26
27
рог республикиглубоко изучает все зарегистрированные Госавтоинспекцией аварии и несчастные случаи, с особ ым вниманием обследуя те участки до ­ рог, где наблюдается самая большая аварийность. Но все-таки одна рекон ­ с трукциядорогв смысле безопасности не может дать очень многого . И вот по ­ чему. Р еконструкция — э то , по сути дела, перевод местных дорогв более высокий ранг в результате их расширения, улучшения покрытия , выравнивания трассы. Но, оставаясь единственными путями сообщения междугородамии селам и , о нипо - п режнемудолжны иметь де ­ ло буквально со всеми видами транспорта, начиная от самого быстроходногои кончая тракторамиигужевымиповозка ­ ми. При возросших скоростях такое опасное соседство ничего хорошего не сулит. М ы убедились в этом на практике. Вот почему решенов новой пятилетк енесколько изменить стратегию вдо ­ р ожном строительстве. Магистральные дороги будут прокладываться по новым трассам, оставляя всторонемелкиего ­ рода, поселки идорогимежду ними. Это позволит разделить потоки транспорта транзитного и занятого местнымиперевозками , значительно улучшит условия для безопаснойезды . Наш анализ причин дорожных происшествий обнаружили иные факторы . После завершения реконструкции на многихдорогах стало возможнымдви ­ ж ениес весьма высокимискоростями . О днакок быстрой езде многие водители оказались не подготовленными. П режниеприемы управления в новых условиях стали подводить. Разогнавшаяся машина по - и ному повела себя при поворотах, п риторможениии других маневрах. В протоколах ГАИ все чаще замелькали слова «превышение скоро ­ сти». К слову сказать, это стало причи ­ ной почти половины всех аварий. Выв од : надо совершенствовать водительское мастерство, нужна более высокая транспортная дисциплина. Иными словам и , н ужно улучшить учебнуюИ воспитательную работу с водителями. Д ирективами XXIV съезда КПСС вны ­ нешней пятилетке намечены высокие темпы автомобилизации. Перед дорож ­ н иками Литвы тоже встают большие задачи. Предстоит еще более быстрыми темпами вести строительство новых ско ­ ростных автомагистралей — д орог завтрашнего дня. П ри их прокладкеоснов ­ ным критерием явится не только про ­ пускная способность, но и максимальные удобства для пассажиров, транзитн ого транспорта, автотуристов, с ловом , для всех пользующихся автомобильными дорогами. Этим требованиям будет отвечать но ­ вая первоклассная четырехполосная автомагистраль Вильнюс — Рига, с трои ­ тельство которойуже ведется. С такими жевысокими параметрами запроек ­ тирована дорога Каунас — Клайпеда, прокладывать которуюмы начали впервую очередь на наиболее напряжен ­ ных участках, п рилегающихкгородам Каунас и Клайпеда. Ведется реконструк ­ ция имеющих большое народнохозяйственное значение дорог Рига — Ш яу ­ ляй — Советск, Каунас — Советск через Юрбаркас , Вильнюс — Д рускининкайи на ряде других направлений. Осуществление всей этой программы явится новымшагомксозданию всех условий для интенсивного и безопасного движения по нашим дорогам .II. К акой из этихзнаков «Одностороннее движение»? А 12БВ3называетсяI I . К акие маневры запрещены в поназанной зоне? обгон стоянка 4 остановка стоянка обгон 5 стоянка задний ход стоянка 76*о^в*о*,о^^ в а* *о^ в и о'*о^^*5* | о^**а*^^"^ГДР. Стремление как можно ближе поставить автомобиль к месту своей работы присуще всем автомобилистам. Градостроители ГДР, опираясь на проведенные здесь исследования, считают, что так называемый радиус пешеходной доступности от места стоянки автомобиля до объекта, ставшего целью приезда, должен находиться в зависимости от общей численности населения города. Например, в городе с населением в 500 тысяч человек он не должен превышать 140 метров, в городах с населением свыше 1 миллиона человек — его пределы 170—300 метров. Причем более целесообразным считается равномерное распределение стоянок, нежели концентрация машин на стоянках большой вместимости. АНГЛИЯ. Психологи рекомендуют водителям разговаривать за рулем самим с собой. По их мнению, произнесенные "*• вслух фразы вроде «Внимание на водителя с левой стороны!», «Сейчас последует крутой поворот!» и т. п. помогают поддерживать внимание на высоком уровне. АНГЛИЯ. В стране ведется большая научно-исследовательская работа по созданию комфортабельных и безопасных автобусов, роль которых в перевозках пассажиров постоянно растет. Интересно, что особая роль отводится анализу пожаров, имевших место на автобусных маршрутах, которых ежегодно случается около 2000. Например, в 1969 году только пожарные команды выезжали на тушение 560 пожаров, а их. к ак правило, вызывают в 25 случаях из 100. В подавляющем большинстве причинами пожаров были различные неисправности электрооборудования и нарушения в работе двигателя, реже — перегрев отдельных узлов и небрежное обращение с огнем. Намечаются мероприятия поустранению конструктивных недостатков автобусов, усовершенствованию двигателей, тормозных систем и электрооборудования, более широкому применению огнестойких отделочных материалов пассажирского салона. США. Заторы в уличном движении, загрязнение воздуха, непрерывно растущее число автомобильных катастроф — все это заставляет американских специалистов искать новые пути решения транспортной проблемы. Многие видят выход из положения в том, чтобы «заставить американцев пересесть с автомобилей в общественный транспорт». Власти начали робкую программу по расширению сети общественного транспорта в главных городах страны. Но пока эти усилия дали незначительные результаты. США. Специальный замок, который обе спечивает включение гидравлических тормозов автомобиля, оставляемого на стоянке, разработан калифорнийской фирмой «Дженеральд Бауэр». Механизм замка при закрытом положении препятствует выходу гидравлической жидкости в главный тормозной цилиндр. В этом положении автомобиль не может быть перемещен с места даже на буксире. США. Психологи не советуют садиться за руль непосредственно после просмотра телепередачи. Обнаружено, что водители, которые долгое время смотрели телевизор, невнимательны и часто упускают из виду опасную ситуацию на дороге. Причиной является раздражение светом кинескопа глазного нерва и нервной системы, которое проходит очень медленно. ЭКЗАМЕН НП ДОМУI II . Кому из водителей нуть направо? водителю трамвая водителю автомобиляможноповерникому 10VI. К акой водитель правильно повернул на перекрестке7 только Л только Б оба водителя 15 U 17V III . К акбуксировать автомобиль с неисправным рулевым управлением инеисправнымосвещением сзади приви ­ д имости менее 20 м? любым на жесткой сцепке способом 22 21 путем частичной буксировка запрещена погрузки в кузов 23 24IV. Кто должен уступить дорогу? водитель автобуса 11 водитель грузовика 12V II . К огда водителям грузовых автомобилей запрещено движение в левом крайнем ряду? всегда при двухрядном движении в данном направлении 18 19 при трехрядном движении в данном направлении •20V. Разрешено ли движение в показанном направлении? да нет 13 11Ответы — на стр . 30•gifiS^* tgSB^^зв»%» И^Щр tgG^fa„filial » ^ Н ^ T^fi^^ tg^m^ <дшв^» tgmm^» •^в»^»ФИНЛЯНДИЯ. В стране вводятся новые номерные знаки для автомобилей. Теперь они представляют собой белые таблички скраснымицифрамии буквами (до сих пор было наоборот), п окрытые для лучшей различимости люминесцентным лаком. ФРГ. Исследования показали целесообразность установки вдоль автомагистралей стальных барьеров. При аварии автомобиль скользит вдоль такого барьера, что в 70 случаях из 100 позволяет избежать более серьезных последствий. А такие происшествия не редкость. На оснащенных подобным образом шоссе на каждом километре ежегодно в среднем происходит три наезда на барьер. ФРГ. В одно из воскресений в католическом соборе Св. Иоганна во Франкфур те-на-Майне перед алтарем были вывешены дорожные знаки . Капеллан посвятил свою проповедь обучению молодежи правилам движения. «Транспортная проповедь» сопровождалась музыкой битансамбля. ШВЕЙЦАРИЯ. На одном участке автострады, проходящем вблизи болотистых лугов, где часто бывают туманы, установили стенку из пластмассы высотой в3 метра. Это простейшее сооружение препятствует проникновению тумана к дороге. ШВЕЙЦАРИЯ. Доктор Любих из Института транспортной медицины в Шафхаузене рекомендует всем автомобилистам, и в первую очередь пожилым, у которых способность видеть в темноте ослаблена, больше есть черники. Полагают, что тот, кто ест чернику, видит лучше, особенно ночью.ЭФИОПИЯ. Правительство выделяет на развитие коммуникаций и транспорта вближайшие годы 23 процента всех капиталовложений. Дело в том, что треть населения живет пока в районах, отстоящих от ближайшей дороги более чем на 30 километров. К тому же протяженность дорог, пригодных для движения в любую погоду, составляет всего 8 тысяч километров. Остальные лишь немногим лучше обычных тропинок, совершенно непроходимых в сезон дождей. По новой программе планируется построить более 5 тысяч километров шоссейных дорог.ЯПОНИЯ. Градостроители и работники транспорта уделяют особое внимание прогнозам развития страны на XXI век. В настоящее время на японских островах проживает 104 миллиона человек, а к 2000 году эта цифра, к ак полагают, вырастет до 135 миллионов. Специалисты считают, что в век высоких скоростей вряд ли имеет смысл решать проблемы каждого города в отдельности. Поэтому все городские образования расс матриваютсякаквзаимосвязанная система, и меющая единую транспортную структуру. В основе планировки всей страны будут лежать сверхскоростные магистрали, п редназначенные для новых видов транспорта, развивающих до 500 км/час. Эти магистрали, пролегая в специальных тоннелях или на эстакадах . будут соединять между собой не только «сухопутные» города, но и те, которые с развитием строительной техники появятся среди моря. Сложившаяся в настоящ еевремя сеть железных дорог и скоростных автомагистралей отойдет на второй план, обеспечивая главным образом перевозки местного значения.27