МОТОКРОССНынешний чемпионат мира в классе 250 см 3 отличается от всех прежних первенств исключительно напряженной спортивной борьбой. Достаточно сказать, что в прошлом году лишь три фирмы («Сузуки», «Хускварна» и «Чезет») выставили команды, укомплектованные заводскими гонщиками. В этом же году семь заводов перед началом сезона заключили контракты с ведущими спортсменами мира на выступление в 12 этапах первенства 1972 года. Основные показатели мотоциклов, подготовленных этими заводами, весьма близки (мощность 33—35 л. с , вес 95—98 кг, пятьшесть передач). В этих условиях даже небольшая разница в спортивном мастерстве гонщика может иметь решающее значение. З а японский завод «Сузуки» в текущем сезоне выступают бельгийцы Ж. Робер и С. Гебейерс. Дебютанты первенства 1972 года по кроссу в классе 250 см 3 фирмы «Ямаха» и «Кавасаки» прибегли к услугам шведских гонщиков: первая — Т. Халльмана и X. Андерссона, вторая — О. Петерссона. Роль фирменных -гонщиков других заводов приняли: «Хускварна» — У. Палм, Б. Бонн и А. Кринг; «Монтеса» — К. Вехконен и Ж. Новак; «Бультако» — М. Виртц; «Чезет» — М. Халм и Я. Фальта, Наша сборная (В. Кавинов, А. Кибирин, Г. Моисеев, П. Рулев) стартовала на машинах «Чезет», а также (в порядке пробы) на 42-сильном мотоцикле австрийского завода КТМ, который пока не располагает собственными гонщиками мирового класса. При исключительно сильном составе участников и высоких технических показателях мотоциклов соперников советские спортсмены удачно начали чемпионат (о результатах первых двух этапов — см. «За рулем», 1972, № 6). Сегодня четверка молодых гонщиков, входящ аяв состав сборной страны, уже вступила в пору зрелости, и мы можем ждать от нее хороших результатов. Доказательством тому победа Кавинова на четвертом этапе в ЧССР, вторые места, замятые Кибириным в Испании, Рулевым во Франции, Кавиновым в ФРГ, третьи места, завоеванные Моисеевым во Франции и Голландии. В итоге после семи этапов все четверо советских гонщиков входят в десятку сильнейших кроссменов мира. Говоря о победе Кавинова в ЧССР, нужно отметить, что во втором заезде он методически преследовал прославленного чемпиона Робера, который вынужден был идти на пределе возможностей. В итоге «Сузуки» бельгийца не выдержал высокого темпа гонки и Кавинов выиграл заезд. Приводим результаты соревнований. Ill этап. Голландия: 1. Робер; 2. Гебейерс; 3. Моисеев; 4. Палм (Швеция). 5. И. Ламмерс (Голландия); 6. Вехконен (Финляндия)... 9. Кибирин. IV этап. ЧССР: 1. Кавинов; 2 Робер: 3. Палм; 4. Кринг (Швеция); 5. Кибирин; 6. Халм (ЧССР). V этап. СФРЮ: 1. Робер; 2. Гебейерс; 3. Вехконен; 4. Рулев; 5. Палм; 6. Г. Райе (Бельгия)... 8. Кибирин; 9. Моисеев. VI этап. ФРГ: 1. Робер. 2. Кавинов; 3. Андерссон; 4. Гебейерс; 5. Г. Шмитц (ФРГ); 6. Халльман... 8. Рулев. VII этап. ПНР: 1. Робер; 2. Андерссон; 3. Халм; 4. Фальта (ЧССР); 5. Кавинов; 6. Палм. Сумма очков после семи этапов: Робер — 87; Гебейерс — 47; Палм — 41; Кавинов — 33; Кибирин — 31; Андерссон — 30; Халм — 24; Райе — 23; Рулев — 23; Моисеев — 22.же, как на первенстве мира в классе 250 смЗ. Первые четыре этапа показали, что у четырех марок мотоциклов («Сузуки», «Хускварна», «Майко» и «Чезет») примерно равные шансы на успех. Решающее значение имеют здесь не мощность двигателя и вес машины (эти параметры — соответственно 40—45 л. с. и 100—105 кг — у них примерно одинаковы), а ее надежность. Далеко не все гонщики оказываются в состоянии использовать имеющийся в их распоряжении большой запас мощности, и в этих условиях индивидуальное мастерство спортсмена является той каплей, которая нарушает равновесие. Очень тяжел был первый этап. Сильный дождь сделал трассу труднопроходимой. Из 46 спортсменов, стартовавших в австрийском городе Зиттендорфе, лишь десятеро получили зачет. Приводим результаты соревнований. I этап (Австрия): 1. Р. де Костер (Бельгия); 2. В. Бауэр (ФРГ); 3. А. Юнссон Швеция); 4. И. Стодулка; о. В. Валек оба — ЧССР); 6. Э. Робертсон (Англия). II этап (Швейцария): 1. X. Миккола (Финляндия); 2. де Костер; 3. Б. Эберг (Швеция); 4. Юнссон; 5. Г. Вольсинк (Голландия); 6. Д. Бен«с (Англия). Ill этап (Швеция): 1. де Костер; 2. А. Вайль (ФРГ); 3. Бауэр; 4. К. Хаммаргрен (Швеция); 5. Ж. ван Вельтховен (Бельгия); 6. Бенкс. IV этап (Франция): 1. П. Фридрихе (ГДР); 2. Вайль; 3. Эберг; 4. Миккола; 5. Вольсинк; 6. ва« Вельтховен. После четырех этапов наибольшая сумма очков у де Костера («Сузуки») — 42. Далее идут Миккола («Хускварна») — 25, Вайль («Майко») и Эберг («Хускварна») — по 24 и Бауэр («Майко») — 22. Неоднократный чемпион мира Фридрихе («Чезет») с 15 очками занимает восьмое место. Советские гонщики в этом сезоне выступают не по полной программе.АВТОГОНКИНа трассе «Харама» (1 круг — 3404 м) в Испании состоялся третий этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам для машин формулы 1. Победил бразилец Эмерсон Фиттипальди на автомобиле «Джон Плейере Спешел» (технически это «Лотос-72»). Дистанцию 306 км он прошел со средней скоростью 148,63 км/час, то есть на 8 км/час лучше прежнего результата. Последующие места заняли: Ж. Икс; К. Регаццони (оба — «Феррари312Б2»); А. де Адамич («Сертисс-ТС9»); П. Ревсон («Мак-Ларен-М19»); К. Паче («Марч-721»), Гонки на «Большой приз Монако» проводились в тридцатый раз и являлись четвертым этапом первенства. Средняя скорость победителя (из-за проливного дождя, шедшего всю гонку) составила лишь 102,75 км/час против 134,36 км'час, показанных в прошлом году. Первым финишировал Ж. Бельтуаз (БРМ-180), далее — Ж. Икс, Э. Фиттипальди, Д. Стюарт («Тайрелл»), Б. Редман («Мак-ЛаренМ19»), К. Амон («Матра-СИМКА-МС120»). Пятый этап, состоявшийся в Бельгии, принес следующие результаты: 1. Фиттипальди—182,42 км/час; 2. Ф. Север («Тайрелл»); 3. Хьюм («Мак-Ларен-М19»); 4. М. Хэйлвуд («Сертисс-ТС9»); 5. Паче; 6. Амон. По сумме очков впереди идет Фиттипальди (31). Далее: Хьюм (19), Икс (16) и Стюарт (12).* * *Традиционные соревнования автоспортсменов социалистических стран на Кубок дружбы открылись гонками в г. Мосте (ЧССР). По сравнению с прошлым годом технические требования к гоночным автомобилям участников подверглись изменениям. Так, рабочий объ3 ем двигателя ограничен 1300 см , разрешается использовать лишь моторы, изготовленные в социалистических странах. Ливень, начавшийся сразу после старта, сильно повлиял на результаты соревнований. Победил Г. Мелькус (ГДР) на «Мелькус-Вартбурге», опередивший X. Илека (ЧССР) на «Шкоде-Металэкс» и Р. Краузе (ГДР) на «Мелькус-Вартбурге». Наш М. Лайв на «Эстонии-16М» финишировал десятым.мотогонкиСенсацию вызвали два события, которыми были отмечены первые этапы чемпионата мира по кольцевым мотогонкам. Джакомо Агостини, десятикратный чемпион мира, на первом3 этапе в ФРГ, стартуя в классе 350 см на абсолютно исправной машине («МВ-Агуста»), не смог выиграть у молодого финского гонщика Ярмо Сааринена, который шел на «Ямахе». На втором этапе (во Франции) вновь победил финн, а чемпион мира финишировал уже не вторым, а четвертым. В классе 250 см 3 большим сюрпризом был дебют японца X. Каная. который на «Ямахе» выиграл первый этап и был вторым на втором. После четырех этапов (ФРГ, Франция, Австрия, Италия) из четырнадцати гонщики занимают следующие места. 50 см 3 : 1. Я. де Фрис («Крайдлер») — 30 очков; 2. А. Ньето («Дерби») — 24; 3. Б. Янссон («Ямати») — 10. 125 см 3 : 1. Ж. Парлотти («Морбиделли») — 52; 2. А. Ньето («Дерби») — 45; 3 3. Ч. Мортимер («Ямаха») — 36. 250 см : 1. Я. Сааринен («Ямаха») — 40; 2. Р. Пазолини («АэрМакки») — 27; 3. X. Каная («Ямаха») — 25. 350 смЗ; 1. д. Агостини («МВ-Агуста») — 50; 2. Я. Сааринен («Ямаха») — 48; 3. Р. Пазолини («Аэр-Макки») — 28. 500 смЗ; 1. Д. Агостини («МВ-Агуста») — 60; 2. А. Пагани («МВ-Агуста») — 24;3 3. К. Буржуа («Сузуки») — 12. 500 см с коляской: 1—2. 3. Шауцу — В. Калауш (БМВ) и Г. Лутрингсхаузер — Ю. Кусник (БМВ) — по 27; 3. Р. Вегенер — А. Хайнрихс (БМВ) — 20.КАРТИНГПервый этап соревнований на Кубок дружбы социалистических стран (класс 125 см3) был проведен в ПНР на трассе г. Козле. В личном зачете победил Л. Бедржих (ЧССР), который в прошлом году по результатам пяти этапов занимал второе место. Прошлогодний же победитель. известный гонщик из ГДР Ю. Кох был вторым, а третьим — спортсмен из ЧССР Ф. Дыкаст. В командном зачете первенствовали гонщики ЧССР, располагающие машинами с весьма мощными (19—20 л. с.) двигателями от кроссовых мотоциклов «Чезет». Польская сборная, хорошо знакомая с особенностями своей трассы, вышла на второе место, а команда Венгрии заняла третье. Неудача постигла две сильные сборные —ГДР и СССР, которые на этот раз вынуждены были довольствоваться соответственно четвертым и пятым местами.* * *Чемпионат мира по мотокроссу в классе 500 см 3 проводится в шестнадцатый раз. Гонщики ведут борьбу за золотую медаль на протяжении 12 этапов. Система начисления очков и зачета — такаяРЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫПосле довольно долгого перерыва вновь возросла популярность рекордных заездов на мотоциклах. Немало способствовала этому трасса, открытая в г. Эльвингтоне (Англия), которая проложена на неиспользуемой дорожке аэродрома. Проведенные там в последнее время заезды дали 22 мировых рекорда в разных классах мотоциклов на 1/4 мили (402 м), 1 километр и1 милю (1609 м) ео стартом с места и1 километр и1 милю со стартом с хода. Абсолютно лучший результат — у Ф. Купера. На специальном мотоцикле «Циклотрон» с двумя 650-кубовыми моторами «Триумф» мощностью около 150 л. с. он показал скорость более 300 км/час. Высокие скорости были достигнуты и на машине «Минарелли» класса 175 смЗ. Ее двигатель, форсированный до 30 л. с. (при 9500 об/мин), позволил мотоциклу, заключенному в сигарообразный обтекатель, достичь 193 км /час.АВТОРАЛЛИМеждународный чемпионат среди марок в этом году включает 10 этапов. Второй, проходивший в Швеции, закончился победой шведа С. Бломквиста на автомобиле СААБ-96. Третий этап — ралли Сафари — принес немало неожиданностей. Из года в год это соревнование, трасса которого (6180 км) проходила по дорогам и бездорожью в Кении, Танзании, Уганде, выигрывали местные экипажи. На этот раз победителями стали европейские спортсмены — финн X. Миккола и швед Г. Пальм. Они шли на автомобиле «Фордэскорт-РС1600» с 1600-кубовым двигателем, форсированным до 200 л. с. Трехкратный чемпион Европы поляк С. Засада со своим напарником М. Бенем занял второе место (на «Порше-911С»). Из 86 стартовавших экипажей финишировало лишь 18.39