16
17
мы едетна>ЖИГУЛЯХ«Рнс. 3 : 1 — стопорное кольцо; 2 — с альник ; 3 — к ронштейн ; 4 — палец; 5 — р ычаг ; 6 — п одшипник .. , , , , , ,, 1, , 1 , , , , Ж®Mf2*f,25S <9,5Й.,i хвахп37>>>>>>® - 15х/ А{.*•?1••# 8>'il'•и,11;; —*0/8®',тРис. 4: 1 — о бработкарычага пальца; 2 — о бработка резьбовой втулки ; 3 — бронзовая втулка ; 4 — ш айба ; 5 — г айка .Адреса авторов предложений: Л. Костелецкий — Минек-9, ул. Стахановская, 24, кв. 7. Л. Иванов — Москва, Ж-642, ул. Юных ленинцев, 59, корп. 2. кв. 36. А. Торим—Таллин, ул. Мяхз, 17, кв. 2. Е. Алексеев — Витебск, ул. Урицкого, 5, кв. 1.Оценить достоинства и недостатки четырех предложений мы попросили специалиста — заведующего сектором легковых автомобилей Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Владимира Андреевича МИРОНОВА.Все рассмотренные предложения в принципе могут быть применены. Но они, вонечно, не равноценны по сложности выполнения. А именно это прежде всего следует иметь в виду при оценке данных конструкций. Наибольшего внимания, несомненно, заслуживают несложные и достаточно надежные конструкция Л. Иванова (на шариковых подшипниках) и Е. Алексеева (простая втулка). Тем, кто остановится на этих вариантах, надо только позаботиться о защите от грязи и влаги. Скажем, в разработке Л. Иванова стоит применить сверху узла такие же, как и снизу, закрытые подшипники. Вариант рычага на конических подшипниках (Л. Костелецкий) также вполне приемлем, но несколько сложнее в «производстве». Тем, кто выберет его, также советую позаботиться о надежной грязезащите. То, что предлагает А. Торим (карданные «иглы»), можно рассматривать лишь как Пример наивысших возможностей автолюбителя. Узел получился хотя и надежный, но весьма и весьма сложный. Здесь нужно и солидное станочное оборудование и специальная термообработка. А это далеко не всем под силу.За месяц наш автомобиль прошел более четырех тысяч километров, и спидометр начал отсчет сороковой тысячи общего пробега. Никаких неприятностей он не доставлял, если не считать двух случаев внезапной остановки двигателя. Первый раз это произошло на загруженном перекрестке, когда долго ждали зеленого сигнала светофора. Двигатель работал на холостых оборотах и вдруг заглох. Попытки пустить его стартером при разных положениях дроссельной заслонки успеха не имели. Пришлось откатить машину к тротуару и заняться поисками неисправности В поездках изредка случалось нам наблюдать такую картину. Сиротливо стоят на обочине или у тротуара «Жигули». Поднят капот. Над двигателем склонился полный тревоги владелец машины. Что произошло? Теперь мы сами оказались в таком положении. Забегая вперед, скажем: известный опыт быстро помог найти причину неполадки и продолжить путь. Но сколько молодых автолюбителей, не знакомых еще с приемами путевой диагностики и устранения неисправностей, при первой же осечке впадают в панику и ищут постороннюю помощь, даже когда на это приходится тратить многие часы. В первую очередь, мы посоветовали бы им обратиться к седьмому номеру нашего журнала за прошлый год и скопировать опубликованную там таблицу «Путеводитель по неисправностям». Изучите ее — и не умозрительно, а практически, на своем автомобиле. Всегда возите с собой. В некоторых ситуациях она может оказать неоценимую помощь. Обнаруженная на нашем автомобиле неисправность — явление не столь уже редкое. На случай, если с ним придется столкнуться и другим, мы и решили рассказать, как нашли и устранили причину осте новки, не опуская деталей, которые. опытным водителям покажутся азбучными. Двигатель в пути обычно умолкает по двум причинам: когда в цилиндры не поступает рабочая смесь или когда на свечах пропадает искра. Чаще преподносит сюрпризы система зажигания, поэтому с нее и начинают поиск. Из крышки распределителя мы вынули центральный провод, поднесли его на 3—5 мм к корпусу («мас-16 се») и включили стартер — искры между проводом и корпусом не появилось. Зная, что она образуется в момент размыкания контактов прерывателя, сняли крышку распределителя и осмотрели их. На контактах были видны следы масла, которое, к ак известно, может играть роль изолирующей пленки. Так оно и случилось. Стоило вставить между контактами кусочек плотной гладкой бумаги и протереть их, к ак «вернулась» искра. Двигатель удалось пустить сразу. Однако мы допустили небрежность — не убрали все масло из полости прерывателя, з а что были наказаны через несколько дней. Кстати, втор ая остановка произошла у нас в вечернее время. Установить причину ее помогла переносная лампа с магнитной присоской, которую мы применили в качестве пробника. Ее выпускает Московский электроремонтный завод. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить предприятие за очень удобную и часто необходимую в пути «переноску» (о ней сообщал журнал в № 3 за этот год).Коль речь у нас зашла о внезапном отказе двигателя, назовем и другие причины. Например, ненадежное соединение провода, подходящего к пружине подвижного контакта, с наконечником (бывает, в нем зажата только изоляция); грязь на проводах высокого напряжения, по которым ток уходит на массу; смещение при установке катушки зажигания, когда вывод провода высокого напряжения находится слишком 'близко к корпусу. На станции гарантийного ремонта № 10 в Москве нам показали одну катушку (см. фото). Она доставила массу неприятностей владельцу «Жигулей». Крышка ее была покрыта слоем отложений, который образовал токопроводящий мостик -между центральным и боковым выводами. Из-за утечки тока по этому пути на крышке образовалась трещина, и катушка полностью вышла из строя. Явление это, не столь уж и частое, свидетельствует, однако, о важности требования, кажущегося многим банальным, — содержать все приборы в чистоте. Очередное сообщение о редакцион-ступное для выполнения приспособление (рис. 1). К крышке лючка горловины бензобака привернута двумя болтами скоба, в которую через отверстие введен конец троса диаметром 2 — 3 мм и заделан в ней расплющенным отрезком трубки. 'Если не хотите нарушать наружную поверхность крышки, можно приделать к ней скобу (рис. 2), к ак советует В. Котов из Воронежа. Концы скобы вставляются в пазы, вырезанные для нее в отбортовках крышки, и расклепываются. Итак, приступаем к монтажу «запирающейся крышки» (см. рис. 1). Пластину 10 с приваренными к ней трубкой 5 длиной 180 мм и упором 8 крепим к стяжному хомуту бака, заменив в нем болт шпилькой 7. В резиновом чехле, закрывающем люк изнутри, делаем отверстие и протягиваем через него трос в трубку. Умеренно натянув трос, делаем на нем отметку по упору, а затем закрепляем на этом месте ограничитель 9 (сплющиваем на тросе кусочек трубки). На свободный конец троса ставим какую-нибудь рукоятку, чтобы было удобно браться за него,По Б<•\Рис. 1. Устройство для запирания лючка горловины бензобака (вид сверху): 1 — крышка лючка; 2 — трубка заделки конца троса; 3 — скоба; 4 — трос; 5 — трубка (материал — сталь, диаметр 16 мм); 6 — винт М5 с двумя гайками: 7 — шпилька Мб (длина 55 мм) и три гайки; 8 — упор (диаметр 12 мм); 9 — ограничитель; 10 — пластина толщиной 3 мм; 11 — болт Мб с гайкой.ПрибаритьРис. 2. Крепление скобы к крышке: 1 — крышка; 2 — скоба.Катушка зажигания, у которой ток высокого напряжения шел от центрального к боковому выводу по образовавшейся из-за грязи дорожке (светлая полоска).На этот раз масло, сгорев на контактах, образовало твердую пленку, удалить которую удалось лишь надфилем. Кстати, именно из-за масла иногда происходит то, что называют «подгоранием контактов». Поэтому советуем периодически, хотя бы после пробега в 10 000 километров, промывать их, а также полость прерывателя ацетоном или чистым бензином. Нужно соблюдать осторожность при смазке очистителя кулачка. С его фетровой поверхности излишек масла может попасть на контакты.ном тесте «Жигулей» мы завершаем ответом на многочисленные вопросы владельцев «Жигулей»: к ак защитить горловину бензобака. Этим озабочены главным образом те, «то вынужден хранить машины во дворах и на улицах, где они часто становятся объектом «изучения» любознательными мальчишками. Для «безгаражников» мы и публикуем совет автолюбителя В. В. Рагозина (620045, г. Свердловск, С-45, ул.. Орджоникидзе, 27, кв. 22), который предлагает сравнительно простое и доили так же расплющиваем отрезок трубки. Теперь, чтобы открыть крышк у лючка, надо открыть багажник и, потянув трос назад и вверх, вывести его из прорези упора. Запирающаяся пробка бензобака или крышка с замком нужны не всем. Но для тех, кто хотел бы их приобрести, надо наладить производство таких деталей. Думается, найдется не одно предприятие, которое возьмется за это дело. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер17