ттт •автолюбитель"Для«запорожцев»ШШИНHIL Ij ii 1заседание HP ИАНа декабрьском заседании прошлого года в «Клубе» выступил В. Н. Смирнов и поделился опытом надежного пуска отопителя у «Запорожца». Его сообщение вызвало большой интерес среди владельцев автомобилей ЗАЗ. Из их писем видно, однако, что далеко не все разобрались в коротком изложении, смогли сами восполнить имеющиеся в нем конструктивные и, главное, технологические «пробелы». Мы попросили В. Н. СМИРНОВА еще раз, более подробно рассказать об электронном искровом розжиге отопителя «Запорожца».НАДЕЖНЫЙ РОЗЖИГ ОТОПИТЕЛЯсвечу накаливания. Итак, сначала катушка. Как разобрать ее и вынуть «начинку», не повредив? Развальцовываем бортик кожуха и слегка, до 50—60° нагреваем катушку. Этого вполне достаточно, так как корпус залит составом компаунд. Теперь, держа катушку за кожух, клеммами вниз, слегка постукиваем кронштейном ее крепления о верстак. При этом придерживаем другой рукой за изолятор, чтобы «начинка» не вылетела из кожуха и не оборвались провода, подведенные к клеммам. Достали содержимое, развернули аккуратно тонкий металлический «экран». К клемме ВК должен подходить один провод, к центральной — тоже один, а к клемме без индекса — два. Рядом с клеммой ВКБ осторожно, чтобы не повредить обмотку, сверлим отверстие диаметром 1,5 — 2,5 мы (рис. 2). Теперь повернем катушку к себе нижней частью и осторожно снимем компаунд. Хорошо видны слои обмоток с изоляцией между ними (рис. 3). Во втором слое первичной обмотки, на наружном витке, напротив клеммы ВКБ зачищаем изоляцию на участке 4 — 6 мм и облуживаем это место. Готовим небольшой кусок провода МГШВ или другого подобного и один конец его надежно припаиваем к зачищенному и облуженному участку второго слоя первичной обмотки, а потом закрашиваем лаком или нитрокраской. Второй — выводим через ранее просверленное в крышке отверстие и припаиваем к клемме ВКБ. Провод, идущий к клемме без индекса, отсоединяем от нее (просто «откусываем»), наращиваем, выводим наружу и так же припаиваем к корпусу или к клемме ВКБ вместе с тем, что подведен нами туда от первичной обмотки. Вот и вся переделка. Остается проверить катушку с электронной частью и свечой. Соединяем катушку и электронную часть проводами согласно схеме, показанной на рис. 1, устанавливаем высоковольтный провод в центральную клемму так, чтобы между его концом и «минусом» аккумулятора был зазор 5—8 мм. Теперь включим ток. Через зазор должна пойти непрерывная «серия» искровых разрядов.Достоинством предлагаемого метода являются надежность, простота и экономичность. Ведь если Старая система со свечой накаливания требует тока порядка 26 ампер, то новая, электронно-искровая — всего 4—б ампер. Сама схема (рис. 1) очень проста. Отопитель управляется своим «штатным» выключателем, который сразу устанавливается во второе положение. Наибольшие сложности, как видно из писем, представляет реконструкция катушки 1 (см. рис. 1) зажигания для искрового розжига, а также стандартной автомобильной свечи, заменяющейВладельцамМелкий дождь. Щетки стеклоочистителя непрерывно маячат перед глазами. Выключаем «дворники» — через 10—15 секунд приходится вновь пускать их в ход (конечно, это относится к тем автомобилям, у которых стеклоочистители не могут работать в пульсирующем режиме). Брызги грязи, попадающие на лобовое стекло, не успевают смачиваться водяной пылью, не удаляются полностью. А частые взмахи щеток приносят только раздражение. Как добавить к обычным режимам работы электрического стеклоочистителя еще и пульсирующий, хорошо зарекомендовавший себя на таких машинах, как «жигули»? «Клуб» получил несколько предложений с использованием вездесущей те перь электроники. Вот два из них. Вариант В. С. ПОЛЯКОВА Схема несложна. Это несимметричный мультивибратор с плавно регулируемой частотой колебаний. Он собран на германиевых транзисторах типа МП-13, МП-14, МП-15 или МП-16 с любыми буквенными обозначениями 16всех машин«ДВОРНИКИ» 4 ЭЛЕКТРОНИКА<к ВКЛСТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ*Ч26Рис. 1. Схема несимметричного мультивибратора. Рис. 2. Схема приставки: Pi — биметаллический предохранитель на ток срабатывания 60 мА, напряжение 6 В; ЭД — электродвигатель стеклоочистителя; Ili — трехпозиционный переключатель.•(ПП-1 и ПП-2 на схеме рис. 1). Транзистор ПП-8 — усилитель постоянного тока, в цепь коллектора которого включено реле, обозначенное на схеме как «Р». Для ПП-3 подойдут транзисторы П-201, П-202, ПП-203 или ГТ-403. Ре-ле — любое, на ток срабатывания 40—60 мА. Можно использовать реле сигналов «Победы» или «Волги» ГАЗ-21. Остальные данные — на схеме. Время выдержки между взмахами щеток зависит от емкости конденсато-