АВТОГОНКИНынешний чемпионат мира среди марок спортивных автомобилей включает одиннадцать этапов. Восемь из них уже состоялись и прошли под знаком соперничества трех марок: «Порше» (ФРГ), «Мат.ра» (Франция) и «Феррари» (Италия). Кульминационным моментом стали 24-часовые гонки в Ле-Мане. В этом году они отмечали свое пятидесятилетие. Фирма «Матра» приложила все усилия к тому, чтобы ее спортивные автомобили врукахфранцузских гонщиков одержали на французской трассе победу в юбилейном году. В течение 12 часов шла редкостная по накалу дуэль между экипажами А. Пескароло — Ж. Лярусс («Матра-670Б») и Ж. Икс' — Б. Редман («Феррари-312П»). В конце концов италья нскаямашина не выдержала напряжения гонки. Под приветствия 300 тысяч зрителей Пескароло и Лярусс одержали желанную победу. Они прошли за 24 часа 4853 км (что примерно вдвое больше, чем дистанция большинства современных ралли), п оказав среднюю скорость свыше 202 км/час. Их машина весит 650 кг и снабжена ^-цилиндровым (2993 см 3 , 507 л. с.) двигателем. Последующие два места заняли К. Паче — А. Мерцарио («Феррари-312П») и Ж. Жоссо — Ж. Бельтуаз («Матра-670Б»).КАРТИНГГеография соревнований на Кубок дружбы социалистических стран по картингу расширилась. Начиная с этого года, в борьбу вступила сборная НРБ ив программе розыгрыша добавился болгарский этап. Таким образом, в нынешнем году в зачете Кубка шесть этапов. Первый « з них проходил на картодроме в Кошалине (ПНР). Любители картинга не увидели в рядах сборной ГДР неоднократного победителя прошлых гонок Ю. Коха, который больше не участвует в соревнованиях. Его примеру последовал и ведущий картингист ПНР Т. Рыхтер. в значительно обновленном составе выступала советская сборная. Второй этап Кубка, к акив прошлом году, проводился в г. Лозе (ГДР) на картодроме «Красный Октябрь». Оба этапа гонки отмечены знаком превосходства картингистов ЧССР. В четырех заездах, прошедших в Лозе, они заняли четыре первых, два вторых и два третьих места. Чехословацкие гонщики обладают не только высоким спортивным мастерством. Они оснащены самой совершенной техникой: 125-кубовыми моторами 43 (от 21 до 25 л. с ) , специальными пок рышками «Гудьир». У гонщиков ГДР, не уступающих « м по мастерству и технической оснащенности, менее надежны двигатели. Один из ведущих спортсменов их команды X. Шульц из-за неисправности мотора в Лозе не смог занять призового места. Советские гонщики получили в этом году двигатели 43 мощностью 17 — 18 л. с , но по конструкции картов и по мастерству наша команда уступает ведущим гонщикам ЧССР, ГДР и ПНР. Поэтому тактический план строился не на достижении высоких личных результатов, а науспехев командном зачете. Впервые после прошлогодних неудач нашей сборной на первых двух этапах удалось занятьпризовые места. Личный зачет: I этап: 1. Ф. Дыкаст (ЧССР); 2. X. Шульц (ГДР); 3. Р. Прохазка (ЧССР): 4. А. Холовей (ПНР); 5. П. Кысел ы (ЧССР); 6. К. Хентшель (ГДР)... 8. М. Рябчиков (СССР)... 9. А. Таскин (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. ПНР; 3. СССР: 4. |ГДР; 5. ВНР; 6. Н РБ . II этап: 1. Ф. Дыкаст; 2. П. Кыселы; 3. К. Хентшель; 4. 3. Кыселы; 5. А. Холовей; 6. Г. Срока (ПНР)... 10. В. Орехов... 12. М. Рябчиков; 13. Р. Акопов; 14. А. Таскин... 17. А. Чуваев. Командный зачет: 1. ЧССР; 2. ПНР; 3. СССР; 4. ГДР; 5. ВНР. По сумме очков после двух этапов лидирует Дыкаст — ЧССР (592), за ним идут П. Кыселы (574) — ЧССР, Холовей — ПНР (552). 3. Кыселы — ЧССР (552) и Хентшель — ГДР (550). Наилучшую сумму очков среди наших гонщиков набрал М. Рябчиков — 514 (9-е место). В командном зачете сборная СССР прочно утвердил асьс 2660 очками на третьем месте, выиграв у команды ГДР 112 очков. Впереди идут сборные ЧССР (2942 очка) и ПНР (2736 очков).МОТОКРОССУ трех марок мотоциклов — «Сузуки», «Майко», «Ямаха» примерно одинаковые технические возможности для успеха на чемпионате мира по мотокроссу в классе 500 см 3 . В таких условиях решающее значение приобретает мастерство того или иного гонщика. Из 10 этапов первенства проведено уже пять. Вот их результаты. III этап (Финляндия). I заезд: К. Хаммаргрен (Швеция); 2. Я. ван Вельтховен (Бельгия); 3. И. Стодулка (ЧССР); 4. Ф. Сигманс (Голландия); 5. В. Овчинников (СССР): 6. Б. Валльнер (Швеция); II заезд: 1. Р. де Костер (Бельгия); ван Вельтховен; 3. Хаммаргрен; 4. Г. Вольсинк (Голландия); 5. В. Бауэр (ФРГ); 6. Валльнер. IV этап (Италия). I заезд: 1. де Костер: 2. Р. Каваллеро (Италия); 3. Бауэр; 4. Вольсинк; 5. Б. Эберг (Швеция); 6. В. Шютц (ФРГ). II заезд: 1. де Костер; 2. Эберг; 3. О. Томан (ЧССР); 4. Д. Бэнкс (Англия); 5. Вольсинк; 6. Стодулка. V этап (ЧССР). I заезд: 1. Бауэр; 2. де Костер; 3. ван Вельтховен; 4. Томан; 5. Хаммаргрен; 6. Вольсинк. II заезд: 1. Бауэр; 2. де Костер; 3. ван Вельтховен; 4. Вольсинк; 5. Томан; 6. Шютц. По сумме очков впереди Р. де Костер (84). «Сузуки». З а ним идут В. Бауэр (62) на «Майко», Я. ван Вельтховен (56), «Ямаха», Г. Вольсинк (52). «Майко», И. Стодулка (50), 4 3и К. Хаммаргрен (46), «Ямаха».* * *Очередной, шестой этап первенства мира по кольцевым автогонкам на машинах формулы 1 проходил в Монако. Соревнования вылились в дуэль между прошлогодним чемпионом мира бразильцем Э. Фиттипальди на машине «Джон Плейерс-Спешел-Лотос» и двукратным чемпионом мира шотландцем Д. Стюартом на автомобиле «Тайрелл-Форд». Первый выиграл в этом году три этапа, второй — два. Победил Стюарт, который лидировал 70 кругов из 78. Б разильский гонщик финишировал вторым, проиграв ему за два часа гонки 1,3 секунды. Последующие четыре места заняли: Р. Петерссон, Ф. Север, П. Ревсон, Д. Хьюм. Седьмой и восьмой этапы не принесли побед претендентам на титул чемпиона, но позволили Стюарту обойти на одно очко Фиттипальди. VII этап (Швеция): 1. Д. Хьюм; 2. Р . Петерссон; 3. Ф. Север; 4. К. Рейтеманн; 5. Д. Стюарт; 6. Ж. Икс. VIII этап (Франция): 1. Петерссон; 2. Север; 3. , Рейтеманн; 4. Стюарт: 5. Икс; 6. Д. Хант. Сумма очков после восьми этапов: Стюарт («Тайрелл») — 42; Фиттипальди («Лотос») — 41; Север («Тайрелл») — 31; Хьюм («Мак-Ларен») и Петерссон («Лотос») — по 19.* * *В классе 250 см 3 прошел очередной этап первенства мира. VII этап {Франция). I заезд: 1. А. Вайль (ФРГ); 2. X. Андерссон (Швеция); 3. X. Миккола (Финляндия); 4. Т. Сузуки (Япония); 5. Л. Шинкаренко (СССР); 6. Д. Лэкей (США); 7. Е. Рыбальченко (СССР). II заезд: 1. Андерссон; 2. Вайль; 3. Миккола; 4. Г. Майш (ФРГ); 5. Шинкаренко; 6. Рыбальченко. После семи этапов (из общего числа 11) лидирует X. Андерссон на «Ямахе» — 164 очка, из которых 159 зачетных (очки, набранные в 12 наиболее результат ивныхзаездахна предыдущих этапах). Далее места в шестерке сильнейших распределяются так: А. Вайль («Майко») — 116 очков; X. Миккола («Хускварна») — 112; Г. Моисеев (КТМ) — 69; Я. Фальта (43) — 61; Д. Померой («Бультако») — 56 очков. Остальные три советских гонщика занимают соответственно 10-е, 11-е и 14-е места и набрали: Е. Рыбальченко (43) — 29 очков, П. Рулев (КТМ) — 25 очков и Л. Шинкаренко (43) — 19 очков.* * *На трассе «Заксенринг» в ГДР встретились сильнейшие спортсмены социалистических стран. Там проводился третий этап Кубка дружбы по кольцевым автогонкам. На гоночных автомобилях групп ы Ц9 победил А. Патлейх (ЧССР) на машине собственной конструкции с двигателем «Жигули». Последующие пять мест заняли: В. Круг («СЕГ-Жигули»), ГДР; Г. Мелькус («Мелькус-Вартбург»), ГДР; О. Вартковяк («Промот-ФИАТ-125А»), ПНР; Э. Гриффель, СССР: X. Саарм (оба«Эстония-18-Жигули»), СССР. Командный зачет в группе Ц9: 1. ГДР; 2. СССР: 3. ПНР: 4. ЧССР. По сумме трех этапов наша сборная утвердилась на втором месте. Гонки на легковых автомобилях группы А2 принесли победу поляку А. Войчеховскому, выступавшему за рулем ФИАТ-125П. Вслед за ним финишировали: Я. Ковач («Шкода-120С»), ЧССР; М. Гюнтер, ГДР; П. Краузе (оба—«Вартбург-353»), ГДР; Л. Томас («Шкода-100»), ГДР; П. Мюкке («Вартбург-353»), ГДР. В командном зачете по группе А2 победила сборная ГДР.СПИДВЕЙР озыгрыш личного первенства мира по мотогонкам на гаревой дорожке в нынешнем году складывается для советских спортсменов весьма удачно. Четырнадцать наших гаревиков вышли в полуфиналы, проводившиеся в г. Роденбах (ФРГ) и Сланы (4ССР). Восьмерка сильнейших из каждого полуфинала получила право стартовать в континентальном финале, который состоялся в Ленинграде. Там все восемь советских спортсменов завоевали право выхода в европейский финал . Приводим результаты соревнований. Роденбах: 1. Г. Хлыновский; 2. Вал. Гордеев (оба — СССР); 3. М. Шпинька; 4. В. Вернер (оба — ЧССР); 5. В. Трофимов; 6. А. Павлов (оба — СССР); 7. И. Ангермюллер (ФРГ); 8. В. Пазников (СССР). Сланы: 1. Вл. Гордеев (СССР); 2. И. Штанцль (ЧССР); 3. А. Кузьмин; 4. В. З аплешный (оба — СССР); 5. 3. Майстр; 6. К. Воборник; 7. М. Вернер; 8. П. Ондрашик (всеЧССР). Ленинград: 1. Вал. Гордеев; 2. Хлыновский; 3. Заплешный; 4. Трофимов; 5. Вл. Гордеев; 6. Павлов; 7. Кузьмин; 8. Пазников (все — СССР).мотогонкиПосле- соревнований в Италии, где на четвертом этапе первенства мира по кольцевым мотогонкам погибли два вед ущих спортсмена Я. Сааринен и Р. Пазолини, многие гонщики высказались против проведения пятого этапа на английской трассе «Турист Трофи». Она уст арелаи не отвечает сегодня требованиям безопасности. Известные спортсмены, чемпионы мира итальянец Д. Агостини и англичанин Ф. Рийд отказались стартовать на этой трассе. Их примеру последовали многие гонщики ведущих мотоциклетных фирм, принимающие участие в чемпионате мира. Однако руководство Международной мотоциклетной федерации (ФИМ) не сделало из этого должных выводов. Соревнования на трассе «Турист Трофи» состоялись. В них выступали в основном местные спортсмены. Итог был плачевным. Погиб еще один гонщик. Теперь число жертв на «Турист Трофи» за всю ее историю превысило цифру сто. Неужели сто первая смерть на этой трассе не заставит наконец руководство ФИМ изменить свое решение?* * *В Швеции состоялся финал первенства мира в парном спидвее. Победила шведс кая пара А. Миханек и Т. Янссон. Советские гонщики Вл. Гордеев и А. Кузьмин дебютировали в этом чемпионате (он проводится с 1969 года) и заняли четвертое место.