в помощьОРГАНИЗАЦИЯМДОСААФАвтомотоклуб получил от строителей подарок — новое благоустроенное здание. Внутри еще пахнет свежейкраской , ра<дуют глаз просторные аудитории, обилие света. «Теперь-то можно развернуться», — д умают руководители и преподаватели клуба. О днако самые' лучшие намерения останутся лишь нам ерениями , если новоселью не предшествовала серьезная подготовительная работа. Вот как подошли IK этому важному делу вТаганрогском автомотоклубе. Пока возводили здание уже был в деталях разработан план 'использования '.и оганащения (классов .и лабораторий оборудованием, п риобретеныи изготовлены новые наглядные пособия. Работники клуба побывали в лучших учебных организациях, переняли их опыт. И оборудование (классов завершили > м и ­ в нимальные сроки. К сожалению, так делается не везде и не всегда. В ряде случаев так называемый аудиторный фонд используется нерационально, •а порой неправильно, без учета особенностей учебного процесса, характерного [для данного клуба. М ногоещеразнобоя , отсебятины. В одних 'клубах 'стремятся увеличить ко ­ личество комплексных классов для проведения 'всех занятий по одному^двум предметам, другие держат курс только на 'создание специализированных аудиторий, где курсанты изучают часть тем или разделов пред ­ мета. Безусловно, специализация имеет много положительных сторон, так как позволяет по определенному разделу (теме) сосредоточить в классе большее количество агрегатов, узлов, макетов, стендов итем самым повысить наглядность обучения. С окращаетсяиобщая потребность клуба в учебных пособиях. О днако нельзя не учитывать, что специализированное использование полезной площади значительно усложняет ор ­ ганизацию учебного процесса. Если в двух-трех комплексных классах к занятиям одновременно могут приступить сразу несколько групп, то при наличии одних лишь специализированных классов такой возможности нет исроки начала обучения неизбежно сдвигаются пример ­ но на 10 дней. Та или иная аудитория всегда занята одной группой, пока не отработана тема. М еждутем потребность в использовании какого-то класса неред ­ ко появляется у двух групп. Следовательно, одна из них вынуждена ожидать, пока освободится специализированный •класс. Ступенчатость начала обучения приводит кнеодновременному выпуску групп, создает трудности в работе экзаменационных комиссий. Н емаловажное значение имеет и процент использования классов вучебном процессе, который, например, д аже при одновременном обучении в одну смену пяти групп составит менее тридцати. Специализация классов порой ведет к специализации и преподавателей: разделы устройства автомобиля читают раз4УЧЕБНЫЙ КЛАСС. КАК ЕГО ОБОРУДОВАТЬные люди, что не способствует улучшению учебного процесса и порождает обезличивание, а это, в свою очередь, снижает ответственность за качество подготовки группы вцелом . Н адо ли отрицать специализацию вообще? Нет. Ни вкоем случае. Но она себя оправдала только для преподавания теории по устройству и эксплуатации автомобилей и при условии достаточного аудиторного фонда в клубе, использования специализированных (классов в учебном процессе не менеечем на 50 процентов и наличия, п омимо специализированных, ' одного-двух комплексных классов. Это возможно только в клубах 1-го разряда, где обучается одновременноводном потоке не менее 10 учебных групп. В автомотоклубах третьего и второго разрядов целесообразно иметь только комплексные классы: устройства и эксплуатации автомобилей; правил и основ безопасности движения; лабораторнопрактических занятий по устройству автомобилей; лабораторно-практических занятий по техническому обслуживанию. К огда определено, к акие классы долж ­ ны быть вданном «лубе, следует установить минимальный перечень оборудования и требования кего расстановке, чтобы обеспечить продуктивное проведение занятий по всем предметам . В классе устройства и эксплуатации автомобилей устанавливают два комплекта разрезных и полностью уком ­ плектованных агрегатов грузовых автомобилей марокГАЗиЗИЛ (двигатель всборесприборами охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, сцеплением икоробкойпередач ; раздаточная коробка , передний и задний мосты смеханизмами управления), л ебедкуи стенд электрооборудования. К роме того, для показа устройства автомобиля, приемов технического обслуживания и устранения неисправностей необходимо иметь отдельные узлы, детали, приспособления и инструмент. Вместо одного комплекта агрегатов ( к роме двигателя всборе ) и стенда электрооборудования можно поставить разрезной автомобиль соответствующей маркис электроприводом. Д ля показа небольших узлов и деталей используется демонстрационный стол. Очень важно правильно разместить учебное оборудование, в се агрегаты, крупные узлы следует устанавливать так, чтобы они «смотрелись» и чтобы к ним со всех сторон был обеспечен свободный доступ. Д ля этого их монтируют вдоль стены, противоположной окнам , на подставках. О крашивают их в цвета, принятые заводом-изготовителем, а разре ­ зы — в красный цвет. Детали, приборы и узлы небольших размеровдолжны храниться в шкафах. Для сохранения плакатов их наклеивают на материю, края по периметру обрамляют металлическими пластинами идержатв так называемых «плакатницах». Щиты обычно делают из легкого материала, небольших разме-^® рое и съемные. Р азмещаемые на них приборы, узлы и детали должны быть вразобранном виде и расположены в той последовательности, в которой сопряж енымежду собой на автомобиле. Если в клубе есть лаборантское поме ­ щ ение , все учебное оборудование небольших размеров , щиты, макеты, плакаты можно хранить внеми вносить в класс только на время занятий. В некоторых автомотоклубах стремятся размещать технику в классах по маркам автомобилей. В одном — оборудование машины ЗИЛ , в дру ­ гом — ГАЗ. Такое решение не улучшает учебный процесс. П рограммойпреду ­ сматривается изучение устройства материальной части одновременно двух ма ­ р ок автомобилей путем их сравнения. Преподаватель в ходе занятия должен неоднократно показывать узлы машин . З ИЛи ГАЗ, останавливаться на их кон - Я структивных особенностях. Если узлы и агрегаты этих марок автомобилей будут размещеныв разных помещениях, то преподаватель невольно вынужден наполовину обходиться плакатами. В классе правил и основ безопасности движения должно быть предусмотрено все, что будет способствовать полному усвоению предмета, п оможет курсантам выработать сознательные действия при управлении автомобилем. Ц ентральноеместо отводится столумакету с различными перекрестками . О н предназначен для воспроизведения нео бходимой обстановки при решении задач по разводке транспорта. Д ля того чтобы врешении задачи одновременно участвовали все обучаемые, комплект таких же нанесенных на картон пере ­ крестков вместе смакетамифигур *^jg транспорта идорожных знаков выдается каждому курсанту. ' В некоторых автомотоклубах ради эфф екта на столах устанавливают высокие макеты домов идаже выстраивают целые кварталы и участки населенных пунктов. О днакотакоенагромождениемешает видеть полностью создаваемую преподавателем обстановку для реше ­ ния задач. Гораздо удобнее использовать столы-макеты сизображением только перекрестков, где дома обозначены условно, как это делают во многих клубах. Видимо, в ообще следует критически отнестись к использованию таких столов. О ни занимают значительную площадь класса, парты для лучшей обзорности приходится устанавливать амфитеатром . Не случайно вместо столов-макетов все чаще используют вертикальные металлк ^ к ческие доски сизображением необхо- ' д имого количества обособленных перекрестков или (что ещепрощеи зани-Демонстрационный шкафвклассе устройства иэксплуатации автомобиля. Фото В. Ширшова мает меньше места) комплект тех же перекрестков на отдельных планшетах. Необходимый планшет вставляется на время занятий в специальную укрепленную на передней стене кассету. В обоих случаях для создания той или иной обстановки применяются макеты разного транспорта и дорожных знаков с магнитными держателями. В классе необходимо иметь схему маршрутов вождения учебных машин и комплект дорожных знаков на матовых стеклах с подсветкой, модели светофоров всех типов, а также один агрегат — переднюю ось с колесом, рулевым управлением, тормозным устройством для усвоения темы «Техническое состояние транспортных средств». Создавая класс лабораторно-практических занятий по устройству автомобилей, оборудование целесообразно распределить по восьми учебным местам. Количество его зависит от принятого способа проведения занятий (см. таблицу). Дополнительно теоретические классы могут включать киноустановку, кинопроектор, демонстрационный шкаф, различные средства технического и программированного обучения. Не следует размещать агрегаты по наименованиям. Например, в одной части класса устанавливать двигатели, в другой — мосты, в третьей — коробки и т. д. Это приведет к тому, что на занятиях вся учебная группа сосредоточится в какой-то одной части помещения, люди будут мешать друг другу при выполнении упражнений. Когда в распоряжении клуба оказывается больше помещений, в том числе и лабораторий, появляется возможность разместить в них больше агрегатов и перейти от занятий по бригадно-индивидуальному способу к бригадно-комбинированному, а в некоторых случаях ик бригадно-фронтальному, которые обеспечивают более тесную увязку теории и практики — излагаемый теоретический материал почти сразу же закрепляется соответствующими упражнениями. Чтобы решить эту задачу, необходимо выбрать наиболее приемлемый для каждого клуба вариант. Если для полного прохождения программы всеми учебными группами ему положено иметь два лабораторно-практических класса по изучению устройства автомобиля, то, на наш взгляд, переход от одного способа организации занятий к другому не еле-Распределение оборудования в классе лабораторнопрактических занятийНомера учебных мест и оборудование на них Способы обучения1 2345678Бригадно-фромтальиый Бригадно - индивидуальный Бригадно - комбинированный: вариант 1 вариант 2 вариант 3 Примечание. Обовариант 4 рудование условно вариант 5 обозначено буквами. дует осуществлять за счет ликвидации одного из классов. (Как сделали, скажем, в Житомирском автомотоклубе? Здесь все оборудование, предназначенное для занятий бригадно-фронтальным способом, разделено на две равные части и размещено в двух одинаковых классах. Это позволило, во-первых, использовать помещения с максимальной нагрузкой, во-вторых, в любой учебный день планировать занятия одновременно для двух групп и отрабатывать упражнения бригадно-комбинированным способом по варианту, близкому к фронтальному. Подобное оборудование классов и использование учебной базы нам представляется наиболее приемлемым. В классе лабораторно-практических занятий по техническому обслуживанию также оборудуется восемь учебных мест. На четырех устанавливают комплектные и действующие автомобили, на других — двигатели. Вместо неподвижных верстаков целесообразно иметь легкие передвижные тележки, что позволит в зависимости от выполняемых упражнений организовать учебное место у любой части обслуживаемого автомобиля. Весьма желательно, чтобы все автомобили и двигатели сосредоточивались в одном помещении — тогда преподаватель и мастер могут лучше взаимодействовать, контролировать работу бригад. В клубах первого и второго разрядов, где имеется по два таких класса, учебные автомобили и двигатели можно устанавливать и раздельно: в одном — восемь автомобилей, а в другом — восемь двигателей. В обоих случаях достигается высокий уровень занятий. Несколько слов о размещении наглядА АА БА ВА ГА ДА ЕА ЖА 3А ААААА ААААА ББББА БББВБ ВВВГБ ВВГДБ ГГДЕБ ГДЕЖных пособий и агитационно-пропагандистского материала. В автомотоклубах, «квартирующих» в новых просторных помещениях, для этого используют вестибюли, коридоры, залы. И делают все это со вкусом. Думается, так и следует поступать. Загромождать же плакатами и витринами стены классов нецелесообразно. При вывешивании наглядных пособий важную роль играют подбор их, умение расположить и своевременно обновить с тем, чтобы они постоянно привлекали к себе внимание обучаемых. Для этого могут быть использованы вывешенные в застекленных рамках и хорошо освещенные плакаты, схемы с упражнениями для решения задач по разводке транспорта и красочно оформленные вопросы на пройденные темы. Определенную помощь окажут справочные установки типа железнодорожных. Например, для повторения материала по правилам движения. Хорошее и разумное оформление невольно вызывает у обучаемых стремление с большим вниманием отнестись ко всему, что предлагается, у них возникает желание остановиться и изучить, а вместе с этим — повысить знания по приобретаемой профессии. Обобщая опыт клубов, укрепляешься в мысли, что качество подготовки водителей автомобилей во многом зависит не только от наличия современной материально-технической базы, но и от того, насколько эффективно она используется в учебном процессе. А. БОГАЧКИН, заместитель начальника Управления военно-технической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ СССР