Трехосный грузовик ГАЗ-AAA, участвовавший в Каракумском пробеге, можно увидеть теперь на праздниках автомобилистов.ИСПЫТАНИЕ ПУСТЫНЕЙСорок лет назад, тридцатого сентября 1933 года, наша столица торжественно встречала участников Всесоюзного испытательного автомобильного пробега. Маршрут был на редкость трудным и включал буквально все виды дорог и бездорожья. Приняв старт в Москве, машины двинулись через Владимир, Горький, Казань на Самару. Дальше пошли степи, сухая пыльная земля: Вузулук, Оренбург, Актюбинск, Иргиз, Казалинск. От берегов Аральского моря начинался самый сложный участок пути — через пески пустынь Кызылкум и Каракум. На борту автомобилей — не только запчасти, инструмент, приборы, но и бочки с водой и провиантом, оружие — в ту пору могли встретиться и остатки басмаческих банд. Десять суток шли по барханам, под палящими лучами солнца. КзылОрда, Чимкент, Ташкент, далее Самарканд, Бухара, Чарджуй, Куня-Ургенч и Красноводск. Жесткий такыр, песок, редкие колодцы. Именно за эту часть пути, пролегавшую преимущественно по пустыне, пробег стал называться Каракумским. После переправы через Каспий машины двигались горными дорогами от Баку через Тифлис, Владикавказ на Пятигорск, а оттуда через Ростов, Харьков, Орел прибыли в Москву. За 86 дней было пройдено около 10 тысяч километров. Пробег 1933 года привлек всеобщее внимание не только потому, что поражал своими масштабами — сложностью и протяженностью пути. Он явился первым серьезным экзаменом, который держало наше молодое советское автомобилестроение. К этому времени был пущен Горьковский автогигант, закончилась реконструкция завода АМО, работал Ярославский завод, автосборочный имени КИМ в Москве. И самым лучшим доказательством того, что Страна Советов сумела освоить массовое производство автомобилей, что они не уступают своим зарубежным «современникам», что машины с маркой «Сделано в СССР» могут работать в любых- дорожных условиях, было успешное завершение Каракумского пробега. Он дал богатейший материал для усовершенствования конструкции отечественных автомобилей — их шин, воздухоочистителей, электрооборудования и других узлов. По существу, это были всесторонние, жесточайшие испытания наших машин «а выносливость, надежность, проходимость. Двадцать три автомобиля участвовали в пробеге. Шесть легковых ГАЗ-А, шесть «полуторок» ГАЗ-АА, три трехосных машины ГАЗ-AAA и четыре грузовика АМО-3, Наряду с 19 советскими для сравнения были взяты четыре американских грузовика («Форд-Тимкен» и «Форд-АА»). В ходе пробега на ГАЗ-А испытывались широколрофильные шины — «сверхбаллоны», опробована эффективность опытного самовытаскивателя на грузовике ГАЗ-АА, получены сравнительные данные по проходимости трехосок ГАЗ. В то время Горьковскому заводу предстояло решить задачу по развертыванию серийного производства трехосных грузовиков. Этим объясняется участие в пробеге двух экспериментальных машин ГАЗ-AAA, разработанных в Горьком, опытного трехосного грузовика ГАЗ-НАМИ и трех * Форд-Тимкен». Советские автомобили зарекомендовали себя в пробеге с наилучшей стороны и закончили его без поломок. Вот заключение технической комиссии, строки из акта: Тщательное наблюдение за поведением машин во время пробега и состояние их перед финишем позволяют уже сейчас сделать некоторые основные выводы. Стандартная машина производства Горьковского автозавода (ГАЗ-А и ГАЗ-АА) и Московского автозавода (АМО-3) может работать повсеместно на территории СССР в любых условиях. Советские экспериментальные трехоски конструктивно и эксплуатационно оказались выше импортных. Они могут быть пущены в серийное производство. Итоги пробега показывают, что наши заводы, освоили сложную технику автомобилестроения. Председатель технической комиссии пробега Москва — Каракумы — Москва Д. Эхт Да, трудный экзамен для нашей встававшей на ноги автомобильной промышленности был выдержан с честью. Немалое значение имел пробег и для развития науки. Среди 86 его участников находились ученые, работавшие в области автомобилестроения, шинного производства. Они собрали богатейшие фактические данные, получили обширный исследовательский материал. Участвовавшие в пробеге научные работники — геологи, почвоведы положили начало освоению пустынных земель по трассе пробега. Впоследствии здесь пролег Каракумский канал. Пробег стал большим событием в жизни страны. Его ход регулярно освещался в центральной печати: в состав экипажей входили корреспонденты «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», ТАСС, кинохроники. Автомобили с эмблемой Московского автомобильного клуба (МАК) на бортах и белыми пробеговыми номерами на бамперах повсюду встречали с энтузиазмом — и в городах, и в дальних поселках, и в кишлаках Средней Азии. Среди «каракумцев» были водители и механики, инженеры, журналисты, кинооператоры. Многие из них стали известными людьми, крупными специалистами, но и поныне они гордятся своей причастностью к пробегу. Участвовали в нем ныне члены-корреспонденты АН СССР Д. Великанов и В. Евстратов, начальник отдела НАМИ О. Дыбов, генерал Д. Эхт, кинорежиссер Р. Кармен. Сорок лет минуло с тех пор. Уже не четыре, а более двух десятков крупных современных предприятий выпускают в стране автомобили. За один лишь 1972 год они дали 1 379 000 машин, из них 730 000 легковых, 597 000 грузовых и 52 000 автобусов. Напомним, что в 1933 году с конвейера заводов сошло 49 710 автомобилей, из них 10 259 легковых. Сегодняшние масштабы производства, конечно, несравнимы с теми, которые составляли предмет нашей гордости в первой пятилетке. Но трудный . экзамен, успешно сданный много лет назад машинами советской марки, навсегда вошел яркой страницей в историю советского автомобилестроения. Л. КОСТКИН, участник Каракумского пробега, лауреат Государственных премийб