РАВНЯТЬСЯ НА ПЕРЕДОВОЕО внедрении технических средств обученияСовременный размах автомобилизации, ее ближайшие и отдаленные перспективы обязывают по-новому взглянуть на процесс обучения и подготовки водителей. Так можно сформулировать проблему, которая стала предметом широкого обсуждения на проходившем в Киеве всесоюзном производственно-техническом семинаре «Применение технических средств при подготовке водителей автомобилей». Инициаторы и организаторы семинара — центральное и украинское правления Научно-технического общества автомобильного транспорта и дорожного хозяйства пригласили в Киев представителей всех организаций и ведомств, занятых подготовкой водительских кадров для народного хозяйства и автолюбителей. В прошлом году более миллиона человек (не считая мотоциклистов) получили у нас водительские удостоверения. Этот показатель год от года будет все увеличиваться. Однако, как это отмечалось на семинаре, учебные организации министерств автотранспорта, Д ОСААФ , Государственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию не в состоянии еще удовлетворить потребности народного хозяйства в шоферах, а также запросы автолюбителей (их подготовка осуществляется только в клубах и на курсах ДОСААФ ) . Особую важность приобретает качественная сторона дела. Именно в процессе обучения закладываются основы безопасного вождения. Аварии со многими тяжелыми последствиями, серьезный ущерб народному хозяйству, гибель людей — все это находится порой в самой тесной связи с вопросами подготовки шофера и автолюбителя. Скольких потерь и жертв можно было бы избежать, если бы все молодые водители имели прочные навыки управления, автомобилем. Чтобы привить их в процессе обучения и закрепить, сегодня нужны современные технические средства: тренажерыимитаторы, оборудованные автодромы, обучающие, контролирующие устройства, электрифицированные стенды и многое другое. Положение с «машинным хозяйством» в учебных организациях, готовящих шоферов, к сожалению, значительно отстает от требований времени. Правда, за последние годы во многих автомотоклубах ДОСААФ таких, как Таганрогский, Горькое ский № 1, Житомирский, Хмельницкий, Гомельский, Ростовский, Ташкентский, АлмаАтинский, созданы программирующие устройства, электрифицированные стенды. Начальная практика вождения, как правило, отрабатывается на автодромах. Поставлена и успешно решается задача автодром — каждому автомотоклубу. Технические средства находят все большее применение в автокомбинатах министерств автомобильного транспорта. Показателен в этом отношении Киевский республиканский автокомбинат, на базе которого был проведен производственно-технический семинар. Его участники смогли ознакомиться с учебными классами, лабораториями, пунктами технического обслуживания и диагностики, оборудованными обучающими и контролирующими устройствами с применением электроники, телевизионной аппаратуры, звуковыми автоматическими репетиторами, автотренажерами собственного изготовления и чехословацкими АТ-70. Внедряются техническое оборудование и специализированные автодромы в экзаменационную практику госавтоинспекций. Машинные средства значительно ускоряют процесс проверки знаний правил и навыков вождения, создают объективность в оценках экзаменуемых. Заслуживает внимания опыт ГАИ Кировской области. Здесь значительная часть шоферов и мотоциклистов экзаменуется на специальном автодроме; знание правил дорожного движения проверяют экзаменационные машины. Кстати,- стационарный экзаменационный класс «Вятка-20» и электронно-экзаменационный комплекс ЭЭК-2 демонстрировались на международной выставке «Автосервис-73» и получили высокую оценку со стороны советских и зарубежных специалистов. И все жев целом по стране технические средства внедряются в практику подготовки водителей очень медленно и главным образом в сфере теоретического обучения. Хуже всего обстоит дело с автотренажерами. Промышленное их производство не налажено. То, что рождается и применяется сейчас на местах, во многих случаях технически несовершенно, стоит дорого, а главное — малоэффективно. Объявленный всесоюзный конкурс на лучший автотренажер (см. «За рулем», 1973, № 3) — серьезная надежда на устранение разнобоя и кустарщины в этом деле. Но конкурс — только начало в решении проблемы. Необходимо продолжать поиски и отбор лучших конструктивных решений автотренажеров и других технических средств. Здесь требуются единая техническая линия, научный подход к методике обучения, подготовка кадров, способных умело применять машинные средства в своей практике. Следует серьезно подумать ио промышленной базе для серийного производства тренажеров и различных программирующих устройств. Производственно-технический семинар в Киеве стал шагом в объединении усилий организаций, заинтересованных в высококачественном обучении шоферов-профессионалов, автолюбителей и мотоциклистов. И надо, чтобы эта инициатива нашла поддержку Госплана СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, промышленных министерств. Только общими усилиями, при четкой их координации можно успешно решить проблемы обучения водителей, выдвинутые временем.