л*Почему «клинит» поршеньМногие мотоциклисты, особенно начинающие, приходят в отчаяние, когда мотор их машины на полном ходу вдруг замирает. В таких случаях коленчатый вал порой не удается сдвинуть с места, даже разгоняя мотоцикл: поршень «намертво» заклинило. О причинах этого явления и способах устранения его последствий рассказывает инженер Минского мотовелозавода Г. ПИЛЮКЕВИЧ.СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТАОкончание, Начало — на стр. 8 — Что принципиально нового внесли создатели КамАЗа в конструкцию автомобиля? — Машин, подобных КамАЗу, в стране еще не было. Это первый и, надо сказать, удачный опыт создания семейства автомобилей повышенной грузоподъемности с максимальной нагрузкой на ось менее 6 тонн, — а попросту говоря, тяжеловозов для дорог группы «Б». К тому же это первый дизельный грузовик группы «Б». И вряд ли стоит здесь подчеркивать, что дизельные двигатели в эксплуатации значительно экономичнее бензиновых и выделяют менее токсичные газы. Высокая удельная мощность (более 8 л. с/т) и ллавный ход (а это результат применения совершенной подвески) позволяют значительно быстрее двигаться по любым дорогам. Результат — высокая производительность. На этом автомобиле ©опросы безопасности решены на самом современном уровне. Посудите сами: система пневматических тормозов имеет раздельные контуры на переднюю ось, на заднюю тележку и отдельно на прицеп. Плюс стояночный пневматический тормоз. И аварийный и моторный тормоза, о которых вам, наверно, говорили испытатели. И это еще не Bice. Блокируемый межосевой дифференциал для уменьшения буксования на скользкой дороге. Безопасность конструкции тесно переплетена с решением вопросов эргономики — организации рабочего места водителя и облегчения его труда. Это не только легкий и удобный руль с гидроусилителем, не только усилитель в приводе сцепления, но и посадка водителя, размещение по научным рекомендациям приборов и контрольных ламп на панели, снижение шумности в кабине и многое другое. Возьмите хотя бы сиденье водителя. Оно регулируется и по расстоянию от руля, и по высоте, и по углу наклона спинки. Подушка сиденья снабжена самостоятельной системой подвески, и жесткость ее тоже можно менять — в зависимости от веса водителя. — Хотелось бы получить представление о масштабах работы по доводке КамАЗов на основе данных испытаний. — О размахе этой .работы говорит хотя бы то, что уже построено более тридцати образцов грузовика. Это немало. Ясно, что на тридцати машинах легче выявить дефекты и недочеты конструкции и устранить их до начала производства, чем на трех-четырех. Сегодня все наши опытные КамАЗы пробежали в общей сложности более полутора миллионов километров. И не только здесь, на полигоне. Их испытывали в Туркмении и на Урале, в горах Крыма и Кавказа, в средней полосе России, зимой и летом. Теперь, после внесения поправок в конструкцию, ее доводки, можно смело сказать, что народное хозяйство получает семейство отличных высокопроизводительных автопоездов и автомобилей. Это не значит, что мы не видим дополнительных ресурсов улучшения КамАЗов. Они кроются, прежде всего, в повышении качества изделий смежных производств. Мы прощаемся с полигоном. Из-за деревьев доносится нарастающее урчание мощного дизеля. Испытания новых машин продолжаются.Сегодня двухтактные двигатели составляют абсолютное большинство в семье мотоциклетных моторов. Простые по устройству и неприхотливые в эксплуатации, они в то же время имеют более напряженный тепловой режим, чем четырехтактные. С ними чаще случается неприятность, которую называют заклиниванием поршня в цилиндре. Оно происходит, когда предусмотренный между ними зазор исчезает, и является следствием перегрева двигателя. Склонность к заклиниванию проявляют, как показывает опыт, приблизительно пять из каждой сотни двигателей. Прежде всего, надо иметь в виду, что на заводах размеры всех поршней и цилиндров строго контролируют, сортируют на группы, чтобы при сборке обеспечить нужный зазор между их поверхностями. Поэтому необходимым условием, исключающим заклинивание, надо считать тщательное соблюдение всех требований инструкции по обкатке мотоцикла. Следует избегать крайности, когда весь период обкатки проходит на четвертой передаче и скорость не превышает 50 км/час. С жаждой новой сотней километров ее необходимо немного увеличивать. При этом нужно все время менять положение ручки «газа»: развив скорость, которую на данной сотне километров пробега считаете максимальной, и выдержав ее 10—16 секунд, сбросьте газ, а через некоторое время вновь прибавьте. Изменяя скорость таким образом, вы обеспечите лучшее охлаждение поршня. Еще один совет на период обкатки и после него. При спуске с горы не забывайте, пользуясь тормоом, на некоторое время прибавлять газ. Иначе работающий длительное время при пущенном дросселе двигатель не сможет получить в достаточном количестве .мазку. Если пренебречь этим, то после спуска с горы прибавление газа на подъеме может внезапно вызвать задир поршня. В этом, к акив большинстве других случаев, бывает виноват сам водитель. Рассмотрим наиболее характерные из них. Двигатель может перегреться и заклинить, если вы поставите не соответствующую по тепловым характеристикам свечу. Слишком бедная смесь приводит к тем же последствиям. Следует избегать также чрезмерно раннего зажигания, заправки мотоцикла топливом с октановым числом меньшим, чем рекомендует инструкция. Бывает, что заклинивает не новый двигатель, а прошедший ремонт. Причина обычно кроется в слишком плотной посадке поршневого пальца в бобышках поршня или же в погнутом шатуне. В первом случае задиры располагаются одинаково по обе стороны поршневого пальца, а во втором — они оказываются с одной стороны ниже, а с другой — выше. Что же делать? Если заклинивание все же произошло, прежде всего установите причину. Для этого вспомните все подробности происшествия и тщательно •смотрите детали. В большинстве случаев удается обойтись без их замены. Однако если заклинивание произошло там, где находятся поршневые кольца, то их 'ли поршень придется заменить. Кольца завальцовываются в своих канавках, и ч.лечь их без поломок почти невозможно. Задиры на поршне удаляют при помощи надфиля или бархатного напильника. ажио воспользоваться и мелкой наждачной бумагой, но при этом есть опасность, что наждачная пыль попадет в двигатель, поэтому изолировать его надо особенно тщательно. Обработку ведут осторожно и равномерно. Достаточно снять "совсем небольшой слой, не более 0,1 мм. Перед сборкой все обработанные участки не забудьте промыть бензином. При сильном заклинивании следы могут остаться и на зеркале цилиндра в виде налипшего на него слоя алюминия. Удалить его можно при помощи табера или острого ножа. При этом старайтесь не повредить зеркало цилиндра. [Jkne сборки первое время рекомендуется ездить осторожно, скорость повышать постепенно, к ак при обкатке. Правильно обработанные поршень и цилиндр будут работать не хуже, чем новые. 3. «За рулем» № 913