24
25
Дорога и безопасностьВ. МАРТИНАЙТИС, министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР Два месяца назад Верховный Совет Литовской ССР обсуждал вопросы транспортного обслуживания народного хозяйства и населения и развития автомобильных дорог республики. Уже из одного этого факта ясно, какое огромное значение придается у нас обеспечению бесперебойной и безопасной работы автотранспорта. Сегодня в Литве на каждую тысячу квадратных километров территории приходится 511 километров автомобильных дорог. В то время как до 1940 года дорог с усовершенствованным покрытием у нас практически не существовало, а незначительная часть гравийных и щебеночных, пригодных разве что для гужевого транспорта, была основательно разрушена в годы Великой Отечественной войны. Первая забота дорожников в послевоенный период была восстановить главные транспортные пути, обеспечить возможность проезда хотя бы по основным из прежних дорог. Однако и после ремонта они по сути дела оставались все теми же гужевыми трактами, совершенно не приспособленными к скоростям и интенсивности автомобильного движения. Поэтому на важнейших направлениях в срочном порядке начались работы по устройству облегченных черных покрытий. В 1957 году протяженность таких дорог в республике составила уже почти 1500 километров. Простое улучшение покрытия существующих лутей давало немедленный экономический эффект, обеспечивало надежную и столь необходимую транспортную связь колхозов, совхозов, периферийных предприятий с городами и столицей республики. И только в последние годы мы начали закладывать основу новой, мощной дорожной сети, строя ее капитально, по нормам высоких технических категорий и одновременно с учетом всех требований безопасности на ближайшую перспективу. А ее нетрудно представить. Технико-экономические исследования показали, что за 1955—1970 гг. интенсивность автомобильного движения в среднем по республике возросла в 3,8 раза. На нынешнем этапе развития по всем расчетам такой же рост интенсивности будет достигнут уже к 1980 году. И это при достаточно высоком исходном показателе. В предвидении роста транспортных потоков на главных дорогах мы приступили к их комплексной реконструкции. В первую очередь речь идет о Дороге Вильнюс — Каунас, имеющей исключительно большое значение не только для транспортных связей республики, но и для межреспубликанских связей по •направлениям Москва — Минск — Калининград и Минск — Вильнюс — Рига. Новая скоростная дорога с четырехполосной проезжей частью и зеленой разделительной полосой была сдана в эксплуатацию в 1970 году. Она отличается современными транспортными развязками и пересечениями в разных уровнях, которых здесь насчитывается 18. Эта автомагистраль не только удобна, но и.Тан выглядят тросовые ограждения на новых автомагистралях Литвы. Они зна чителько повышают безопасность движения.24 красива. В результате комплексных работ по формированию и благоустройству придорожной зоны она теперь отвечает всем требованиям современного ландшафтного проектирования и эстетики. В интересах безопасности движения мы отказались от сплошных полос зеленых насаждений по обе стороны дороги. Принцип группового озеленения со свободно размещенными деревьями открывает придорожный пейзаж, а разнообразие обстановки, как известно, снижает утомляемость водителя. В прошлом году было завершено строительство новой автомобильной дороги, связывающей Вильнюс с Трзкайскими озерами, широко известными и как зона отдыха, и как арена крупнейших всесоюзных и международных соревнований по гребному и парусному спорту. Осуществлены большие работы по переустройству, улучшению технического состояния и других дорог. В результате асфальтированные магистрали составляют сейчас свыше 60 процентов основной дорожной сети республики и протянулись более чем на 6 тысяч километров, связав между собой все города, районные центры и поселки городского типа. Замечу, что протяженность асфальтированных местных дорог увеличится за это десятилетие еще в семь раз. Усовершенствование дорожной сети весьма эффективно сказалось на экономике. За годы восьмой пятилетки оно сохранило народному хозяйству 51 миллион рублей. Это означает, что большая часть затрат на переустройство дорог уже окупилась. Реконструированные дороги позволили развивать высокие скорости, что потребовало уделить особое внимание вопросам безопасности движения. Для профилактики дорожных происшествий делается многое. Расширена проезжая часть на подходах ко всем крупным городам республики. На дорогах первой и второй технических категорий устраивают шероховатое покрытие. Проложены объезды ряда городов, что освободило их улицы от транзитного транспорта, сократило его пробеги. Как показали расчеты, строительство таких обходов окупается в течение трех-четырех лет эксплуатации. На маршрутах с интенсивным автобусным движением построены сотни современных павильонов, а у большей части автобусных остановок созданы уширения дороги с перронами и скамейками для пассажиров. В живописных местах автомагистралей размещены специальные площадки для отдыха водителей и стоянки машин. На участках дорог, проходящих по высоким насыпям, помимо барьеров из железобетонных колесоотбойных плит, широко применяется тросовое ограждение, которое существенно снижает опасность съехать с дороги. Почти все дорожные знаки на магистралях имеют светоотражающую поверхность. Но вот разметка проезжей части доставляет дорожникам много хлопот Ее приходится восстанавливать по тричетыре раза в год из-за плохого качества лакокрасочных материалов. Нашей химической промышленности пора серьезно заняться решением этой проблемы. В работе по реконструкции и капитальному ремонту дорог мы опираемся на тщательный анализ причин дорожных происшествий. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных до-Сверху вниз: дорога Вильнюс—Каунас с разделительной полосой; схема развязки; площадка для стоянки машин и отдыха водителей на автомагистрали. Фото И