Успешные боевые действия подразделений Сухопутных войск в современном бою невозможны без специальной военной техники и средств, обеспечивающих быстрое преодоление водных преград с ходу. Именно для этих целей предназначен легкий плавающий танк ПТ-76 весом 14 тонн, вооруженный 76-миллиметровой пушкой и спаренным с ней пулеметом (7,62 мм). Эта бронированная гусеничная машина отличается не только повышенной проходимостью и плавучестью, но и хорошей маневренностью. Корпус ПТ-76 (см. рисунок на вкладке) сварен из броневых листов. Он как бы объединяет воедино все узлы и меw ханизмы и защищает экипаж и агрегаты машины от огня неприятеля. Корпус воспринимает нагрузки при движении, преодолении препятствий и стрельбе из танка, обеспечивает плавучесть машины при форсировании водных преград. Как иу большинства современных танков, у ПТ-76 три отделения: управления, боевое и силовое. Первое расположено в носовой части машины. Здесь находятся органы и приборы управления, контрольно-измерительные приборы, аккумуляторы 43, баллон со сжатым воздухом и баллон противопожарного оборудования, сиденье 37 механика-водителя. В боевом отделении, занимающем среднюю часть корпуса и башню, размещены сиденье 23 командира танка, сиденье заряжающего. Возле них — вооружение 39 и 40, прицельные приспособления и приборы наблюдения, часть боекомплекта 33 и радиостанция. Силовое отделение помещено в кормовой части машины. Там установлены: двигатель 15, трансмиссия 4, 5, 7, водометные движители 13, баки 16, 17, радиаторы 11, 12, предпусковой подогреватель, механизм 14 защиты двигателя от попадания воды, водооткачивающие насосы и система дымопуска. Для входа и выхода экипажа танка, который включает командира — он же наводчик орудия, механика-водителя и заряжающего, предусмотрены один люк 24 в башне, а другой 38 — в носовой части. Кроме того, в днище корпуса есть люк 35 запасного выхода. На машине установлен четырехтактный быстроходный шестицилиндровый дизель 15 мощностью 240 л. с. при 1800 об/мин. Двигатель можно пускать с помощью электрического стартера или сжатого воздуха из баллона.Особенность системы охлаждения у ПТ-76 заключается в том, что в ней нет вентилятора, столь привычного для любого двигателя внутреннего сгорания. Его заменяет секционный эжектор 9, в котором отработавшие газы, проходя с большой скоростью по секциям, создают разрежение в полости под водяным 12 и масляным 11 радиаторами. Воздух, находящийся снаружи радиаторов, устремляется через их соты и охлаждает циркулирующие в них жидкости. Двигатель танка оснащен системой предпускового подогрева, а также механизмом 14 защиты от попадания воды в цилиндры в случае внезапной остановки при движении машины на плаву. Трансмиссию танка составляет группа соединенных между собой агрегатов, которые преобразуют и передают крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и водометным движителям. В трансмиссию входят двухдисковый главный фрикцион (выполняющий функции автомобильного сцепления), пятиступенчатая коробка передач 7, два бортовых фрикциона, два внутренних редуктора 5с приводами на водометные движители 13 и две бортовые передачи 4. Бортовые многодисковые фрикционы установлены между коробкой передач и внутренними редукторами и предназначены для отключения правого или левого ведущего колеса от коробки передач при поворотах. Если замедляется движение одной из гусениц или она останавливается вообще, то танк поворачивается в сторону этой гусеницы. Ленточные тормоза расположены так, что тормозными барабанами служат ведомые диски бортовых фрикционов. С помощью тормозов можно замедлять движение и останавливать одну или обе гусеницы. Внутренние редукторы 5 передают крутящий момент от бортовых фрикционов к бортовым передачам 4ик водяным насосам 13 водометных движителей. При этом они позволяют включать гусеничные и водометные движители как одновременно, так и раздельно. Передаточные числа трансмиссии таковы, что дают возможность преодолевать 38-градусный подъем, ров шириной 2,8 м, вертикальную стенку высотой 1,1 м. ПТ-76 развивает на пятой передаче скорость 43 км/час. При движении с большой скоростью, особенно по бездорожью, танк воспри-нимает сильные удары и толчки, для смягчения которых служит подвеска — двенадцать опорных катков 30, которые соединены с корпусом посредством балансиров 32 и торсионов, — они представляют собой упругие стержки, работающие на скручивание. Широкие мелкозвенчатые гусеницы имеют такие размеры, что среднее удельное давление машины на грунт составляет всего 0,5 кг/см 2 . Этот показатель позволяет судить о проходимости машины. Для сравнения напомним, что среднее удельное давление на грунт легкового автомобиля — 1,3, среднего танка — 0,8 и пешехода 0,6 кг/см 2 . Движение танка по воде обеспечивается двумя водометными движителями, расположенными в силовом отделении вдоль бортов. Каждый из них состоит из приемного патрубка, водяного насоса 13 пропеллерного типа, водопроточной трубы 2, заслонки, карданного вала для привода насоса и трубы заднего хода. В днище машины сделаны два окна, к краям которых приварены приемные патрубки. При включении водометного движителя 'Крутящий момент от внутреннего редуктора через систему шестерен и валов передается на рабочие колеса водяных насоссв. Вода, засасываемая насосами с большой скоростью, выбрасывается назад через открытые кормовые патрубки. При этом возникает реактивная сила, которая движет машину в сторону, обратную направлению выбрасываемой воды. Величина этой силы, а следовательно, и скорость движения танка на плаву зависят от количества выходящей воды и скорости ее движения. Они, в свою очередь, определяются оборотами насосов и положением заслонок на трубах 2и 8. Если перекрыть частично или полностью одну из водометных труб, допустим левую, танк будет поворачиваться влево. Чем больше закрыта заслонка — тем меньше радиус поворота. Когда обе трубы закрыты, вода пойдет через трубы заднего хода и будет выбрасываться в сторону носовой части танка, который при этом начнет двигаться задним ходом. Максимальная скорость танка на плаву — 10,2 км/час, при движении задним ходом — 3—5 км/час. Пушка и спаренный с ней пулемет установлены во вращающейся башне 26 танка. Их наведение в цель производится с помощью телескопического шарнирногоприцела 22 для стрельбы прямой наводкой, бокового уровня (он придает необходимые углы возвышения пушке при стрельбе с закрытых позиций ив ночное время), а также угломерного круга, который нанесен на погоне башни. Для наводки пушки и пулемета в цель служат ручной подъемный механизм и механизм поворота башни, работающий и от электрического и от ручного привода. У всех членов экипажа есть свои приборы наблюдения. Тот (21), что предназначен для командира, указывающего цель и корректирующего огонь, обладает пятикратным увеличением. Это позволяет не только наблюдать, но и распознавать цели, определять дальность до них. У механика-водителя, кроме трех призменных приборов 42, через которые он ведет наблюдение при движении с закрытым люком в обычных условиях, имеется перископический зрительный прибор 41. Он необходим при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом 48. Для наблюдения за дорогой и местностью в темное время суток служит прибор 46 ночного видения, устройство которого основано на использовании инфракрасных лучей. При движении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования, например ночью, в тумане, экипаж может пользоваться курсоуказателем — гироскопическим полукомпасом. Для обеспечения внешней связи танк оборудован коротковолновой рацией, а для внутренней — переговорным устройством. В снаряжение ПТ-76 входит также углекислотная установка пожаротушения. При возникновении пожара в силовом отделении она срабатывает автоматически, но может быть включена и вручную. Ее дополняют ручные огнетушители. При движении на плаву не исключено попадание воды внутрь корпуса. Для ее откачки служат два насоса, установленные у днища танка и вступающие в работу одновременно с водометными движителями. Перечисленные конструктивные особенности делают плавающий танк ПТ-76 современной боевой машиной, которая пригодна для выполнения многих тактических и других задач. В. ИВАНОВ, полковник-инженерЛй