28
29
Вместо эпиграфа: На автомобильных дорогах в среднем 24 из каждых 100 происшествий представляют собой столкновение с различными препятствиями. Из статистики дорожных происшествийДа, это была тяжелая картина. Изуродованный мотоцикл, кровь на асфальте, два безжизненных тела, распростертые на обочине... Каждый увидевший это не мог не задаться вопросом: «Как же случилось такое? Кто виноват?» На первый вопрос ответить было просто, как и представить себе обстановку происшествия. Случилось вот что. Каким-то образом на дороге очутился довольно крупный камень. То ли выпал из кузова, то ли, устраняя поломку автомобиля, его притащил для подспорья кто-нибудь из водителей. А может быть ни одно ни другое — не в том суть. Как попал камень на дорогу, не столь уж важно, но неужели же его нельзя было сразу убрать? Нашлись очевидцы того, что он пролежал на дороге если не весь день, то во всяком случае много часов. За это время мимо проехал не один десяток водителей. Промчались, не останавливаясь, не обращая внимания. Теперь вы поняли, как произошло то, что рано или поздно должно было случиться? Конечно, мотоциклист в темноте не заметил камня и на полном ходу столкнулся с ним. Водителя и пассажира выбросило вперед, падая, каждый ударился головой об асфальт и — много ли человеку надо. Последствия оказались столь тяжкими еще из-за того, что мотоциклисты были без шлемов. В ином случае, утверждают специалисты, они почти наверняка остались бы живы. Но и здесь нет полной уверенности, ибо где гарантия, что при столкновении мотоцикл не бросит под колеса встречного автомобиля? Таких финалов тоже бывало сколько угодно. Второй же вопрос, о виновниках трагедии, оставался без ответа. Найти того, кто бросил камень на пути многих, практически было невозможно. К тому же этот человек мог и не подозревать ни о чем. Но другие-то видели помеху, не с завязанными же глазами ездят! Так в чем дело? В поисках ответа на этот вопрос мы и установили на дороге наш, ну что ли, редакционный пост ГАИ. Перед вами, читатели, его почти документальный отчет, сопровождаемый фоторапортом. Условия эксперимента подсказала сама жизнь. Когда мы обосновались на шоссе, мимо проехал грузовик с лесом. Подумалось: может ли кусок омертвевшего ствола, отломившись, упасть на дорогу? Вполне вероятно. Так был решен вопрос о характере препятствия. Полутораметровая коряга даже позаметнее камня. Может быть, теперь-то все сложится по-иному? Увы, как будто на дороге ни души не было. Проносились машины с номернымизнаками Москвы и Краснодара, Сочи и Ярославля, Ростова и многих других городов и районов. А бревно все лежало... Сначала мы не останавливали никого. Просто наблюдали. Наш «камень преткновения» был виден отчетливо и, судя по тому, как вели себя водители, издалека. Они загодя выходили на полосу встречного движения или смещались к обочине и, не снижая скорости, лихо мчались дальше. Так мы проводили глазами ЗИЛ-130 под номером 73-15 СОА, ГАЗ-51 62-05 ККЖ, ЛАЗ-695 38-02 ККЧ. Может, это в характере водителей крупногабаритных автомобилей, для которых такая помеха не столь опасна? Да нет, в следующих партиях машин проследовали «Жигули» 59-17 МКИ, «Волга» 20-50 ККК, наконец мотоцикл с коляской 20-24 РОЦ! Все так же : объехали — и были таковы. Но вот любопытная ситуация: перед водителем огромного рефрижератора 77-70 ККФ не только препятствие на пути, но и встречная машина. Пришлось почти остановиться, пропуская другого. Казалось,, что уж сейчас-то распахнется дверца, спрыгнет водитель, сделает пять шагов, чуть поднатужится — и опасности как не бывало! Ничего подобного. Переждал встречного и дальше. В сходной обстановке водитель ЗИЛ-130 с прицепом 57-62 ККФ не нашел, увы, лучшего решения, как с ходу направить автопоезд на обочину, и долго еще стояло над дорогой пыльное облако... Третий же избрал и вовсе запрещенный путь: не обращая внимания на встречную «Волгу», он повел свой ЗИЛ 33-23 ККС на объезд препятствия почти лоб в лоб и создал опасную обстановку. Нет, дальше оставаться «в секрете» было нельзя! И тогда состоящий в нашей бригаде штатный автоинспектор поднял свой жезл. Через несколько секунд возле нас замирает тяжелогруженая «Колхида» 39-23 КГБ, идущая, как выясняется, из Нальчика. Знакомимся с водителем: Зозик Данилович Черджемов, за рулем с 1937 года, не новичок, голова уже седая. — Зозик Данилович, что, на дороге все в порядке? — По-моему, да. — Никаких опасностей, помех? — Да нет, все нормально. — Но мы заметили, что вы в полукилометре отсюда вдруг кинулись в сторону. — Так там бревно посреди дороги! — А вы говорите, все нормально.Это произошло вдругом месте, но могло случитьсяи здесь.вДпЗДДр^,КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ28Як^* г """»*х.'.УРРР^^"^?rairaw»!*p?'w- Значит, все-таки помеха была, и довольно опасная, не правда ли? — Так. — Скажите, а с вами при подобных обстоятельствах не случалось никаких бед? — Со мной — нет, а вообще о таких авариях слыхал. — Как же тогда вы проехали мимо явной угрозы на пути многих, и вашем в том числе? — Извините, как-то не подумал... Вот таким было наше первое интервью. К сожалению, остальные похожи на него как две капли воды, а потому и приводить их здесь не имеет смысла. Хотя оправдания мы слышали разные. Анатолий Васильевич Розанов, например, на ГАЗ-51 59-28 ККФ торопился на склад «Сельхозтехники». Времени, видите ли, было в обрез. Тимофей Карпович Белянов на «Жигулях» 50-05 ККЧ колхоза «Красное Знамя» Лабинского района последний раз книжечку Правил движения смотрел в 1959 году и, как говорят, слыхом не слыхивал относительно обязанности водителя устранить препятствие, если оно встретится на пути. Эдуард Сергеевич Сарибегов из Тбилиси, оказывается, побоялся затормозить на большой скорости свою «Волгу» 28-08 ГАА. Впрочем, довольно объяснений. Честно говоря, мы им не верили. По глазам наших собеседников видно было, что говорят они не то, о чем думают. А один из них, садясь обратно в машину, откровенно обронил: «Другие уберут!»виец, Черджемов, Зюзин, Белянов, Сарибегов и им подобных. Вы, конечно, хотите знать, где все это происходило? Наш эксперимент проводился на одном из участков дороги Краснодар — Горячий Ключ, обычной дороги, так сказать, районного масштаба. Мы намеренно ушли от магистральных трасс: там более или менее налажена эксплуатационная служба, и водитель с такими вещами не сталкивается. Мы взяли дорогу помельче, каких в стране тысячи и где человек за рулем в полном смысле слова должен быть хозяином положения и, как хозяин, рачительным и заботливым. К сожалению, встретившиеся нам водители таких качеств не проявили. Каждый из них заслуживал наказания, но по нашей просьбе автоинспекция отпустила их с миром. Пускай на первый раз совесть будет им судьей.Проносились машины с номерными знаками Москвы и Краснодара, Сочи и Ярославля, Ростоаа и многих других городов и районов. А бревно все лежало...Ну а что же с «камнем преткновения»? Нет, нашелся все-таки водитель, который остановился и скинул корягу с дороги. Мы не собираемся делать из него героя, его поступок естествен. Так и должно быть. Познакомьтесь: Александр Трофимович Лысенко, техникстроитель из колхоза им. Карла Маркса Брюховецкого района Краснодарского края. Александр Трофимович — начинающий автолюбитель, за его плечами только 15 тысяч километров пробега. Но, видимо, как строитель он очень хорошо понимает, из каких составляющих складываются условия безопасного движения, как важно поддерживать дорогу в исправном состоянии. Вот это уже похоже на правду. Здесь, на наш взгляд, и есть «камень претк— А как же можно было поступить новения» в переносном смысле. Другие иначе! — сказал он, отвечая на наши уберут. А почему не мы? Значит, по вопросы. — Кто же будет следить за принципу «моя хата с краю»? Но с тадорогой, как не мы, водители! кими принципами, извините, порядка Этими словами и закончим репорна дорогах не жди. Говорят, не желай таж. Мы собирались, правда, привести другому того, чего себе не пожелаешь, в качестве эпилога текст статьи 20 но интересно, как рассуждали бы наши Правил движения, где есть прямые «герои», попади они в тяжелое полоуказания на этот счет. Но передумали. жение в аналогичных условиях? А В конце концов, дело даже не столько ведь как аукнется!.. Бели ты не позав том, содержится такая норма в Пработишься о попутчиках, кто же позавилах или нет. Речь идет прежде всеботится о тебе? Обратитесь еще раз к го не о писаных, а о, так сказать, вечснимку, сделанному на месте катастроных законах дорог — чувстве ответстфы, с рассказа о которой мы начали венности за общее дело, беспокойстве эти заметки. Теперь можно смело утза судьбу всех, с кем сводит нас дальверждать, что причиной подобных траний путь. Действительно, кто же будет гедий в большинстве случаев становитследить за дорогой? Конечно, все мы ся равнодушие к судьбе товарища, бесообща и каждый в отдельности. Тользответственность тех, кто, проезжая, ко так! г. ЗИНГЕР, В. ШИРШОВ, видел опасность и пальцем о палец не спецкоры «За рулем», ударил, чтобы отвести ее. Катастрофа В. СЕРЕБРЯКОВ, случилась в другом месте, н о ' могла начальник отдела произойти и на дороге, которую выбрапропаганды краевой ГАИ ли мы. По вине таких людей, как Мат- Краснодарский край— Как же вы проехали мимо явной опасности на пути многих? — Извините, как-то не подумал».— Почему не остановился? Да корягато была небольшая...Наконец-то нашелся человек, правильно понявший свою обязанность. Небольшое усилие — и помехи как не бывало!29