В порядке обсужденияБЕЗ ПОЛЬЗЫ ДЕЛУУспешное выполнение планов девятой пятилетки в любой отрасли народного хозяйства немыслимо сейчас без совершенствования системы управления производством. Наряду с этим идет непрерывный поиск более эффективных форм и методов воспитательной работы, в частности касающихся общественного и административного воздействия на нарушителей производственной дисциплины. В этой связи, мне кажется, есть основания пристальнее взглянуть на практику наказания шоферов, совершивших те или иные проступки, такой «высшей мерой», как лишение водительских прав. Конечно, борьба с дорожными происшествиями — первостепенная задача Госавтоинспекции и автотранспортных предприятий. Конечно, она требует решительности и принципиальности. И всетаки дисквалификационные комиссии ГАИ, на мой взгляд, прибегают к лишению профессиональных шоферов прав на вождение слишком часто и не всегда оправданно. Чтобы автора не заподозрили в узковедомственных воззрениях или в стремлении прикрыть недостатки в работе руководимого им коллектива, считаю необходимым дать короткую справку. Ленинградское пассажирское таксомоторное предприятие № 2 — один из крупнейших таксомоторных парков страны. В нем трудится сейчас около 1800 водителей и насчитывается свыше 1000 автомобилей. Производственный план прошлого года нами выполнен по всем показателям. При том, что количество водителей и машин в парке непрерывно растет, число дорожных происшествий, участниками которых были наши водители, неуклонно снижается (хоть и не так быстро, как мы того желали бы). Это, по-видимому, закономерно. На предприятии заново отстроен и оборудован учебный комплекс отдела безопасности движения, налажена система дополнительной подготовки водителей к специфическим условиям работы такси, широко пропагандируется опыт передовиков безаварийной езды, вводится предрейсовый осмотр шоферов. Наконец, коллектив парка награжден грамотой за развитие автоспорта, о прикладном значении которого, как средства повышения водительского мастерства, и говорить не приходится. Таким образом, речь пойдет о «вполне благополучном хозяйстве», у которого, вроде бы, нет повода роптать на судьбу. И все же... Как это ни парадоксально, при всех наших стараниях год от года просто неудержимо растет число водителей, лишенных прав за разные прегрешения. В 1968 году таких в нашем парке оказалось 80 человек, в 1969-м — уже 120, в 1970-м — 198, а в минувшем — 277 человек! Не подумайте, что так обстоят дела только в нашем хозяйстве: в остальных шести таксомоторных парках Ленинграда за 1971 год было лишено прав на различные сроки более 1100 водителей. Не знаю, как в других местах, а у нас автоинспекция следует такому принципу: три просечки в талоне предупреждения — и водитель направляется на дисквалификационную комиссию. На пользу ли это делу? Берусь утверждать обратное. Сразу оговорюсь, что о пьяницах за рулем и речи не будет. Их, без всякого сомнения, надо наказывать по всей строгости закона, что и делается. Но из наших 277 водителей 265 были лишены на сроки от 15 дней до трех месяцев, стало быть, пьяниц среди них не было. Итак, почти 18 процентов водителей парка в течение года отстранялись на разные сроки от управления машиной. А что дала эта мера? Рассмотрим положение, в котором мы очутились, сначала с экономической точки зрения. Предприятие потеряло 15 770 человеко-дней и свыше 260 тысяч рублей валового дохода. Кроме того, парк начислил из фонда заработной платы 32 тысячи рублей за непроизводительный и малоквалифицированный труд на различных вспомогательных работах по гаражу тем, кто дожидался возврата водительского удостоверения. Добавлю, что среди временно утративших трудоспособность, а больничные листы оплачиваются рабочему, как известно, по среднему заработку, большинство составляют именно лишенные прав и переведенные на нижеоплачиваемую работу. В результате на государство ложится еще большее бремя расходов, не учитываемых ни одним статистическим органом. Наконец, трудоустроить всех лишенных водительских прав мы, разумеется, не можем . Приходится увольнять стажированных, уже «обкатанных» шоферов и брать на их место новичков, которые еще, как говорят, хромают на обе ноги. Ясно, что нибезопасность движения, ни наша экономика от этого не выигрывают. Даже при авариях (незначительных, разумеется) сплошь и рядом получается так: ущерб от повреждения машины исчисляется несколькими рублями, а убыток предприятия от лишения водителя прав составляет несколько тысяч рублей. Теперь о моральной стороне проблемы. Известно, что действенность любого наказания во многом зависит от того, насколько провинившийся осознал, что с ним обошлись соразмерно содеянному. Однако практика лишения водительских прав за любые три просечки в талоне предупреждений, за даже не грубые, а, так сказать, рядовые нарушения правил приводит к тому, что водитель чувствует себя обиженным. Да и как говорить об убедительности мотивировок,- когда при таком количестве персональных дел у членов дисквалификационной комиссии на разбор каждого из них есть 3—5 минут времени. Выходит еще и так, что за один и тот же проступок водитель наказывается по существу дважды. Ведь ни одно нарушение правил, а тем более аварию администрация и общественные организации парка не оставляют безнаказанными. Здесь и меры дисциплинарного порядка, и разбор провинившегося на совете общественных автоинспекторов, на общем собрании колонны. Однако впоследствии его за те же самые нарушения лишают и водительских прав. Наконец, отстраненные от управления автомобилем сроком на один месяц просто берут очередной отпуск. Так что вроде^ бы их и не наказывали. Можно, конечно, воспрепятствовать этому, но ведь надо бороться ис текучестью кадров. Нет, что ни говорите, такая «популярность» меры наказания, которая должна быть исключительной, сделала ее малоэффективной. Так же как злоупотребление лекарствами ведет к тому, что они перестают действовать. Вот почему, вынося этот вопрос на обсуждение и работников ГАИ, и автотранспортников, хочу сделать та^ое предложение. Давайте отстранять от руля, и не на месяц-другой, а на целый год тех, кто неоднократно допускает грубейшие нарушения правил, грозящие серьезными последствиями. Пьяниц, может быть, следует лишать прав на вождение вообще на всю жизнь. В остальных же случаях нарушителей надо подвергать крупному денежному штрафу, лишать «тринадцатой зарплаты», льгот при получении отпусков, путевок, жилья и т. п. Пусть, в конце концов, наказание несет провинившийся, а не государство, не предприятие, как это сплошь и рядом происходит сейчас. Ч. БЕГЛЯРБЕКОВ, директор пассажирского таксомоторного предприятия № 2 ЛенинградЭКЗАМЕН НАОтветы на задачи, помещенные на стр. 26. Правильные ответы — 2, 6, 10, 12, 14, 15, 20, 24. I. В новом ГОСТе знак «Одностороннее движение» имеет вид, показанный на рисунке В. II. На протяжении 100 метров после железнодорожного переезда запрещена лишь стоянка (ст. 59в). III. Оба водителя должны ждать допол-ДОМУзовикам движение в крайнем левом ряду запрещено (ст. 37). VIII. При любом способе буксировки освещение сзади должно быть исправно (ст. 108 и 109). Если бы был неисправен только руль, автомобиль можно было бы буксировать путем частичной погрузки в кузов. Мы предложили еще раз задание на правила буксировки в связи с тем, что в части тиража № 6 журнала в ответе на последнюю задачу эти слова «путем частичной погрузки в кузов» были пропущены.нительного сигнала — «стрелки» (ст. 78). IV. При выезде из занимаемого ряда надо пропускать движущихсяв прямом направлении (ст. 42). V. Жесты регулировщика «старше» сигналов светофоров (ст. 72). VI. Перед поворотом надо занять крайнее левое положение на проезжей части (от. 41). VII. На широких улицах и дорогах, где можно двигаться в три ряда и более, гру-30