ДляучебныхорганизацийПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТК итогам всесоюзного открытого конкурса на лучшую конструкцию автотренажера для обучения водителей Читатели журнала «За рулем», вероятно, помнят: одна из страниц третьего номера за 1973 год открывалась заголовком «Объявляется конкурс». Его организатор — Центральное правление Научно-технического общества автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при поддержке Министерства автотранспорта РСФСР, ГАИ МВД СССР, ЦК ДОСААФ СССР проделало значительную, работу для привлечения к конкурсу на лучший автотренажер специалистов, конструкторов, изобретателей и рационализаторов автомотоклубов 'оборонного Общества, учебных автокомбинатов министерств автомобильного транспорта. Оговоримся сразу: не все из существующих систем были представлены на конкурсодни находятся в стадии патентования (например, харьковского КТБ ЦК ДОСААФ Украины), другие еще не прошли практической проверки. Рассмотрению подлежали только действующие и положительно зарекомендовавшие себя на практике конструкции автотренажеров. Учитывая это, количественный итог конкурса — более двадцати заявок — можно считать вполне удовлетворительным: несмотря на отсутствие серийного производства, автомобильные тренажеры все же пробивают себе дорогу. Коллективы многих учебных организаций, готовящих шоферов, уже убедились: без таких систем и устройств становится все труднее обучать водителей, способных мастерски управлять транспортным средством в условиях возрастающих скоростей, интенсивности движения. Не дожидаясь массового промышленного изготовления автотренажеров, передовые комбинаты и клубы используют в учебной практике свои конструкции. Они и были представлены на конкурсе. География ширна. участников довольно об«Ассортимент» устройств тоже разнообразен. Здесь были представлены тренажеры, предназначенные для формирования у водителя начальных навыков управления автомобилем, выработки сенсорных (точных) движений и действий за рулем, стенды для определения психомоторной реакции водителей, устройства, помогающие психофизиологическому обследованию человека в целях профессионального отбора, и другие. И все же, как Отметило авторитетное жюри, конкурс не дал ожидаемых результатов. Ни одна из представленных конструкций «не потянула» на первую премию. Причин тут немало. Главная из них — отсутствие новизны и, следовательно, перспективности. Тем не менее конкурс выполнил . основную свою функцию — привлек внимание к конструированию тренажеров для обучения водителей автомобилей, дал стимул к творческому поиску. Сейчас важно продолжить этот поиск. Автотренажеры нужны разные. Их ждут все, кто ведет подготовку водительских кадров. И надо полагать, что продолжением конкурса станет создание и начало серийного производства современных тренажеров различного назначения. Конструкция В. С. Гуслица, старшего преподавателя кафедры автомобильных перевозок и безопасности движения Московского автомобильно-дорожного института (тренажер рекомендован для промышленного производства), получила вторую премию. Поощрительные премии присуждены: Ф . Л. Злобинскому и Ю. И. Шибаеву (Челябинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2) за конструкцию устройства для определения психофизиологических качеств водителя; В. П. Легкому, В. С. Калисскому, Г. Е. Нагуле (Киевский центральный учебный автокомбинат) за тренажер для выработки начальных навыков управления автомобилем; коллективу авторов во главе с И. М. Дэнильченко (Донецкий областной учебный автокомбинат) за действующий класс автотренажеров для группового обучения водителей; Ю. А. Фомину (Карагандинский пассажирский производственный автотрест) за конструкцию контрольнотренировочного стенда для закрепления знаний по технической диагностике и эксплуатации автомобиля. Представляем краткое описание автотренажера, получившего вторую премию. Общий вид тренажера показан на рис. 1. Это несколько учебных (испыта-, тельных) мест 3 (рис. 2) и пульт ин-: структора 4, кинопроектор б, экран 1и шкаф 5 для размещения электроаппаратуры. Количество учебных мест определяется возможностями помещения. Каждое учебное место состоит из электродвигателя, сцепления, коробки передач с центральным тормозом и рулевого управления автомобиля ГАЗ-51. Все агрегаты смонтированы на сварной раме. На той же раме установлена открытая кабина. Рычаги и кнопки управления расположены как на автомобиле. На тренажере имеется устройство, которое позволяет регистрировать перегрузки автомобильного двигателя. В трансмиссии предусмотрена возможность имитации нагрузки, величина которой должна изменяться инструктором с его пульта в соответствии с дорожной ситуацией. Торможение трансмиссии осуществляется механическим путем при помощи специальной педали. Имитатором двигателя внутреннего сгорания служит однофазный коллекторный двигатель переменного тока. В схеме предусмотрена сигнализация о перегрузке двигателя, а также аварийное отключение его при возникновении недопустимых перегрузок. Тренажер снабжен устройством для имитации поворота, позволяющим вырабатывать у обучаемого навыки по автономному управлению рулевым колесом, с одной стороны, трансмиссией и двигателем — с другой. Скорость «движения» тренажера учащийся определяет и устанавливает по спидометру.*\#Рис. 2. Схема тренажера: 1 — экран: 2 — подвижная рамка (щиток); 3 — учебное (испытательное) место; 4 — пульт инструктора; 5 — шкаф; 6 — кинопроектор.: : :#W::::::#::^