Раллистам, как и студентам, всегда не хватает часа на подготовку. На трассе скоростного участка.Короткий отдых на пароме. Фото Э. Таркпеа и Ю. Серго«НАРОДНОЕ РАЛЛИ» НА ДОРОГАХ ЭСТОНИИРалли давно перестало быть загадкой. Каждый автомобилист знает, что это соревнование — лучшая школа водительского мастерства. А коль так, почему тогда среди участников мало еще новичков, владельцев автомобилей? Ответить на этот вопрос, наверное, несложно: овеянное легендами, ралли в представлении многих — труднейшая гонка, выдержать которую может только опытный спортсмен на специально подготовленной машине. Это мнение решил опровергнуть один из энтузиастов автоспорта Эстонии, судья по авто- и мотоспорту Айво Ойна, предложивший таллинскому спортивно-техническому клубу «Спорт» и редакции развлекательных передач (РАМЕТО) Эстонского радио взяться за подготовку не совсем обычных ралли — таких, в которых могли бы стартовать все желающие. Прежде всего предстояло разъяснить автомобилистам доступность соревнований. И вот в течение зимы по воскресеньям в эфир стала выходить радиопередача «Школа начинающего раллиста». Ее вел Айво Ойна. Рассказал о правилах соревнований, технических требованиях к автомобилям, о работе штурмана, о том, как составляется легенда трассы. В конце каждой такой передачи радиослушателям задавали «раллистские» вопросы. Ответы оценивались по специальной шкале. Победители этой своеобразной викторины получили призы. Так удалось изменить представление о ралли у автомобилистов республики. Во всяком случае, на старт первых соревнований прибыли сотни водителей на собственных автомобилях. Состязания эти ныне получили название «Радиоралли», в рамках которого соревнуются две группы участников. Опытные гонщики за два дня проходят трассу протяженностью около 1500 километров, а те, кто стартует в так называемых народных ралли, состязаются на значительно более короткой дистанции — не свыше 400 километров. Причем половина — это путь от дома до места старта, где начинается общий маршрут. Четвертое по счету ралли вновь вызвало огромный интерес среди автомобилистов Эстонии. Ранним субботним утром строгая техническая комиссия отобрала более ста машин (отвечавших требованиям безопасности), владельцы которых успешно преодолели трассы звездного сбора. Здесь были автомобили разных марок и возрастов. В некоторых из них находились семьи в полных составах. За ходом ралли следили все жители республики: через каждые 15 минут специальные корреспонденты РАМЕТО в своих радиорепортажах рассказывали об участниках соревнований, сообщали последние новости с трассы. Преодолев несколько десятков километров по извилистым живописным дорогам Эстонии, экипажи прибыли в Виртсу. Здесь автомобили специальным паромом были переправлены на остров Сааремаа. Отсюда — снова в путь. Среди ряда испытаний оказалось и такое: нужно было точно послать гранату в цель, удаленную на 25 метров. Поздно вечером первые машины стали прибывать к финишу. Целую ночь за душистой рыбацкой ухой не смолкали оживленные разговоры о приключениях в пути, о том, какие трудности пришлось выдержать. И конечно, все от души поздравили героев соревнований — работника завода измерительных приборов Яана Крииса и его напарника Элмара Троска с трикотажного комбината «М.а-. рат» из Таллина, которые заняли первое* место в народном ралли. Им были вручены призы журнала «За рулем». Победителями двухдневных соревнований среди спортсменов-разрядников стали Хейно Сепп и Тойво Рюхка на «Москвиче-412». Аннэ ЛОО Таллин — Виртсу30