v^T-^20000КИЛОМЕТРОВ СПУСТЯНа динамометрической дорожке полигона НАМИ. Замеряется динамика «.Москвича» с эмблемой «ИЖ*. Фото В. ШиршоваПервые впечатления8 статье «Ижевский «Москвич» («За рулем», 1972, № 6) упоминалось о том, что редакция испытывает автомобиль этой марки. Минул год с того времени, как светло-салатный «Москвич» с номером «Проба 03-51» появился у нашего подъезда. Пора рассказать о ходе редакционного теста. В чем смысл проверки, которая получила такое название? Ведь существует большой комплекс тщательно продуманных заводских и государственных испытаний, сопутствующих рождению каждой новой модели. Они продолжаются и после того, как машина запущена в серию. Их результаты скрупулезно изучают конструкторы и технологи. Все это так. А между тем десятки автомобильных журналов и газет самостоятельно экзаменуют автомобили. Больше того, через свои тесты они представляют читателям новые модели. И в этом есть резон. Редакционные пробы не копируют заводские и не спорят с ними. У них своя сфера — оценить автомобиль с позиций его будущего владельца, имея в виду под этим обобщающим понятием людей с разными запросами, характерами, водительским умением, технической подготовкой, живущих в разных районах, по-разному пользующихся машиной. Тесты обычно содержат и советы, предостерегают от возможных ошибок, помогают установить «взаимопонимание» с автомобилем, а когда речь идет о покупке — выбрать модель. Это, если хотите, и форма общественного контроля от имени автолюбителей. Поэтому тест включает и проверку машины на соответствие технической характеристике. Не скроем, с самого начала нас одолевали сомнения. Как строить тест? Одно дело оценивать новую модель. Здесь все вроде бы ясно. Нам же предстояло экзаменовать хорошо известную, давно зарекомендовавшую себя конструкцию — «Москвич-412», — только сделанную не в Москве, а в Ижевске. Тему испытаний подсказали письма читателэй. «Дорогая редакция! Я и мои товарищи, ожидающие очереди на покупку «Москвича-412», ознакомились в журнале с изменениями, внесенными в его конструкцию. А так как к нам на Север поступают автомашины Ижевского завода, то нам хотелось бы узнать: как скоро Ижевский завод перейдет на выпуск машин с этими изменениями? И еще: какая ведется работа, чтоб по комплектации достичь уровня машин АЗЛК?» Эти вопросы из письма тов. Ивановажителя города Полярный Мурманской области — в различных вариантах повторяются в корреспонденции журнала. Число таких писем растет по мере расширения производства ижевских «москвичей». В этом году их будет выпущено свыше 100 тысяч — примерно столько же, сколько ив Москве. Так что ясно, почему так много автомобилистов проявляют интерес к ижевской марке. Итак, знакомимся. «Москвич-412». Год рождения 1971, месяц — июль. Даже при беглом осмотре легко отметить внешние отличия «ижевца» от его московского аналога. У него не квадратные, а круглые передние фары, по-иному оформлена передняя облицовка с эмблемой «ИЖ». На задней стойке кузова нет фонаря стояночного света. Открываем двери и заглядываем в салон. Отделка его — традиционная для «москвичей» и не содержит тех новшеств, которые введены на машинах АЗЛК с 1971 года. Нет мягких обивки на панели приборов, накладок на дверях и стойках кузова. Руль, ручки замков дверей и стеклоподъемников — обычного типа, не изменилась обивка сидений. Скажем прямо, ижевская малолитражка сегодня выглядит более скромно, чем московская. И в данном случае известное «скромность украшает» не совсем к месту, потому что перечисленные и некоторые другие изменения, внесенные в конструкцию столичного «Москвича» («За рулем», 1971, № 11), носят не только декоративный характер. Они прежде всего служат повышению пассивной безопасности. Со временем все это появится на ижевских автомобилях. Так18