ЧЕТЫРЕ МНЕНИЯ ОБ ОДНОМ АВТОМОБИЛЕСловом КамАЗ называют сегодня и крупнейшую стройку девятой пятилетки, и комплекс заводов, равного которому не знала мировая практика автомобилестроения, и семейство грузовых автомобилей, вобравших в себя все передовые достижения конструкторской мысли. Сегодня — речь об автомобилях КамАЗ, созданных в необычайно короткие сроки благодаря усилиям и энтузиазму тысяч людей, многих организаций во главе с прославленным ЗИЛом. Ему была поручена разработка конструкции и изготовление автомобиля, объединению «Автодизель» в Ярославле — проектирование и постройка силового агрегата, НИИШЛу — создание шин, МАЗу — разработка кузова и гидроподъемника для самосвального варианта, НАМИ, его дмитровскому автополигону и НИИАТу — участие в испытаниях и доводке образцов. К тому времени, когда мы прибыли на полигон, прототипы будущих камских грузовиков проходили последнюю проверку перед государственными испытаниями. Точно в соответствии с программой и графиками наматывали километры по скоростному кольцу дмитровского полигона. Публикуемые ниже интервью взяты нашими корреспондентами А. Бродским и В. Ширшовым на рабочем месте водителя в просторной и светлой кабине КамАЗа, в гараже, во время техобслуживания ив отделе испытаний грузовых автомобилей дмитровского полигона.Корреспонденты «За рулем» берут интервью у испытателей КамАЗовВладислав Иванович Луцишин — водитель-испытатель Камского автозавода. За рулем более 18 лет. Шофером стал в армии. После работал на автомобилях разных марок, участвовал в освоении целины. Водитель первого класса. — С какого года вы на КамАЗе? — С семьдесят второго. Сначала работал в автотранспортном цехе, а через несколько месяцев перешел в экспериментальный — стал испытателем. КамАЗ — первый грузовик, который я испытываю, и вообще первый дизель в моей практике. — Ваше мнение о машине? — Таким я себе и представлял грузовик будущего. Мощный, скоростной ив то же время послушный. Идешь с полуприцепом или прицепом — около двадцати семи тонн, а управлять легко, словно сидишь на «Волге». Руль легкий, с гидроусилителем. Тормоза—выше всяких похвал. Поэтому чувствуешь себя ' всегда уверенно. Отличная машина! Те, «то будет на ней работать, оценят это сразу же, с первых километров. Конец смены. Мы съезжаем со скоростной дороги, прощаемся с водителем. Тяжелый грузовик, быстро набрав ход, исчезает за поворотом. А мы пересаживаемся в кабину другого КамАЗа. Иван Иванович Шведов — водитель-испытатель Экспериментального цеха завода имени Лихачева. Вся его жизнь связана с ЗИЛом и его автомобилями. В сорок пятом начал работать на обкатке и сдаче «трехтонок». С сорок седьмого — испытатель.Участвовал во всех этапах испытаний — от первых выездов до государственной приемки. Бывал в Каракумах, на Крайнем Севере, поднимался на перевалы Памира и Кавказа. — Объясните, пожалуйста, какие испытания вы ведете сейчас? — Их называют ресурсными — машины должны пройти сотни тысяч километров, чтобы стало ясно, как ведут себя те или иные агрегаты и узлы в процессе длительной эксплуатации, сколько может пробежать .машина до капитального ремонта. — Что вы можете сказать по этому поводу и вообще о грузовике КамАЗ? — На испытаниях я почти с начала, а если более точно, то с зимы 1971 года. А сегодня уже семьдесят третий к концу идет. Так что, если подсчитать все маршруты, мое знакомство с автомобилем КамАЗ исчисляется в сто с лишним тысяч километров пробега. Необычайно выносливая, крепкая ив то же время удобная машина. Приходилось по десять-одиннадцать часов не вылезать изза руля, а усталости не ощущал. Все приборы перед тобой, обзорность отличная. (Кабина теплая. Даже при двадцатиградусном морозе можно обойтись без верхней одежды. Одним словом, работать в таком грузовике легко. Конечно, он понравится водителям. — Это общие впечатления. Не могли бы вы их конкретизировать? — Конструкторы предусмотрели так много новшеств, что все и не назовешь. Ну вот один пример: кнопка на рычаге управления коробкой передач. Это привод так называемого делителя — механизма, который стоит перед пятискоростной коробкой и дает возможность при необходимости — в горах или на тяжелых участках — иметь в трансмиссии не пять, а десять передач и подобрать оптимальные условия для работы двигателя. Скажем, идешь на четвертой передаче — впереди затяжной подъем. Обычно заблаговременно переключаешься на третью, а здесь всегонавсего нажимаю на кнопку в головке рычага. Как только наступает момент, когда надо бы переходить на третью, выжимаю педаль сцепления и отпускаю. И все — понижающая передача в делителе включена автоматически. Так что переключение передач в привычном водителям смысле на КамАЗе требуется делать много реже. Представьте, если едешь в дальний рейс, да еще по холмистой местности, как это важно. А тормоза! Одна аварийная система чего стоит. Она предотвратит аварию,8 если тот или иной водитель по рассеянности или нерадению не обратил внимания на малое давление воздуха в тормозной системе, убережет тебя и машину при неожиданном повреждении в трубках. Нет воздуха — сразу стоп. Особо надо сказать о «горном» тормозе. Он сделан в виде заслонки на выпускной трубе. На самых первых образцах его еще не было. Тогда на испытаниях при спуске с Ай-Петри к Ялте приходилось раз девяносто жать на педаль тормоза. А когда поставили — меньше тридцати. И ручной тормоз под стать всей тормозной системе. Чтобы затянуть его, много усилий тратить не надо — он снабжен усилителем. Хорошего в машине много, перечислять, повторяю, можно долго. Да хотя бы то, что мы с вами разговариваем при скорости 90 километров в час, не повышая голоса. — Неужели все-таки вы не нашли недостатков в конструкции, неудобств? — Почему же. Мне кажется, конструкторам нужно подумать, как добиться, чтобы при движении по мокрой дороге брызги воды и грязи с передних колес не попадали на боковые стекла кабины; неплохо бы увеличить емкость топливного бака, резервировать место для радиоприемника — все равно его будутустанавливать водители, дальних рейсов...особеннодляТретье интервью мы берем в боксе, куда на очередное техническое обслуживание поставлен один из грузовиков КамАЗ, находящихся на испытании. Владимир Михайлович Подлеенов — механик на испытаниях КамАЗов. Его обязанности — помочь водителю и контролеру обнаружить и проанализировать причину любой неполадки, оформить замену дефектной детали и передать ее в лабораторию. К тому же он отвечает за техническое обслуживание и совместно с инженерами разрабатывает наилучшие его способы и приемы. — Владимир Михайлович, что вы можете сказать о машине с позиции механика, вообще тех, кто занимается ее техобслуживанием? — Надежность и долговечность КамАЗа, по-моему, на высшем уровне. По результатам испытаний, до капитального ремонта машина пройдет не менее 300 тысяч километров. Во время доводки конструкции уделили большое внимание вопросу обслуживания. Теперь пробег между ТО-2 до-В кабине просторно, приборы удобно размещены на панели. Они испытывают КамАЗ — И. Шведов (слева) и В. Подлеснов. Сиденья какв междугородном автобуселюкс. в центре — прибор для замера расхода топлива, установленный для испытаний.вели до двенадцати тысяч километров. Легче, чем на других грузовиках подобной компоновки, сделан доступ к горловинам для заливки воды и масла. Они снаружи, и не нужно поднимать кабину, чтобы добираться до них. Уменьшилось число точек смазки. Демонтаж бездисковых колес значительно проще и легче, чем на других грузовиках. — Что вы еще можете сказать о подопечных автомобилях? — Да очень многое. Механиком я только год. А до этого испытывал машину >сэм. По комфорту нет ей равных ере ди наших 'Грузовиков. Хорошая вещь — трехсекционные борта. Они облегчают погрузку и выгрузку, а значит, экономят время, повышают производительность. Скоростные качества тоже отменные. Даже полностью груженный (27 тонн!) КамАЗ не «тянется», а мчится по дороге — только догоняй. Ну и, конечно, безопасность. Помню, испытывали один из первых образцов. Здесь, на полигоне это было. На скорости около ста, да еще на обгоне — оборвался кардан. Разом перебил все тормозные трубки, повредил ресивер. А сзади у меня прицеп, машина полностью груженная. Не успел еще сообразить, что произошло, как автоматически сработал аварийный тормоз и грузовик с прицепом быстро и плавно, без всякого заноса остановился. Представляете? Конструкторы приняли потом необходимые меры, подобных ЧП больше не было. Но этот случай навсегда запомнил. Вот что значит безопасная конструкция! И последнее наше интервью — в отделе испытаний грузовых автомобилей полигона. Дмитрий Владимирович Петровский — опытный инженер, заведующий отделом, где сосредоточены все материалы по испытаниям грузовых автомобилей, в том числе и КамАЗов, где они анализируются и передаются на завод, •конструкторам. Окончание — на стр. 132. «За рулем» № 9 одитель втомобиль орогаУ ранних автомобилей сиденье водителя отличалось по размерам от сидений пассажиров,/тщ100 400 Г97+20§1ход педалей не более 200Минимальные размеры, определяющие рабочее положение водителя по ГОСТ 9734 - 6 1 . Регулировна площадки педали раннем автомобиле. наСхема конструкции регулируемых педалей по авторскому свидетельству К» 256523.Основа анатомического чашеобразная панель.сиденьяХарактеристика колебаний пружинного (А) и анатомического подрессоренного (Б) сидений.обивка Ц // // вид спереди \\с мувеличение ii1\ \J''ft & аiJ У* •Б \Y \\Ч1лумень-шение 01ч.62 частота.гц