К 50~летиюсоветского автомобилестроенияКРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и фанты• Э£0£Б SШ1972 год. Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Группа работников удостоена Ленинской премии.1958 год. В городе Жодино, недале1973 год. Создан образец 120-тонного ко от Минска, на базе завода дорожных углевоза. Начат выпуск карьерных саи мелиоративных машин создан Беломосвалов БелАЗ-540С и БелАЗ-548Срусский автомобильный завод — спев северном исполнении. циализированное предприятие по производству карьерных автомобилей особо большой грузоподъемности. Сюда передано производство самосвалов МАЗ526 с Минского автомобильного завода. Февраль 1959 года. В дни работы XXI съезда КПСС с конвейера в Жодино сошел 25-тонный. МАЗ-525, собранМоАЗ ный из узлов и деталей, изготовленных 1958 год. На заводе подъемно-трансв цехах нового завода. портного оборудования в Могилеве наОктябрь 1961 года. Вышел в первый чат выпуск новой продукции — одноиспытательный пробег БелАЗ-540 — осных колесных тягачей для работы с принципиально новый, современный дорожно-строительными машинами карьерный самосвал грузоподъемностью разных типов. 27 тонн — первая модель, разработанная конструкторами завода. Это маши1963 год. Налажено серийное произна для крупных карьеров, рассчитанводство самоходных скреперов, состояная на работу с экскаватором емкостью щих из одноосного тягача МАЗ-5 29 (с ковша 4—5 м3 . двигателем мощностью 180—205 л. о.) и скрепера Д-357Г. Созданы опытные Январь 1964 года. Коллектив переобразцы одноосного автомобиля-тяшел на систему бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого гача МоАЗ-546 и двухосного МоАЗ-542. предъявления. 1965 год. Предприятие переименова1965 год. Вез остановки производства но в могилевский автомобильный заосуществлен переход на серийный вывод имени С. М. Кирова и полностью пуск автомобиля БелАЗ-540, удостоенспециализировано на выпуске внедоного Золотой медали на юбилейной рожных колесных тягачей и грузовиЛейпцигской ярмарке. Самосвал МАЗков для народного хозяйства. 525 снят с производства. 1966 год. Создан образец 18-тонного 1966 год. На базе модели БелАЗ-540 карьерного самосвала повышенной просоздается: целое семейство большегрузходимости МоАЗ-522 с двигателем мощных карьерных самосвалов. Разработаностью 240 л. с. Три машины прошли ны одноосный тягач БелАЗ-531 и самоиспытания на открытых работах строисвальный автопоезд в составе тягача тельства Московского метрополитена и БелАЗ-540В и полуприцепа модели Киевской ГЭС. «5271» грузоподъемностью 45 тонн. 1967 год. Радикально усовершенствоПроходит испытания в карьерах 40вана первая опытная модель самосвала. тонный БелАЗ-548 — самосвал для Новая машина МоАЗ-522А снабжена транспортирования скальных пород, более мощным двигателем — 300 л. с. рассчитанный на работу с экскаватором На базе этого усовершенствованного саемкостью ковша 6—8 м3 . На его базе мосвала и одноосного тягача МоАЗсконструирован 65-тонный автопоезд в 546А завод разработал типаж перспексоставе тягача БелАЗ-548В и полупритивных автомобилей н автомобилей-тяцепа модели «5272». гачей повышенной проходимости. 1967 год. Выпущен ВелАЗ-540А (отличается от модели «540» двигателем 1970-4-1972 гг. Освоено производство ЯМЗ-240) — самосвал для перевозки нового самоходного скрепера в составе грунта, вскрышных пород и руды на одноосного тягача МоАЗ-546П и скрестройках ив карьерных разработках. перной лопаты Д357П. Это первый автомобиль, удостоенный Отправлены заказчику — Министергосударственного Знака качества. На ству цветной металлургии СССР — перЛейпцигской ярмарке присуждена юбивые промышленные партии автопоезлейная Золотая' медаль новому базодов-рудовозов МоАЗ-6401^9585. Это вому самосвалу БелАЗ-548А грузоподъодноосный тягач с самосвальным полуемностью 40 тонн (с двигателем ЯМЗприцепом грузоподъемностью 20 тонн. 240Н). Предназначен для транспортировки руды в шахтах и рудниках, грунта и 1968 год. Создан опытный образец скальных пород при строительстве тонсамосвала-гиганта БелАЗ-549, рассчинелей. танного на 75 тонн груза. На базе этой машины спроектированы автопоезда 1974 год. Завод серийно выпускает грузоподъемностью свыше 100 тонн. одноосный тягач МоАЗ-546П, самоход1969 год. Идет разработка самосвала ный скрепер МоАЗ-546П-Д357П на базе грузоподъемностью 120 тонн. Двигатель тягача МоАЗ-546П и, небольшими пар• этой машины должен развивать мощтиями, — самосвальный автопоезд ность 1200 л. с. МоАЗ-6401-9585.в Ленинграде на трассе «Невское кольцо» прошло первенство Советского Союза по кольцевым гонкам на легковых автомобилях. Эти соревнования входят в зачет «Трофея заводов» — переходящего приза, учрежденного редакцией журнала «За рулем» для коллектива автомобильного или моторного завода, добившегося в течение года лучших результатов в чемпионатах страны. Гонки в Ленинграде прошли под знаком борьбы двух главных претендентов на Трофей — коллективов ВАЗа и АЗЛК. Если в заезде на машинах VIII класса группы 1с большим преимуществом верх взяли два заводских гонщика на машинах ВАЗ-2103, то в группе 2 преимущество оказалось на стороне «москвичей». В итоге после соревнований на «Невском кольце» лидирует Волжский. автозавод — 122 очка, за ним идут: АЗЛК89, уфимский моторостроительный завод — 12, ГАЗ—10 и ижевский автозавод — 4 очка. Напомним, что первенство страны по ипподромным гонкам сразу дало волжанам перевес в 20 очков — ВАЗ набрал 55, а АЗЛК — 35. Зимний командный чемпионат по ралли закончился в пользу АЗЛК 16:13, а ленинградские гонки вновь принесли преимущество коллективу ВАЗа, — 54 : 38.В БОРЬБЕ ЗА «ТРОФЕЙ ЗАВОДОВ»Лидируют ВАЗ (122) и АЗЛК (89)Тройка самых результативных (по вкладу, внесенному в зачет Трофея) спортсменов такова: А. Козырчиков (ВАЗ) — 24 очка, Э. Пистунович (ВАЗ) — 21, А. Шишков (АЗЛК) — 20. Впереди еще три чемпионата СССР: по «кольцу» на гоночных машинах, ралли и кроссу, в которых двукратный (1971 и 1972 гг.) обладатель Трофея АЗЛК может поправить свои дела. Результаты первенства СССР по кольцевым гонкам на легковых автомобилях. Группа 1, класс VII [от 1150 ДО 1300 см3): 1. Ю. Крюков, Тольятти; 2. B. Богатырев, Тольятти; 3. А. Дамбис, Рига; 4. Э. Срапионян, Ереван; 5. В. Рожукас, Вильнюс; 6. В. Анкуда, Минск (все —ВАЗ-2101). Группа 1, класс VIII (от 1300 до 1600 см3): 1. Я. Лукьянов, Тольятти; 2. C. Аникин, Тольятти (оба—ВАЗ-2103); 3. А. Григорьев, Москва; 4. А. Шишков, Москва (оба—«Москвич-412»); 5. А. Рейнару, Таллин (ВАЗ-2103); 6. В. Каменев, Донецк («Москвич-412»). Группа 1, класс X (от 2000 до 2500 см3): 1. А. Замыслов, Москва; 2. Ю. Фролов, Ленинград; 3. М. Логинов, Тбилиси; 4. В. Белмерс, Рига; 5. Г. Тваури, Тбилиси; 6. В. Юшин, Москва (все — ГАЗ-24). Группа 2, классы VII и VIII (от 1150 до 1600 см3): 1. В. Олека, Вильнюс (ВАЗ-2101); 2. Ю. Теренецкий, Москва («Москвич-412»); 3. В. Анкуда, Минск (ВАЗ-2101); 4. Н. Казаков, Москва; 5. В. Мелбардзис, Рига; 6. А. Матвеев, Уфа (все — «Москвич-412»). 37