовке, программировании обучения. — Потом, учтите, — после «©которого раздумья продолжает Шелуханов, — масштабы не те, что раньше. Одной техники у нас больше ста единиц. К учебным задачам прибавьте спортивные — до тридцати соревнований в год, среди них республиканские, всесоюзные. Дел хватает. Нужны, стало быть, четкое планирование, ритмичность, высокая организованность, дисциплина. А ведь соревноваться с «противником», которого избрали, не так-то просто: Алма-Атинский клуб — крепкий орешек. Если раскрыть эти слова, за ними увидится многое: год напряженного труда, постоянное беспокойство за дело, инициатива, творческий поиск как в методах организации соревнования, так ив самом выполнении обязательств. О методе. Среди требований, записан-За рулем ЗИЛ-130 выпускник Ташкентского АМК Мирсагат Азимов. В самых разных условиях обучаются вождению автомобиля курсанты Ташкентского автомотоклуба ДОСААФ. На этот раз колонна учебных машин вышла в поле. Фото С. Тапкина ных в Постановлении ЦК КПСС, есть такие: неуклонно осуществлять ленинские принципы соревнования — гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения опыта. Гласность. Одна из ее сторон — наглядность. С нештатным заместителем начальника клуба по воспитательной работе А. А. Поперечным идем по широченному вестибюлю, увитому цветами. Самый большой и красочный стенд посвящен социалистическому соревнованию: броско — пункты договора с алма-атинцами, индивидуальные обязательства преподавателей. В центре внимания — люди. Две витрины с фотографиями. На одной портреты двадцати двух передовиков — преподавателей, инструкторов, мастеров производственного обучения, рационализаторов — А. В. Горшкова, П. П. Королева, Т. А. Валиева, П. М. Кобзаренко, Т. Карабаева, Н. Ф. Фоменко... Большинство — ветераны клуба. Об опыте обучения и воспитания каждого из них можно многое рассказать. На другой фотовитрине — их воспитанники, отличники учебы, теперь замечательные специалисты в армии, уверенно управляющие колесной и боевой техникой. Скоро витрина пополнится фотографиями новых передовиков, Учебные классы. Чуть ли не в каждом оборудованы уголки соревнования. Тутобязательства группы, список обучаемых, отметки по каждому предмету, «боевые листки-молнии». — Вокруг обязательств, — говорит Алексей Александрович,—ведется большая работа. В группах регулярно анализируются итоги. Ведь за каждым бал- КЛУБ СОРЕВНУЕТСЯлом — человек — и воспитанник и воспитатель. Идет выявление недостатков, методических недоработок, предлагаются средства их устранения. Итоги, как правило, обсуждаются на собраниях, педагогических советах, совещаниях, освещаются в стенной печати. Отстающих 'подтягиваем до уровня передовых. В этом и состоит цель соревнования. Сравнимость результатов. В разговор вступил инструктор практического вождения кандидат в мастера автоспорта А. М. Пекшин: — Вот недавно мы совершили 400-километровый марш, — сказал он. — На всех этапах похода ребятам давали вводные, искусственно устраивали неисправности в автомобиле, которые надлежало быстро обнаружить и устранить. Делалось все, чтобы максимально приблизить вождение к условиям, с которыми юноши могут встретиться в армии. И надо было видеть их стремление опередить товарища в умении управлять автомобилем на бездорожье, ночью, в колонне. Потом на коротких остановках производили разбор марша, сравнивали результаты... < Может быть, пример покажется частным. Но из частностей складывается общее. При подведении итогов берется во внимание весь учебно-воспитательный комплекс, начиная с успеваемости, дисциплины, методической, рационализаторской работы, кончая сохранением техники. Евгений Григорьевич Шелуханов, другие товарищи многое рассказали нам. Что они тщательно изучают опыт таких автомотоклубов, как Омский, Житомирский, Витебский, Тбилисский, и, конечно, своего «соперника» — Алма-Атинского. — Живем ведь не изолированно, — заключает Шелуханов. — Свои достижения не держим под замком. На нашем примере тоже учатся. Отсюда, как нетрудно заключить, создается широкая возможность практического повторенияопыта — выполнения одного из важнейших ленинских принципов соревнования. Умелый подход к организации соревнования дал ощутимые результаты, сказавшиеся прежде всего на уровне идеологической работы. В Ташкентском автомотоклубе глубоко усвоили требование Центрального Комитета партии о необходимости в полной мере использовать социалистическое соревнование для усиления воспитания людей в коммунистическом духе. Составная его часть — военно-патриотическое воспитание. Оно ведется здесь продуманно, повседневно. В основу положены решения XXIV съезда КПСС, Постановление ЦК партии о подготовке к 50-летию образования СССР, указания партии и правительства о дальнейшем укреплении обороноспособности страны. Мы детально ознакомились с работой совета ленинской комнаты (которая, кстати, по итогам недавнего смотра получила вторую денежную премию — 500 рублей), с наглядной агитацией, представленной в полутора десятках тематических ярко оформленных стендов; побывали в библиотеке, где собрана обширная военно-патриотическая и специальная литература, присутствовали на лекции о дружбе народов в до отказа заполненном клубном актовом зале, вмещающем 450 человек... Всюду внушают уважение политическая целенаправленность, размах, вкус. И умение тесно сочетать массовые мероприятия с индивидуальным подходом к людям. В этом году состоялись десятки встреч с героями войны, с воинами местного гарнизона, ознакомление с техникой, экскурсии в музей революционной и боевой славы при окружном Доме офицеров, возложение венков на могилу четырнадцати туркестанских комиссаров... К лекциям, докладам привлекаются специалисты из общества «Знание», офицеры и генералы запаса, активисты комсомола. Тематика их самая обширная; ленинские заветы о защите социалистического Отечества; мощь Советских Вооруженных Сил; социалистический интернационализм; успехи коммунистического строительства... Прикосновение к революционному прошлому, к боевым и трудовым подвигам пробуждает у юношей стремление быть похожими на героев, лучше подготовить себя к защите Родины. Об индивидуальной работе с воспитанниками рассказывают сами педагоги. П. П. Королев: — Стараюсь сразу изучить характер, способности каждого курсанта. Со временем считаться не приходится. Если надо, дополнительные занятия провожу, посещаю родителей, иногда хожу на заводы, стройки, где ребята работают. Т. А. Валиев: — Уделяю много внимания дружбе, спайке, взаимовыручке. У нас ведь семья многонациональная: кроме юношей-узбеков учатся русские, украинцы, киргизы... Шоферу, тем более военному, без товарищества не прожить. Г. Л. Хазанов: — Помогают в воспитании письма солдат — бывших наших курсантов. Недавно читал ребятам письмо Евгения Афанасьева, он теперь механик-водитель танка. Его тезка Барышев водит спецмашину. Оба классные специалисты. Желают ребятам успехов в учебе... Близится начало нового учебного года. Подготовкой к нему озабочен коллектив. Предстоит совершенствовать методическую, военно-патриотическую работу, настойчивее внедрять в практику технические средства обучения, многое другое, чтобы подняться по всем показателям на новую ступень. К этому обязывает звание «образцовый», которое заслуженно носит Ташкентский автомотоклуб. А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» г. Ташкент7