26
27
Жизнь американца с раннего детства связана с автомобилем. С младенческого возраста он рядом с отцом, ведущим машину, восседает в специальном креслице и крутит маленький руль. Начав самостоятельно двигаться, он садится в игрушечный автомобиль в парке развлечений и ездит там сначала по рельсовой трассе, а затем и по рингу, где устраиваются гонки на картах. Повзрослев, он в этом же парке испытывает своё умение, навыки, реакцию на аттракционе, который так и называется «водительский тест», и бывает страшно горд, получив оценку «отличный водитель» или «эксперт». Придя в школу, он проходит специальные занятия по автоделу, а в 16 лет — в большинстве штатов — получает постоянные водительские права. Однако при сдаче экзамена, на права от водителей . не требуется никакого знания материальной части. Поэтому большинство американцев слабо разбирается в ней. Опросы, проведенные газетой «Двйли Ньюс», показали, что не только почти все женщины-водители, но и многие мужчины не умеют даже сменить колесо. Неумение владельца машины произвести дорожный ремонт восполняется хорошо налаженной службой технического обслуживания. Основные шоссейные дороги регулярно патрулируются полицией, которая, заметив остановившийся автомобиль, выясняет причину остановки и тут же вызывает по радио «скорую техпомощь». В ряде мест на дорогах установлены специальные телефоны для вызова полиции и техпомощи. Это объясняется заботой не столько о водителях, попавших в беду, сколько о ликвидации опасных ситуаций на дорогах, вызываемых аварийными машинами, а также о розыске преступников и украденных машин (в США ежегодно воруют около одного миллиона автомобилей). Для подавляющего числа американцев автомобиль — не средство развл» чения, удовольствия. Это — необходимость, зачастую горькая. Большинство населения живет не в центрах больших городов (там имеется, хотя и плохо действующий, городской транспорт), а на их периферии, где никаких видов общественного транспорта вообще нет. Школьников развозят на автобусах (кстати, совместная перевозка «черных» и «белых» детей вызвала недав-*АМЕРИКАНЦЫно взрыв расовой вражды и послужила поводом для длительных дебатов в конгрессе США), а остальные должны управляться своими силами. Чтобы купить коробок спичек или пакет молока — надо садиться в машину. Так автомобиль, созданный для. служения человеку, поработил своего повелителя, стал диктовать ему условия и образ жизни. Положение стариков-пенсионеров просто трагично. Им по возрасту уже тяжело ездить. Иногда видишь за рулем старушку, которой и швейную-то машину лучше не доверять. А она гонит по шоссе, подвергая опасности себя и других, или, обессилев, еле плетется, сдерживая все движение. Большое количество несчастных случаев на Дорогах США (около 44 процентов) следствие того, что за рулем оказываются пьяные люди и находящиеся под действием наркотиков. Только в 1969 году их жертвами стало 28 тысяч человек. Власти пытаются вести борьбу против пьянства за рулем. Однако до сих пор в стране не принято единого закона, направленного против этого явления, хотя он долгое время находится на рассмотрении законодательных органов. Лишь отдельные штаты предусмотрели строгие наказания за вождение машины в нетрезвом состоянии — большие штрафы и тюремное заключение с последующим лишением водительских прав. В ряде штатов приняты законы, обязывающие водителей подчиняться требованиям полиции о проверке на состояние опьянения (дыхание, анализ крови, мочи). Отказ от выполнения этого требования может привести к временному или постоянному лишению водительских прав, даже если суд не признает водителя виновным в какихлибо других проступках. Пытаются вести и воспитательную работу с пьяницами. Американская автомобильная ассоциация совместно с полицией организовала специальную программу «Контратака» под лозунгом «Если вы пьете — это ваше дело. Но если вы пьете за рулем — это дело всех и каждого», предусматривающую проведение обязательных лекций и бесед с демонстрацией трагических последствий «пьяной езды» для лиц, задержанных на дорогах в нетрезвом состоянии. Такая же программа, но с рекламной целью, ведется по телевидению страховыми компаниями. Американцы — вежливые водители. На перекрестках никто не начнет поворота, пока не пройдут все пешеходы. Если, торопясь и желая обогнать длинный хвост машин, почти не двигающийся из-за пробки, вы выехали на обочину и затем снова хотите стать в ряд, то вас охотно впустят, понимая, что только спешка вынудила вас на такие действия. При слиянии двух' дорог машины всегда проходят поочередно — одна с правой, другая с левой. Даже при столкновении водители сохраняют выдержку и корректность. Понимая бесполезность крика и взаимных обвинений, они спокойно обмениваются визитными карточками, записывают адреса, номера прав и страховых полисов и при необходимости ждут прибытия полиции. Определенную роль в данном случае играет то, что самому водителю не придется платить за повреждение чужой машины — это сделает страховая компания. Страхование в большинстве штатов - — обязательно, в Нью-Йорке, например, не выдадут номера, пока не представлено свидетельство о страховании. При этом в первую . очередь . страхуется вторая сторона — то есть автомобили или лица, которым может быть нанесен ущерб. Свою машину можно и не страховать. Плата за страховку довольно высокая — до 700—800 долларов в год, но если учесть, что иногда потерпевшие предъявляют иски на 50—100 тысяч долларов, а то и больше, то можно понять американцев, вынужденных выплачивать страховку. Высокая сумма исков вызывается, в частности, колоссальной стоимостью лечения в случае увечья. Лечение-то в США платное! Пешеходы здесь, как правило, не испытывают неприязни к водителям, ибо почти каждый из них — Сам водитель. Но это не мешает им быть довольно недисциплинированными. Осо-мя^ЕЙ^. *о^^^^м^££^* xl^BB^^^ОС^Ь !g^^B^*—J—1-Л-. *^£2а^ь f£^^R£^ f^^Vgvа^ЗЗь. f^^^B^vae^eSW ~-^LLJL ^ •^З^Ьь f^^w^ ^^^B fjJ^^B^rИ^ЛшЬм ^g^^BJ*g ^ ^ В^ c^iifib* ю * Q ^ 'o™*o*м^в ^^*но более 2,6 миллиона различных автомобилей. Это значит, что один автомобиль приходится на каждого четвертого жителя республики. БРАЗИЛИЯ. В четыре раза за последние 10 лет здесь возросло число дорожных происшествий. Лишь в прошлом году в них погибло почти 10 тысяч человек, а свыше 100 тысяч получили тяжелые увечья. ПОЛЬША. Наиболее известные курорты и живописные места Балтийского побережья свяжет новая сеть автомобильных дорог, к строительству которой приступили в этом году. Протяженность новых магистралей — 330 километров. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Более чем втрое возросла за последние 16 лет интенсивность движения на дорогах страны. Лишь в Чешской Социалистической Республике к началу 1974 года было варегистрироваСША. Наибольшее количество автомобилей концентрируется, естественно, возле крупных деловых и торговых центров. К числу таких районов Нью-Йорка, например, относится знаменитый Манхеттен — место скопления банков, крупных конторских н деловых учреждений. Медики решили выяснить, как влияет на человека его суточное пребывание в этом деловом центре города. Оказалось, что происходит такое отравление организма, которое можно сравнить с действием 40 выкуренных сигарет.26 баяно отличается Нью-Йорк. Одна из оживленнейших магистралей '— Квинс-Бульвар, по признанию газеты «Нью-Йорк Тайме», является «ареной бесконечной войны между пешеходами и водителями». На всем его протяжении, как и вообще в Нью-Йорке, нет ни одного подземного перехода. Не проходит дня, чтобы на этой улице, движение по которой ведется в 12 рядов со средней скоростью 70 км/час, не было жертв. Перейти ее — это «рискованное предприятие», .— утверждает газета. Нетерпеливые пешеходы, не желающие ждать разрешающего сигнала светофора, бросаются наперерез, и полицейским зачастую приходится выхватывать их буквально изпод машин. В результате этой «войны» в 1970 году на каждые 100 000 населения на улицах Нью-Йорка погибло 7,2 пешехода, а в Лос-Анджелесе, где движение не меньше, но публика более дисщшлинированная, — 4,1. Более 60 процентов жертв дорожных происшествий в Нью-Йорке — пешеходы. • Американцы не. злоупотребляют дорожными знаками-символами. Самый, пожалуй,. распространенный это «Стоп». Хотя американские правила я предусматривают понятие «нерегулируемый перекресток»; практически таковые встречаются крайне редко, ибо перед каждым перекрестком на одной из улиц установлен этот знак. Он обязывает к полной остановке, даже если на поперечной улице нет никакого движения. Если водитель под знаком «Стоп» только приостановил машину, но не сделал полной остановки — это серьезнейшее нарушение, и, например, при сдаче экзамена незадачливого водителя, допустившего эту оплошность, немедленно отстраняют от. экзаменов. Такая строгость может быть и несколько задерживает движение по второстепенным дорогам, зато создает возможность беспрепятственного и быстрого Движения по главным. Водители, как правило, выполняют требование этого знака даже глубокой ночью, при полном безлюдье и отсутствии движения: Есть и еще один распространенныйзнак — «Уступите», устанавливаемый большей частью при слиянии дорог. Он не требует полной остановки, но обязывает водителя уступить, право проезда машинам, движущимся по главной дороге. Из привычных нам знаков здесь применяются «Примыкание к главной дороге второстепенной», «Извилистая дорога» и «Опасный поворот». Роль остальных играют надписи, нанесенные на щиты определенной формы и цвета; Они также делятся на предписывающие, предупреждающие и указательные. Чаще всего они указывают направления и номера дорог, информируют о съездах в населенные пункты, заправочных станциях, местах отдыха и расстоянии до них. Любопытен мигающий знак «Водитель, не спи, до ближайшего места отдыха, 20 миль» на автостраде Нью-Йорк—Вашингтон. Все рекламные объявления, не связанные с движением,- вынесены далеко в сторону. Светофоры немногим отличаются от наших — лишь в некоторых диаметр красной линзы увеличен чуть ли не вдвое. Применяются двухсекционные (красный — зеленый) мигающие светофоры, в которых красный свет включается на несколько секунд раньше, чем зеленый, для движения по поперечной улице. Полицейские обычно довольно снисходительны к проезду на желтый, а иногда и на красный (при двухсекционном светофоре), если видят, что водитель трезво оценил обстановку. и не создает угрозы безопасности. Эта терпимость вызвана стремлением не допускать излишнего скопления машин на перекрестках и заторов, являющихся бичом американских дорог. Дело в том, что крайне замедленное и почти остановившееся движение характерно для многих американских автострад» особенно в районах больших городов. «Лонг-Айленд Экспресс-Вэй» нью-йоркцы в шутку называют «самой длинной парковкой в мире», так как на этом шоссе зачастую еле ползут тысячи машин, очередь которых растягивается на 5—6 километров. Кстати, пробки на дорогах вызваны не толькобольшим количеством автомобилей. Устаревшие дренажные сооружения и острый недостаток снегоуборочных средств приводят к тому, что дождь в Нью-Йорке приостанавливает движение на многие часы, а снегопад вызывает настоящую катастрофу. Про Нью-Йорк давно говорят: «Если куда-нибудь торопитесь — не езжайте на. машине». Это, в известной мере, верно и сейчас. Пройти пешком полтора-два километра в центре города можно быстрее, чем проехать. Но главное даже не в том, чтобы доехать. В НьюЙорке важнее найти место для стоянки. Об этом много написано, можно только добавить что иногда требуется полтора-два часа, чтобы поставить машину на ночь недалеко от дома, да и то если он не в центре города. Если автомобиль стоит не на месте, в лучшем случае полицейский безжалостно и неумолимо выписывает «тикет» — штраф в 25 долларов, а в худшем — его отбуксируют на специальную полицейскую стоянку, откуда можно вызволить его не меньше чем за 80 долларов (50 долларов штраф, 25 — за буксировку, 5 — за каждый день хранения). Эти штрафы приносят неплохой доход полиции — каждый ее служащий выписывает в день по 3035 «тикетов». Известен даже случай, когда суд, воздав должное преступникам за ограбление банка, не забыл оштрафовать их и за неправильную парковку автомобиля. Борясь за очищение города от машин, нью-йоркские власти все время увеличивают число улиц и районов, где стоянки вообще запрещены. А так как держать машины в городе в гаражах или на платных стоянках не по карману даже весьма состоятельным американцам, эта мера, конечно, оказывается действенной. Таковы некоторые впечатления о транспортных проблемах и контрастах самой автомобильной страны мира, в которой я проработал несколько лет, будучи в служебной командировке, Д. ГАЛИНь —v «аь —ч « А . явь ФЪ «вь *вь ШЬ *Ш ФЪ ««*> *^» ***• *«*• « ^ФРГ. Специалисты все больше озабочены теми отрицательными последствиями, которые рождены неуправляемостью автомобилизации. Обследование нескольких тысяч жителей крупных городов показало резкое увеличение у них в крови вредных веществ, а общее количество заболевания здесь в полтора раза больше, чем. у проживающих в небольших населенных пунктах. Медики утверждают, что свыше 12 миллионов человек в стране страдает от бессонницы, и также связывают это явление с автомобильным нашествием в городах. ЯПОНИЯ. В экспериментальном автомобиле повышенной безопасности фирмы «Тойота» кузов защищен дополнительной демпфирующей рамой. Деформирование ее до соприкосновения с основной рамой поглощает 67% энергии лобового удара при скорости 80 км/час. Деформация салона после удара не превышает 130 мм.*«%»ЯПОНИЯ. Разработана трехлетняя программа усиления контроля за автомобильным движением. Ofta предусматривает составление карт интенсивности движения Для всех крупных городов. На их основе будут определены наиболее рациональные маршруты, оптимальная скорость на отдельных участках, приняты другие меры, направленные на снижение числа дорожных происшествий. По мнению специалистов, оно может достичь 20—25 процентов. ЯПОНИЯ. Около 587 тысяч аварий случилось на дорогах в 1973 году. В них погибло более 14,5 тысячи человек. Публикуя эти данные, правительство Японии отмечает, что число дорожных происшествий в стране и пострадавших в них постепенно сокращается. Заметную роль в этом сыграло усиление разъяснительной работы среди населения в введение более строгих мер наказания нарушителей правил уличного движения. 27