Ночное зрениеСлучилось это несколько лет назад ночью возле столичного кинотеатра «Ударник». Миновав ярко освещенный Большой Каменный мост через Москвуреку, водитель такси не увидел вовремя нетрезвого пешехода, оказавшегося посреди проезжей части. Когда «Волга» остановилась и люди кинулись к пострадавшему, проезжавший мимо другой таксист тоже не заметил опасность, в результате — еще одна жертва. Два наезда за считанные минуты на одном и том же месте! Не будем вдаваться в разбор того, правильно ли вели себя в сложившейся ситуации пешеходы. Посмотрим на случившееся в прямом смысле слова глазами водителей. Почему они их подвели? Зрение плохое, что ли? Ничуть. Произошло следующее. По длинному мосту машины шли между двумя шеренгами ярких светильников, и зрение шоферов приспособилось к сильному освещению. Но кончился мост, светильники отступили на края широкой площади, и освещенность в центре проезжей части резко ухудшилась. Чтобы перестроить зрение на работу в новых условиях, надо было время, а его у водителей не оказалось, ибо машины они продолжали вести с прежней скоростью. Вот почему, как они и сами потом, признавались, люди возникали буквально перед капотом их автомобилей. В этом же разгадка и некоторых ночных происшествий, случающихся буквально за воротами гаража. Если шофер готовится к рейсу в хорошо освещенном помещении, то первые десятки метров пути на территории автохозяйства он проезжает почти вслепую. Поэтому в комнатах, где водители ожидают ночного вызова, противопоказан яркий свет. Зрение для водителя — важнейшее из чувств. Оно дает ему свыше восьми десятых всей необходимой информации. Недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрячими нас делают удивительные по совершенству «конструкции» глаза. Приспосабливаясь (адаптируясь) к условиям, они могут изменять свою светочувствительность в 100 тысяч и более раз. Они способны фиксировать великое множество цветовых оттенков и уровней освещенности. Но возможности зрения не безграничны, и об этом нужно помнить водителю. Когда через зрачок лучи света проникают в глаз, то, преломляясь, они попадают на сетчатую оболочку задней части глазного яблока. Зрительный нерв связывает ее скорой головного мозга. Сетчатка состоит из палочек и колбочек. Они-то и преобразуют световые раздражения в сигналы, посылаемые в головной мозг. «Специализация» у них разная. Колбочки работают при дневном свете, и благодаря им мы различаем цвет и форму предметов. При очень слабом сумеречном и ночном освещении работают только палочки. Они способны воспринимать лишь различную степень яркости света. Поэтому сумеречное зрение бесцветно (отсюда и пословица «Ночью все кошки серы»). К примеру, красный мак днем мы «видим» колбочками. В сумерках он становится почти черным. Колбочки его «видеть» перестали (для них вечером слишком мало света), а палочки красный цвет почти не воспринимают. Вечером все предметы красного и оранжевого цвета выглядят более темными, а синие и зеленые — более светлыми. Потому и зеленый сигнал светофора виден с большего расстояния, чем красный, хотя их яркость одинакова. Потому и желтый свет противотуманных фар меньше ослепляет, чем белый, При ночном освещении даже привычные детали пейзажа приобретают фантастические очертания. Трудно становится определить взаимное расположение предметов, расстояния до них, хотя глаза работают буквально на пределе. С этими особенностями ночного зрения должен считаться каждый водитель. Как уже говорилось, глаза могут приспосабливаться ик слишком яркому освещению ик почти полной темноте. Это называется световой и темновой адаптацией. Но на такую перестройку требуется время, иногда довольно значительное. При резком изменении освещенности от яркой до ночной в первые секунды человек полностью слепнет. Лишь спустя 5—7 минут палочки, расположенные в центральной части сетчатки, достигают максимального уровня светочувствительности. В периферической же области сетчатки светочувствительность повышается еще медленнее, и пока она станет максимальной, проходит примерно час. Кроме того, когда наступает полная темновая адаптация, чувствительность выше по краям, а не в центре поля зрения. Это, по-видимому, замечал каждый: после долгого пребывания в темноте невидимый при прямом взгляде предмет можно заметить боковым зрением. Во время перехода от полной темноты к яркому свету после кратковременного ослепления глаза адаптируются быстрее и примерно через 10 минут начинают видеть нормально. Время на адаптацию необходимо не только при контрастных переходах от яркого света к темноте (или наоборот), но и при меньших перепадах освещенности. Иногда требуется лишь несколько секунд, но — вспомните катастрофу, о которой шла речь вначале, — эти секунды могут оказаться роковыми. Острота ночного зрения и время адаптации — величины далеко не постоянные. Они изменяются по многим причинам. Темновая адаптация, например, постепенно улучшается к 20—30 годам, а после 40 ухудшается. Шестидесятилетние видят в темноте в восемь раз хуже, чем двадцатилетние. Отмечены даже суточные изменения светочувствительности: минимум ее приходится на 5—6 часов утра. Острота зрения (способность различать мелкие детали) в светлую безлунную ночь падает до 30—70 процентов, а темной ночью составляет лишь 3—5 процентов от дневной. Она также ослабляется с годами. Ночное зрение зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей человека. Острота и светочувствительность зрения ухудшаются при кислородном голодании. Оно может наступить на высокогорной дороге или, скажем, от табачного дыма в непроветриваемом салоне автомобиля. Чем жарче в кабине, тем хуже видит водитель. Наконец, при переутомлении от чрезмерной яркости и шума, при злоупотреблении алкоголем и авитаминозе может наступить болезненное расстройство темновой адаптации — г емерало - ^ пия, что в простбречии называют «кури-W ной слепотой» В этом случае нужно W немедленно обратиться к -врачу. Как видите, физиология ночного зрения сложна, оно подвержено изменениям, отличается рядом особенностей, и это необходимо учитывать, если человеку приходится работать ночью. Вопросами освещения автомобильных дорог и улиц городов занимаются ученые, градостроители и другие специалисты. Улучшаются конструкции осветительных устройств, подбираются оптимальные спектры и сила света, различные варианты взаимного расположения светильников, чтобы избежать слепящих бликов на асфальте в дождливую погоду и не создавать чередующихся провалов в освещенности, сильно утомляющих зрение при быстрой езде. Большая работа ведется по усовершенствованию осветительных приборов самих автомо - ^ билей и мотоциклов. Но многое зависит и от водителей. Нельзя пренебрегать самой тщательной регулировкой установки фар. Здесь ошибка всего на один градус приводит к ослеплению встречных водителей, наполовину сокращает дистанцию видимости. Ветровое стекло и фары всегда должны быть чистыми — это облегчает и без. того трудную ночную работу зрения. Чтобы ускорить приспособление глаз к темноте после выхода из светлого помещения, полезно съесть кусочек сахара или две горошины витамина С, хорошо помогают легкая разминочная гимнастика, обтирание лба и шеи холодной водой, усиленное дыхание, напряженное всматривание в темноту. Для нормального ночного зрения^ пища водителя должна быть богата витаминами Аи Bj. Витамин А содержится в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сыре, сметане, молоке, яичном желтке. Каротина, из которого в нашем организме образуется витамин А, много в зелени, плодах и овощах — в красном перце, петрушке, шпинате, патиссонах, красных помидорах, зеленом луке, в рябине, ежевике, облепихе, черной смородине, чернике, абрикосах, апельсинах, мандаринах. Витамин В2 в значительном количестве содержится в мясных (особенно в печени) и молочных продуктах, а также в дрожжах, соевых бобах, шпинате, чечевице. Такие продукты непременно должны входить в рацион литания человека, работающего за рулем. Зимой и весной, когда свежей зелени мало, следует принимат^г препараты витаминов Аи В2. При малейших симптомах ухудшения ночного зрения немедленно обращайтесь к врачу-окулисту: этот не очень заметный недостаток может обернуться для водителя большой бедой. Г. РУДИНСКАЯ, кандидат медицинских наук24