шается. Чтобы туда не попадала пыль, воздух очищается в воздухоочистителе. Масло, оказавшееся в глушителе, не приносит вреда двигателю, а только помогает очищать воздух. Однако, чтобы не скапливалось слишком много масла, не следует заливать его выше установленной нормы.О коробке передач МТ-9В письмах многих читателей — владельцев тяжелых мотоциклов сод ержится такой вопрос: можно ли установить коробку передач мотоцикла МТ-9 «Днепр», имеющую задний ход, на прежние модели киевских мотоциклов и «уралы». На мотоциклы К-650 и К-750М новую коробку (по заводскому каталогу ее номер МТ804000) в принципе установить можно. Но так как она немного длиннее прежней, то для нее потребуется и новый карданный вал (по каталогу его номер МТ905301), который короче старого на 15 мм. На мотоциклах же «Урал 2» (М 63) и «Урал-3» (М-66) эту коробку без переделки рамы использовать нельзя, а та ­ кая переделка сопряжена с большими трудностями. В будущем рамы ирбитских и киевских' мотоциклов будут унифицированы (вертикальные стойки крепления маятниковой вилни на «уралах» сдвигаются назад).Замена допустимаИнвалид Отечественной войны Иван Егорович Латуто из г. Вязьмы спрашивает, можно ли мотоколяску СЗА-М перевести на 12-вольтовую систему электрооборудования, к ак на модели СЗД. Отвечают работники Серпуховского мотозавода. Для того чтобы на мотоколяске СЗА-М применить такую систему, необходимо заменить все приборы 12-вольтовыми и, кроме того, ремень генератора и шестерню привода стартера в сборе со шки ­ вом. Проводку можно оставить прежней. Дополнительно следует ввести в схему реле включения стартера РС-502 с соответствующими проводами. Все новые агрегаты устанавливаются на СЗД.кузов «Москвича-408» или «412», сошедшего с конвейера АЗЛК после 17 октября 1967 года, не требуется каких-либо дополнительных деталей или переделок. На машинах же более ранних выпусков придется еще использовать специальный комплект I * 1 , выпускаемый заводом в приложении к кузову, предназначенному для восстановления старого автомобиля. В комплект входят масляный радиатор с краном, кронштейном и шлангами, радиатор с жалюзи, к ожух вентилятора, шланги и другие более мелкие, в основном крепежные детали. К нему приложена и инструкция по их установке с новым кузовом.Не снимайте термостат«Для чего нужен термостат в системе охлаждения автомобиля? — спрашивает Ю. Куприянов из Кировской области. — Многие шоферы советуют сразу удалять его, так как зимой без термостата двигатель вроде быстрее прогревается, и к тому же не замерзает радиатор, а летом он вообще не нужен». Это мнение — довольно распространенное и небезобидное заблуждение. Давайте разберемся с самого начала. Степень охлаждения двигателя с жидкостной системой зависит в первую очередь от скорости циркуляции в ней воды или антифриза и от скорости воздушного потока, протекающего через радиатор. Чем больше число оборотов вентилятора и крыльчатки водяного насоса, а это зависит от скорости вращения коленчатого вала, тем интенсивнее охлаждение. Это ясно. Но количество тепла, выделяемое двигателем в единицу времени, зависит главным образом от нагрузки , а не от оборотов. При каких-то оборотах и полной нагрузке на двигатель (полное открытие дросселя, например, на подъеме) тепла выделится значительно больше, чем при такихже оборотах и частичной нагрузке (дроссель прикрыт). Это тож е понятно. Чтобы поддерживать при этом оптимальный тепловой режим двигателя, и нужен термостат — устройство, автоматически изменяющее (от полностью закрытого до полностью открытого) проходное сечение канала, через который охлаждающая жидность поступает в выходной патрубок головки блока, в зависимости от температуры этой жидкости. Для чего это нужно? Основная доля износа цилиндро-поршневой группы приходится на время пуска и прогрева двигателя. А при температуре стенок цилиндров 100 —110° (охлаждающая жидкость в рубашке блока при этом имеет 85 — 90°) износа практически не отмечается. И чем быстрее стенки цилиндров (а Не радиатор!) будут прогреваться до « н ужных градусов», тем дольше «проживет» мотор. Так вот, термостат способствует более быстрому (в несколько раз) выходу двигателя на такой тепловой режим, поддерживает его при работе. Кстати, хорошая износостойкость двигателя «Жигулей», несмотря на «холодные» пуски, в значительной степени достигается благодаря отличному термостату и быстрому прогреву. Вывод ясен. Чтобы сохранить двигатель от преждевременного износа, н ужен исправный термостат.Хотите приобрести лебедку?Так называлась заметка, опубликов аннаяв «Справочной службе» мартовского номера журнала за этот год. Она вызвала большой интерес у читателей. Сегодня мы вновь возвращаемся к этому вопросу по просьбе Горьковской базы «Посылторга», уточняющей условия оформления заказа. Условия заказа несколько изменились, Желающие приобрести лебедку должны высылать заказы на бланке «Посылторга». При этом никаких авансовых перечислений делать не нужно, т аккак это лишь усложняет дальнейшие расчеты между базой и покупателем. Заказанная лебедка будет выслана наложенным платежом в почтовое отделение по месту жительства. При этом срок отправления зависит от времени получения заявки и от наличия на базе лебедок. База принимает лишь индивидуальные заказы. Адрес: 603099, г. Горький, горьковская база «Посылторг».Можно ли регулировать спидометр?«После замены щитка приборов автомобиля ЗАЗ-965. (был КП 210, установлен КП 211 А) счетчик спидометра начал «уменьшать» ф актически пройденный машиной путь. Почему это случилось? Не нужнолименять редуктор гибкого вала или регулировать привод или сам прибор7» — с такими вопросами обратился в «Справочную службу» ч итатель Н. Николишин из г. Жовтневый Николаевской области. Отвечают специалисты НИИавтоприборов. Начнем с конца. Регулировка самого спидометра или его привода в домашних условиях невозможна и недопустима — прибор будет безвозвратно испорчен. Теперь о «лживых» показаниях счетчика. Этот дефект не может быть следствием замены одного щитка приборов с контрольной лампой ( К П 210) другим, со стрелочным прибором ( К П 211 А). Дело в том, что все отечественные автомобильные спидометры (кроме тех , что на ВАЗах) имеют одинаковое передаточное отношение 1 : 6 24 , и поэтому просто замена не скажется на точности показаний. Если счетчик уменьшает пробег, вероятная причина в непостоянном зацеплении шестерен червячной пары редуктора спидометра или в проскальзывании барабанчиков. Разборка и ремонт узла своими силами, повторяем, невозможны. Но прежде чем заменять спидометр, е ще раз тща ­ тельно проверьте, не ошиблись ли вы в определении дефекта.Кузов в запчасти«У меня возникла необходимость заменить кузов «Москвича-408», — пишет В. Фокин из г. Кременчуга,— Р асскажите , пожалуйста, поступают ли в продажу ив какой комплектации кузова в сборе, можно ли заменить кузов без каких-либо дополнительных деталей?» В запасные части для «москвичей» производятся кузова различной комплектности. В магазины и на станции обслуживания в небольших количествах поступают так называемый кузов 08 (№ детали 4123-5000008-02 для модели «412» и 4083-5000008-03 для всех «четыреста восьмых») или кузов 12 (соответственно 412Э-5000012-10 и 4083-5000012-21). И кроме них — кузов 18 (412-5000018 для обеих моделей). В чем их различия? Наиболее полная комплектация кузова 08. Это собранный, окрашенный и обитый кузов со всей внутренней отделкой, сиденьями, остеклением и шумоизоляцией, приборным щитом с приборами, радиоприемником, всей проводкой, отопителем, стеклоомывателем, стеклоочистителем в полном комплекте, всеми декоративными накладками, электрооборудованием, бамперами и грязезащитными фартуками. Установлены педали сцепления, тормоза и дросселя, масляный радиатор, бензопровод, трубни гидроприводов сцепления и тормозов. Короче — это как бы автомобиль без двигателя и шасси. Кузов 12, который пользуется наибольшим спросом, т акжеокрашен , обит и укомплектован сиденьями, но не имеет фар и подфарников, ручного тормоза, педалей, гидроприводов, бамперов, грязезащитных фартуков, радиоприемника, антенны и некоторых других устанавливаемых на кузов 08 частей. Кроме этих комплектностей выпускается кузов 18 — окрашенный, но без какой-либо «начинки», только с мелкими деталями внутренней отделки иокрашен ­ ной панелью приборов. Все эти кузова подходят для автомобилей всех выпусков. Чтобы заменить^шшжшшш«Когда появилось серийное производство мотоциклов в нашей стране?» — спрашивает москвич А. Космынин. Начало этому делу положил в 1933 году ленинградский завод «Красный Октябрь». Первая его модель — мотоцикл Л-300, спроектированный в 1931 году группой конструкторов на заводе «Промет». Это была легкая (125 кг) машина, снабженная двухтактным одноцилиндровым 3 двигателем рабочим - объемом 293 icM . При 3000 об/мин мощность его достигала 6,5 л. с , что позволяло развивать скорость до 70 мм/час. Рама была штампованной, передняя вилка — параллелограммной. На обоих колесах стояли шины размером 26 — 3 , 5 дюйма. Мотоцикл расходовал 4,5 л бензина на 100 км пути. Аналогичную по конструкции машину (ИЖ-7) в 1933 году начали строить в Ижевске — на первом в стране мотоциклетном заводе, который по праву считается пионером отечественного мотоциклостроения. До войны на нем было налажено производство еще трех моделей — ИЖ-8, ИЖ-9, НЖ-12.Масло в глушителе«На мотоцикле «Восход» обнаружил масло в глушителе шума впуска. Как оно там оказалось и не вредно ли это для двигателя?» — с таким вопросом обратился вредакцию В. Горбачев из Краснодарского края . Отвечают специалисты завода. Масло в корпус глушителя попадает через трубку, соединяющую его с верхЩЬй частью картера двигателя. Сообщение картера с атмосферой необходимо для того, чтобы в нем не создавалось повышенное давление — при работе мотора масло в коробне передач сильно нагревается. Разбрызгиваемое шестернями ' масло образует в картере туман, капельки которого и попадают в корпус глушителя. При остывании двигателя происходит обратный процесс — воздух снаружи идет в картер, т аккак давление в нем умень35