10
11
СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАконструкция рамы. Теперь стойки крепления задней маятниковой вилки смещены на 20 мм, что дает возможность снимать коробку передач и заменять муфту упругого кардана, не демонтируя двигатель. Кроме того, благодаря этой переделке на М-67 можно установить и коробку передач с задним ходом, выпускаемую Киевским мотоциклетным заводом для мотоциклов «Днепр». В связи со значительным ростом интенсивности движения возникла необходимость повысить эффективность торможения мотоцикла. На М-67 она увеличена на 35—55 процентов благодаря применению двухкулачкового тормоза переднего колеса (рис. 3). Тормозные колодки снабжены регулировочными болтами, компенсирующими износ фрикционных накладок. Модели, выпускаемые в Киеве и Ирбите, — одни из последних (не только у нас, но и за рубежом), на которых сохранились раздельные треугольные седла. Это объясняется тем, что любители тяжелых мотоциклов считают их более удобными, чем широко применяемые ныне на других машинах седла-подушки; возможно, здесь есть и доля консерватизма. Завод вместе со специалистами ВНИИМотопрома разработал и провел широкие испытания седла-подушки для тяжелых мотоциклов. Оно оказалось легче раздельных седел, обеспечивает удобную посадку, придает мотоциклу более современный вид и открывает свободный доступ к аккумуляторной батарее (рис. 4). С целью проверить на практике достоинства седла-подушки на тяжелом мотоцикле, такими седлами будет оборудована часть выпускаемых машин. Одним из важнейших достоинств мотоцикла М-67 является унификация его по узлам и деталям с «Днепром» МТ-10. Например, двигатель в сборе, сцепление, коробка передач, передняя вилка, приборы электрооборудования, коляска в. сборе, колесо в сборе, амортизаторы и некоторые другие узлы либо совершенно одинаковы, либо взаимозаменяемы. Это очень удобно для владельцев тех и других машин. Достоинства новой модели водители смогут оценить в процессе эксплуатации. Мы надеемся, что они, как всегда, сообщат свои замечания и предложения заводу, чтобы учесть их при дальнейшей модернизации мотоцикла. О. ЕГОРОВ, 3. ГРИНШТЕЙН, инженеры-конструкторы г. Ирбит«Урал» М-67Тяжелые дорожные мотоциклы ирбитского мотоциклетного завода давно уже пользуются хорошей репутацией. Они еще раз подтвердили свою высокую надежность в последних всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки, где «Урал-3» М-66 завоевал первое ме . сто. Конструкторы постоянно совершенствуют машину, чтобы ее технические и эксплуатационные качества полнее отвечали возрастающим требованиям по безопасности движения и удобству обслуживания и ремонта. Результатом большого труда заводского коллектива, работавшего в содружестве с рядом научных институтов — ВНИИМотопромом, ВНИИТЭ, ЦНИИТА, НИИАвтоприборов и другими, а также с заводами — поставщиками комплектующих изделий, явилось создание более совершенной модели, получившей обозначение М-67. Опытная партия этих машин была выпущена в конце прошлого года, а серийное производство началось с июля нынешнего года. Основное отличие новой модели от всех предшествующих заключается в применении 12-вольтового электрооборудования (его схема — на рис. 1) вместо 6-вольтового. На ней установлен более мощный (150 вт) генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком (рис. 2). Раньше на «уралах» стоял генератор постоянного тока мощностью 65 вт. Дорожные испытания показали, что новый генератор надежно работает в любых условиях и при минимальном уходе обеспечивает не менее 40 тысяч километров пробега мотоцикла. Усовершенствования затронули не только электрооборудование. Для удобства обслуживания и ремонта измененаСкорая екая СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАРис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного света и сигнала торможения; 3 — лампа А12-21 указателя поворота; 4 — задний фонарь коляски; 5 — переключатель указателей поворота; 8 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 7реле указателей поворота; 8—реле-регулятор РР-330: 9 — фонарь указателя поворота (на мотоцикле без коляски); 10 — включатель сигнала торможения; 11 — лампа А-12-1; 12 — фонарь контрольной лампы указателя поворота; 13 — лампа А12-50+40 дальнего — ближнего света; 14 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 15 — фара; 16 — контрольная лампа работы генератора; 17 — блок предохранителей; 18патрон лампы освещения спидометра; 19 — генератор Г-424; 20 — включатель «массы»; 21 — аккумуляторные батареи ЗМТ-6; 22 — лампа А12-15 сигнала торможения; 23 — лампа А12-3 габаритного света и номерного знака на мотоцикле; 24 — задний фонарь мотоцикла; 25 — задний фонарь указателя поворота; 26центральный переключатель; 27 — передний фонарь указателя поворота; 28 — звуковой сигнал; 29 — переключатель дальнего—ближнего света; 30 — прерыватель системы зажигания; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — помехоподавляющее сопротивление; 34 — свеча зажигания. Цвета пройодов: I — оранжевый; II — белый; III — фиолетовый: IV — коричневый; V — зеленый; VI — красный; VII — желтый; VIII — голубой; IX — сиреневый. Рис. 3. ДВухкулачковыЙ тормоз переднего колеса: ;ний 1 — верхний тормозной рычаг; 2 — крышка барабана; 3 — тормозная колодка; 4 — контргайка; 5 — регулировочный болт; 6 — пружина колодок; 7 — кулачок; 8 — нижний рычаг; 9 — пружина рычага; 10 — < регулировочный винт; 11 — тяга; 12 — контргайка; 13 — вилка тяги; 14 — палец.Рис. 2. Новый генератор посредством фланца закреплен на картере двигателя двумя шпильками и практически не нуждается в обслуживании. Рис. 4. Откидывающееся седло-подушка обеспечивает легкий доступ к батарее.1413 12 11 Техническая характеристика Общие данные: скорость — 106 км/час; средний эксплуатационный расход топлива при скорости 76 км/час — 8 л/100 км; сухой вес — 330 кг; грузоподъемность — 260 кг. Двигатель: двухцилиндровый, четырехтактный воздушного охлаждения; рабочий объем — 646 см 3 ; мощность 32 л. с. при 5300 об/мин. Электрооборудование: две аккумуляторные батареи ЗМТ-6; генератор Г-424 (12 в, 150 вт) с выпрямителем ВБТ-2А; реле-регулятор РР-330; катушка зажигания Б-204.Две недели в столичном парке Сокольники действовала международная выставка «Здравоохранение-74», в которой участвовали фирмы 23 стран. Современная медицинская помощь становится все более мобильной. Огромное значение придается сокращению времени доставки больного в лечебницу или прибытия врача к пострадавшему. Поэтому большим вниманием посетителей выставки пользовался раздел «Передвижные средства медицинского оборудования». Здесь были представлены вертолеты и аэросани, машины скорой помощи и лаборатории. Достойное место среди них занимала отечественная техника.Автомобиль скорой медицинской помощи, созданный на базе микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия» (левое фото), предназначен для оказания экстренной помощи на.месте происшествия и прямо по пути в больницу. Для этого машина снабжена комплектом самой совершенной медицинской аппаратуры. Просторный и светлый салон, удобное расположение дверей и погрузочное устройство с носилками, небольшая высота пола создают хорошие условия для работы медицинского персонала. Радиостанция позволяет поддерживать постоянную связь с диспетчером и лечебными учреждениями,Низкое расположение центра тяжести машины, мягкая подвеска, раздельный привод тормозов задней и передней оси, достаточно мощный двигатель обеспечивают движение на высоких скоростях (до 120 км/час) с хорошей устойчивостью и надежной безопасностью. Серийный санитарный автомобиль повышенной проходимости УАЗ-452А (правое фото) незаменим для оказания экстренной помощи больному и транспортировки его в местах, где нет хороших дорог. Санитарный отсек и кабина водителя снабжены вентиляционными и отопительными устройствами. Фото В. Ширшова