34
35
На снимках — несколько ралли «Москвич-72».моментовТРИ ПИЦА ОДНОГО РАЛЛИЭто было необычно. В одном соревновании стартовали такие асы автомобильного спорта, как В. Бубнов, А. Печенкин, Л. Потапчик, В. Ржечицкий, и рядом — водители, имеющие сравнительно небольшой спортивный опыт, новички на собственных машинах. Но автомобилисты разной квалификации не соперничали между собой. Потому что ралли «Москвич-72» 'на приз имени летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза В. Н. Волкова, проведенное Автозаводом имени Ленинского комсомола, совмещало в себе по существу три соревнования. Для каждой группы водителей была своя дистанция, свой график движения, отдельный зачет и специальные призы. О том, насколько интересными и поучительными оказались эти ралли, рассказывают их участники.В дополнительных соревнованиях дорога каждая секунда, спортсмен выжимает из машины все, чтобы достичь быстрее финиша скоростного участка (фото вверху). Экипаж «Жигулей» под № 181 выступил в однодневке среди владельцев индивидуальных машин. Запас времени есть — неплохо еще раз Убедиться. что все исправно. «Расти большой, расти счастливый», — говорит водитель, пожимая ручонку малышке, и улыбка ребенка — лучшее напутствие спортсмену. Фото С. Тапкина. mл11\чi ьь -МИ' 9'/*** * ё (2'-JiM"ыmНва&'^УвИjjatV. -7/aLL~Jjt.й Ит•мпЙГ*ТW*<tf f&, ---^- ЩтШШ45-72мкл i-im nr> 4 ".• *• •v.' ••f.,.-*- ... ---*)p!~;.jtf34 Н. ШЕВЧЕНКО, старший инженер-испытатель АЗЛК, заместитель главного судьи соревнований Стоит ли доказывать, насколько полезно ралли для повышения водительской квалификации. Не случайно этим увлекательным видом соревнований занимаются автомобилисты заводов и автотранспортных предприятий. Для АЗЛК, где я работаю, ралли имеет ярко выраженный прикладной характер : подготовка машины к соревнованиям, участие в них помогает рабочим обогатить свои знания, в деле оценить достоинства, выявить слабые места машины. Вот почему завод стремится проводить самые различные состязания среди своих автомобилистов — «фигурку», скоростной подъем, многоборье и, конечно, ралли. Р азвивая автоспорт, мы всегда стремились добиваться того, чтобы каждое соревнование было в максимальной степени интересно и для опытных мастеров, которых у нас немало, и для начинающих спортсменов, в том числе тех, кто впервые выходит на старт. Так появилась не совсем обычная программа авторалли «Москвич-72», четвертых на счету завода. Одно соревнование мы разделили на трехдневные для опытных гонщиков — с дистанцией 2870 километров, жестким графиком движения, большим количеством дополнительных скоростных испытаний; двухдневные для спортсменов средней квалификации — здесь дистанция 1360 километров, менее жесткий графики однодневные — для водителей собственных автомобилей, стартовавших на 510-километровой трассе с небольшим количеством скоростных участков. Таким образом, в одном соревновании, при одном составе судейской коллегии нам удалось привлечь на старт водителей самой разной квалификации. Зачет для каждой группы был, естественно, отдельный. Почему мы устроили «ралли для всех»? У нас считается, что крупный автозавод может и должен сыграть роль своего рода опорного пункта для развития автомобильного спорта, в том числе и массового. В конечном итоге автомобилестроителям не безразлично и то. Как будут рядовые водители эксплуатировать созданные ими машины. Ралли «Москвич-72» проводились в форме открытого первенства Автозавода имени Ленинского комсомола. Вместе с десятью его командами в нем приняли участие экипажи филиала АЗЛК в Кинешме, ЗИЛа, автополигона НАМИ, таксомоторных парков и автобаз Москвы, водители из Вышнего Волочка. Всего стартовало около 120 экипажей, в том числе 24 в однодневке. Трасса пролегала по дорогам Московской, Ивановской и Владимирской областей. Ралли вызвали большой интерес среди местных любителей спорта. А. ПЕЧЕНКИН, водитель-испытатель АЗЛК, мастер спорта, победитель трехдневных соревнований Вэкипажес известным гонщиком Владимиром Бубновым я участвовал во многих ответственных соревнованиях. Сполной уверенностью могу сказать, что программа ралли «Москвич-72» по сложности почти не уступала чемпионатам страны. Судите сами: 46 часов «чистого» движения, средняя скорость на некоторых слоясных участках задавалась в 100 км/час, к тому же одно за другим почти непрерывно следовали дополнительные испытания. Да и соперники у нас были хоть куда — Л. Потапчик и К. Сочнов, В. Ржечицкий и В. Богомолов, А. Шишков и А. Стадницкий. Словом, это были настоящие сложные ралли. Вот почему радовались мы своей победе так. словно завоевали золотые медали чемпионов страны. А, может быть, еще и потому такой успех особенно приятен, что выступали на виду у товарищей по заводу. Мне кажется, что для нас, «трехдневщиков», устроители ралли даже перестарались в придумывании сложности. Из 47 экипажей финишировало лишь 13. Видимо, надо было дать небольшой отдых перед последним и самым трудным кругом. Не случайно большинство сошло именно здесь. Причина тому — усталость. Соревнование, безусловно, полезное, интересное. Оно служит одновременно серьезной проверкой мастерства ведущих гонщиков и хорошей тренировкой перед ответственными стартами. Все же выскажу одно пожелание: это ралли видится мне, если можно так сказать, фирменным, в котором спортсмены на автомобилях «Москвич» получали бы от завода при необходимости техническую помощь. В. ФЕДОРЧУК, водитель-испытатель АЗЛК, победитель двухдневных соревнований У нас на заводе много начинающих автоспортсменов. Каким бы ни было интересным участие в «фигурке», многоборье, все же хочется выступить в серьезных ралли вместе с нашими известными мастерами. Это очень важно — рядом с ними готовить автомобиль к соревнованиям, учиться тонкостям составления легенд. Ценность авторалли «Москвич» и в том, что наш двухдневный маршрут пролегал по тем же дорогам, по которым ехали самые опытные гонщики. Правда, график движения у нас был менее жесткий. Но все равно на скоростных участках мы могли увидеть в деле тех, у кого учимся мастерству. Еще одна особенность ралли «Москвич». Испытали ее на себе только спортсмены АЗЛК. Дело в том, что у нас на заводе существует правило: не доехал до финиша по собственной вине — пропусти очередное соревнование, потерпел аварию из-за горячности — понаблюдай в роли зрителя два соревнования. Подобная строгость вполне оправдана. Она учит дисциплине, аккуратности, точному выполнению указаний тренера. Выиграв это ралли, мы вместе с напарником Б. Ивановым приблизились к получению звания кандидата в мастера спорта.А. ВЫСТАВКИН, доктор технических наук, призер однодневных соревнований на личных автомобилях Второй раз участвую в ралли «Москвич» и получаю большое удовлетворение. В минувшем году наш экипаж на «Жигулях» занял третье место среди участников однодневных соревнований на личных автомобилях, а теперь, выступая на такой же машине, вместе с инженером-конструктором В. Светом мы поднялись на ступень выше. Меня, да и других автолюбителей ралли привлекает возмоишостью улучшить свои водительские качества, приобрести прочные навыки ориентирования на местности, полнее проверить машину. Могу уверенно сказать, что ралли с его специальными участками, скоростным маневрированием — прекрасная школа вождения. То, что получаешь за день соревнований, вряд ли приобретешь за месяцы пребывания за рулем автомобиля в обычной обстановке. Водитель, будь то профессионал или любитель, должен чувствовать себя уверенно. Это безусловная гарантия от всяких неприятностей в пути. А уверенность лучше всего приобретается в трудных условиях, на спортивных трассах. Вот почему нынешнее ралли «Москвич-72» большинству «однодневщиков» понравилось больше, чем прошлогоднее. Трасса была сложнее, и это хорошо. На одном из трудных участков нашему экипажу довелось «заработать» 60 секунд штрафного времени. Как на грех, на этом участке нам попалось немало встречных и попутных машин, что заставило несколько снизить скорость. Но ведь один из экипажей смог пройти всю трассу без штрафных, значит, и мы, прояви больше умения, добились бы лучшего результата. Хочу привести один пример, показывающий, какое большое значение имеют для автолюбителя занятия автомобильным спортом. В минувшем году я отдыхал в Литве, в Паланге. Поехал туда на машине. Пожалуй, впервые за десять лет мне удалось выдержать очень высокую среднюю скорость движения. Вряд ли без тренировки, которую получаешь на ралли и при подготовке к ним, это было бы возможно. Особенно большую пользу нам, автолюбителям, приносят дополнительные соревнования. И хорошо. что журнал «За рулем» учредил специальный приз для экипажа, который окажется победителем в этих соревнованиях. Его выиграли В. Шеленков и Ю. Снобков. На старт однодневного ралли «Москвич-72» вышло 24 экипажа. Пока это мало по сравнению с теми возможностями, которые имеются в столице. У многих автолюбителей проявляется еще боязнь, как бы не повредить машину. Опыт, не только личный, но и многих других экипажей показывает, что бояться нечего. Из всех стартовавших в однодневке машин сошли с трассы только три, ни у одной из них не было сколько-нибудь серьезных повреждений. Будем надеяться, что в ралли «Москвнч-73» примут участие многие владельцы автомобилей столицы. Пожалуй, стоит организовать и соревнования автолюбителей нескольких городов.Результаты соревнований Командные. «Трехдневка»: 1. АЗЛК-1; 2. спортивный клуб «Планета»-1; 3. автополигон НАМИ. «Двухдневка»: 1. АЗЛК-ОТК; 2. АЗЛК-ОГК-2; 3. АЗЛК-цех испытаний, Личные. «Трехдневка»: «Москвич» — 1. В. Бубнов — А. Печенкнн; 2. А. Шишков — А. Стадницкий; 3. В. Ржечицкий — В. Богомолов. «Волга» — 1. Ю. Клим атов — Д. Матвеев; "2. С. Лахтерман — A. Куличев; 3. Ю. Бохин — В. Яковлев. «Двухдневка»: «Москвич» — 1. Б. Иванов — В. Федорчук; 2. А. Котов — О. Олейников; 3. С. Смирнов — Н. Губачев; «Волга» — 1. В. Колесников — B. Мандрыко; 2. Н. Судаков — С. Коренной; 3. В. Глотов — В. Жуков. «Однодневка»: 1. В. Юлыгин — М. Тихомирнов; 2. В. Свет — А. Выставкин; 3. А. Соловьев — Е. Ямщиков.35