За нашу Советскую РОДИНУ!Продиктованоусизнъю9* сентябрь* 1974Ежемесячный научно-популярный и сиортинный журнал Ордена Красного Знамени ДОСЛЛФ СССР Издается с 1928 годаАВТОМОБИЛЬ В ШКОЛЕФ. Е. ШТЫКАЛО, заместитель министра просвещения СССР, член Президиума ЦК ДОСААФ Благодаря бурному росту отечественного автостроения автомобиль прочно вошел в быт советского народа. Он играет заметную роль в развитии социалистической экономики и культуры. При всей кажущейся сегодня простоте автомобиль — весьма сложное творение современной техники и промышленности, он сочетает в себе достижения целого ряда ведущих ее отраслей (металлургии, машиностроения, электротехники, химии и др.). И именно поэтому выдвигается на первые роли в процессе политехнизации школы. В нашей стране уже сейчас насчитывается около 17 000 средних школ, имеющих автомобили как ординарный (и необходимый!) учебный инвентарь. В этих школах изучается, наряду с общеобразовательными предметами, автомобильное, дело. Тысячи и тысячи ребят, переступающих сегодня порог школы после окончания летних каникул, могут с гордостью рассказать о том, как они водили этим летом машину, пробуя свои силы в качестве шоферов, трактористов и комбайнеров. Каникулы были использованы ими не только для отдыха, но и для водительской практики, которая явилась продолжением учебного процесса, начавшегося в школе. Прошло пять лет с тех пор, как Совет Министров СССР принял постановление о введении обучения старшеклассников средней школы автомобильному делу, а в сельских школах — также и вождению тракторов и других сельскохозяйственных машин. Пришло время подвести некоторые итоги проделанной работы. ПОЧИН СДЕЛАН предусмотренному постановлением плановому обеспечению школ учебной техникой сейчас, как уже сказано, около 17 тысяч средних школ имеют учебные автомобили, еще 3000 школ получат их в скором времени. Положено начало большому и важному делу — приобщению сотен тысяч юношей и девушек — старшеклассников в средней школе к увлекательному миру моторов и скоростей. Изучение автодела становится во многих случаях органической частью учебного процесса, полноправно входит в учебные программы ив школьный быт. Практика свидетельствует, что это во многом определяет выбор будущей профессии и жизненного пути, является, таким образом, могучим резервом трудового воспитания молодежи. На Украине, например, в прошлом году 4600 выпускников сельских средних школ, в которыхч было организовано специальное обучение, пошли работать водителями в колхозы, совхозы, на автотранспортные предприятия. В Белоруссии из 8000 выпускников 1973 года, изучавших автодело и сельскохозяйственную технику, почти 5000 получили соответствующую квалификацию и работают сейчас по специальности. В Казахской ССР за прошлый учебный год было подготовлено более 8000 шоферов, в школах РСФСР — около 50 000, а всего по стране получили удостоверения на право управления автомобилем свыше 100 тысяч школьников. Весомый вклад в дело подготовки технических специалистов для народного хозяйства и Вооруженных Сил1 Многие учащиеся прекрасно понимают также, что изучение автодела со школьной скамьи не только дает хорошую профессию, но и открывает путь в большую технику и науку. Имеется немало примеров, когда ребята, успешно изучавшие автомобиль в школе, стремятся затем к получению инженерных знаний, поступают в автодорожные институты и техникумы, в высшие военные технические заведения, а будучи призваны в ряды армии, образцово несут службу и быстро овладевают смежными военными профессиями. Автомобиль, счастливо сочетающий, как уже сказано, многие элементы современной техники, притягивает, словно магнит, сердца юных. Удовлетворить эту естественную в наши дни тягу к технике — дело не только благородное и плодотворное, но и сложное, оно требует к себе пристального внимания и целого ряда организационных, учебно-методических и воспитательных мер.В НОМЕРЕ: Продиктовано жизньюВ обществе <• Автомотолюбитель> Навстречу 30-летию Победы Длл учебных организацийПроблемы исуждения Мотолюбители обмениваются Шаги пятилетки Советская техника 8 10 12 13 14Новости, событии, ф акты Справочная служба Инженеры отвечают читателям В «Клубе ' А втолюбитель » : электронные помощники; советы владельцам ижевскихмашин : усовершенствование насоса В помощь ДОСААФ организациям16 zu 21С траничка мотоциклиста Зеленая волна В мире моторовК 50-летию советского автомобилестроения В борьбе за «Трофей заводов» Советы бывалых Спортивный глобусla первой странице обложки : занятия по ишатурском АМН. Фото В. Ш иршовавождениюИздательство ДОСААФ. Москва (С) «За рулем», 1974 г.Первые результаты, безусловно, обнадеживают. С удовлетворением можно отметить, что многие школы и органы народного образования успешно осуществляют мероприятия, намеченные правительственным постановлением. Если в течение первых трех лет надлежало ввести обучение автоделу в 2030 школах — а эта цифра давно перекрыта, — то сейчас речь идет уже о многих тысячах таких школ. Только на Украине в 1548 сельских средних школах (из имеющихся там 3900) обучаются автоделу и работе на тракторах более 100 тысяч ребят. Из 1988 средних школ Казахстана в 1040 изучением автодела и сельскохозяйственной техники охвачено 85 тысяч старшеклассников. Подобных примеров немало ив других республиках. Благодаря ПродиктованоБОЛЬШЕ ИНИЦИАТИВЫ! К числу таких мер относятся прежде всего создание прочной учебно-материальной базы, стабилизация кадров преподавателей автодела, поиски наиболее интересных форм учебно-воспитательной работы. Практика показала, что там, где работники отделов народного образования, директора школ, преподаватели автодела не сидят сложа руки, а проявляют инициативу, укрепляют связи с военкоматами, комитетами и автомотоклубами ДОСААФ, воинскими автотранспортными подразделениями и местными транспортными предприятиями,—там эти проблемы решаются наиболее успешно. Названные организации, особенно автомотоклубы ДОСААФ, охотно берут шефство над школами, заботливо помогают им в оборудовании классов по изучению устройства автомобилей и Правил дорожного движения, предоставляют свои автодромы для учебной езды, оказывают методическую помощь, снабжают литературой. С их же помощью в ряде школ удалось укрепить и стабилизировать кадры преподавательского и инструкторского состава. Оно и понятно — ведь эти добровольные труды шефов уже в скором времени воздадутся им сторицей. Какой же дальновидный начальник автотранспортного подразделения не заинтересован в пополнении кадров свежими силами, в том, чтобы молодые люди, поступающие на работу или призываемые на службу в Советскую Армию, имели профессиональную подготовку, начатую еще со школьной скамьи? И какой начальник автомотоклуба не видит в них возможных спортсменов, реальный резерв пополнения когорты разрядников? Ведь когда человек смолоду уверенно чувствует себя за рулем и на «ты» с техникой, грех не заниматься автомобильным спортом. Таким образом, шефство заинтересованных организаций над средними школами, в которых вводится обучение автоделу, взаимовыгодно и весьма перспективно. Но оно не приходит само и требует проявления инициативы — прежде всего со стороны работников школ. Искать и находить эти полезные связи — вот один из реальных способов решать трудные вопросы. Об этом, в частности, свидетельствует опыт школы № 66 в • Тбилиси, где с помощью шефов оборудованы два автомобильных класса — по устройству автомобиля и Правилам дорожного движения, имеется гараж и три учебные машины. Такой же пример являет собой каргалинская средняя школа № 2 Джамбулского района Алма-Атинской области — здесь создан парк автомобилей и мотоциклов с гаражом, мастерской'и площадкой для учебной езды. И недаром школа ежегодно пополняет кадрами шоферов и механизаторов многие колхозы и совхозы района. Успешно ведется обучение автоделу в ряде школ Кемеровской, Челябинской, Тульской и Воронежской областей РСФСР, в Белоруссии, на Украине ив республиках Прибалтики. Разумеется, не только помощь щефов лежит в основе хорошей организации учебного процесса и правильно поставленной воспитательной работы, но и связи школы с производством, с армией, с автомото1з/сизнъюДОСААФ и системы профтехобразования. Имеющаяся курсовая сеть подготовки и переподготовки таких кадров явно недостаточна, да и вообще никого не устраивает. Нехватка тут не только количественная, и думается, что простым расширением этой сети проблему решить невозможно. В печати уже высказывалась мысль о том, что настало время готовить педагогические кадры в высших специальных учебных заведениях. Предлагалось, в частности, в составе автодорожных институтов открыть несколько инженерно-педагогических факультетов или отделений, которые выпускали бы дипломированных специалистов для сети обучения шоферов. Очевидно, всем заинтересованным ведомствам следует сесть «за круглый стол» и выработать предложения и меры, которые помогли бы перейти от слов к делу. Другой нерешенной проблемой остается создание добротной учебно-производственной базы, которая еще в очень многих школах не соответствует потребностям современной организации учебного процесса. Централизованное снабжение учебными автомобилями налажено, однако жизнь вносит ив это дело существенные коррективы—опыт показал, что одного автомобиля, предусмотренного разнарядкой на каждую школу, уже мало; очень часто Одна или даже две учебные машины не могут обеспечить потребностей крупной школы. Еще большие трудности возникают с оборудованием автомобильных кабинетов (классов). В тех школах, где введена военно-техническая подготовка по профилю «водитель автомобиля», обеспечение учебными разрезными агрегатами и наглядными пособиями предусмотрено соответствующим табелем снабжения. Но там, где табельное военно-техническое имущество не положено (а таких школ большинство), обстановка остается трудной. Комплекты наглядных пособий, учебные разрезные агрегаты и приборы, электрифицированные схемы и тренажеры выпускаются еще ограниченно и по высоким ценам. Чтобы решить эту проблему, необходимо значительно увеличить производственные мощности соответствующих предприятий, покончить с их распыленностью, с кустарщиной. Освоение массового выпуска наглядных пособий соответственно скажется и на их стоимости. Выход из положения может быть найден и на пути усиления контактов с комитетами и клубами ДОСААФ. Киевский районный комитет ДОСААФ г. Москвы, например, имеет хорошо оборудованные классы для обучения автоделу, которые часто в дневное время пустуют и могли бы быть использованы школами этого района. Способы и формы такого взаимодействия зависят, разумеется, от конкретных условий на местах. Так, устройству автомобиля можно обучать в школах, а практическому вождению — с помощью автомотоклубов. При этом и органы народного образования и комитеты ДОСААФ должны исходить из того, что наша цель не только ознакомление учащихся с устройством автомобиля, но и всемерная помощь в расширении подготовки водителей. Нельзя не обратить внимание еще на один аспект в обучении школьников ав-клубами, с созданными сейчас во всех республиках обществами авто- и. мотолюбителей никак нельзя сбрасывать со счетов — эти связи являются чаще всего важнейшим компонентом достигнутого успеха. Наиболее совершенно обучение старшеклассников автоделу ведется в школах, где оно сочетается с программами трудового практикума и профилем военно-технической подготовки. Можно с уверенностью сказать, что 400 учебных часов, отводимых в девятых и десятых классах на изучение автомобиля и практическую езду, вполне достаточно для освоения квалификации шофера-профессионала. Надо только, чтобы эти часы не пропадали зря, чтобы процесс обучения был организован рационально, с широким использованием наглядных пособий, стендов, контролирующих устройств и прочих средств современной учебной техники. Там, где этому уделяется достаточное внимание, учебная программа, разработанная Главным управлением школ Министерства просвещения СССР и Академией педагогических наук, вполне обеспечивает получение необходимых знаний и достаточно высокий уровень подготовки. Поиски в этом направлении привели к еще одной, на наш взгляд, интересной и эффективной форме трудового воспитания учащихся — созданию учебно-производственных центров (комбинатов). В таком центре, где мальчики и девочки приобретают начальные навыки полюбившейся им профессии, для изучения автомобиля отводится, как правило, несколько хорошо оборудованных классов. В распоряжении школьников электрифицированные стенды, кинопроекторы, экзаменующие и контролирующие устройства. Тут же, при комбинатах сосредоточена и учебная техника. Ребята из той или иной школы, овладевающие автоделом, заполняют аудитории учебнопроизводственных центров по заранее разработанному графику. Школам в этом случае нет нужды иметь свои автомобильные классы и заботиться о материальной базе — все централизовано, под рукой все средства, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку будущего шофера. Заслуживает внимания опыт обучения водителей-профессионалов в учебно-производственных центрах Бауманского, Калининского и Москворецкого районов Москвы.НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Достигнутый первоначальный успех не дает, однако, права закрывать глаза на многие еще имеющиеся в обучении школьников автоделу пробелы. Остается нерешенным еще целый ряд проблем, острота которых определяется именно тем, что новое дело набирает темпы и приобретает все более массовый размах. К их числу относится, прежде всего, нехватка квалифицированных кадров преподавателей автодела и инструкторов практического вождения. Как известно, подобные трудности испытывают не только общеобразовательные школы, но и многие учебные заведения министерств автомобильного транспорта,