Проблемы и суэ/сдения«ДЕТСКИЕБуквально не проходит недели, чтобы в газетах не появилось сообщение о вводе в строй нового технического автоцентра или новой станции технического обслуживания автомобилей. Что и говорить, внимание автосервису уделяется сейчас большое. Свыше 500 миллионов рублей выделено в нынешней пятилетке на его развитие. Однако истекли первые три года, а многие болезни роста еще не изжиты, и недостатки видны, что называется, невооруженным глазом. Конечно, претворение в жизнь намеченного плана по созданию широкой сети современных предприятий автосервиса требует времени. Но есть вопросы, которые можно и нужно решить уже сегодня, и это может заметно поправить дела в новой сфере бытового обслуживания населения. О них говорилось, в частности, и на прошедшем совещании актива работников автосервиса Российской Федерации. Думается, будет полезно познакомить читателей с некоторыми из высказанных участниками совещания суждений по возникшим проблемам. Н. ПРУДНИКОВ, директор объединения «Мособлавтотехобслужнванне» До сих пор мы остро ощущаем нехватку запасных частей к автомобилям. И во многом по своей вине. Много лет назад, когда авторемонтных мастерских было куда меньше, каждая из них стремилась иметь у себя всю номенклатуру запчастей, что, в общем, диктовалось обстановкой. Сейчас, когда в областях вместо одной стало по десятку станций технического обслуживания, такой принцип уже не годится. Заводам трудно поддерживать прямые связи со множеством станций и поставлять продукцию мелкими партиями в сотни адресов. А главное, запасы накапливающихся на каждой станции запчастей оборачиваются крупными суммами замороженных средств. К тому же поскольку иметь на каждой мелкой станции абсолютно все, что может когда-нибудь понадобиться, все равно невозможно, то страдает заказчик, вынужденный в поисках необходимого объезжать несколько предприятий автосервиса. Поэтому назрел вопрос о создании централизованных областных складов запчастей. Они позволят ограничиться на станциях лишь небольшими резервами деталей первой необходимости ив то же время обеспечат быстрое получение любых частей и агрегатов, когда они понадобятся. Мы целиком за такое прогрессивное решение вопроса, но до сих пор нет типовых проектов областных складов запчастей. Это серьезное упущение Гипроавтотранса, которое он должен быстро восполнить. Несколько слов о планировании производственной деятельности наших объединений. Думаем, что оно еще далеко от совершенства. Вот что, например, 6БОЛЕЗНИ»соседние Новгородскую и Псковскую области. Очевидно, подобные консультационные бюро следует создавать во всех областных и краевых центрах. Большой резерв роста пропускной способности предприятий автотехобслуживания может дать увеличение продолжительности их работы до полутора-двух смен. Мы в текущем году рассчитываем начать комплектование вторых смен кадрами рабочих, примем меры к улучшению условий и совершенствованию оплаты их труда. Г. ВАНЬКОВ, директор объединения «Челябинекавтотехобслуживание» Успехи автосервиса зависят прежде всего от ввода в строй новых производственных мощностей. У нас серьезные претензии к строителям и проектировщикам. По нашему убеждению, типовые проекты станций, разработанные Гипроавтотрансом, далеки от совершенства. Оборудование для капитального ремонта двигателей они предусматривают лишь на крупных 50-постовых станциях. У нас пока таких нет, а автолюбителям нет дела до перспективных идей, характеризующих типовые проекты, людям нужно ремонтировать машины. Поэтому мы вынуждены были вопреки типовым проектам оборудовать шлифовальными и расточными станками три станции. Думается. что больше всего нужны сейчас комплексные 10-постовые станции, которым был бы по силам и углубленный ремонт агрегатов. Нуждается в улучшении и штатное расписание станций. До сих пор считается нормальным, что готовую продукцию клиентам вручают мастера-приемщики. А они порой бывают так за- s гружены, что на проверку качества исполнения не имеют времени. В результате — обилие претензий, повторные заявки. В порядке эксперимента мы на челябинской 11-постовой станции с сентября прошлого года ввели должность контролера качества. Жалобы заказчиков сразу прекратились. Предприятиям объединения приходится заниматься машинами всех марок и моделей автомобильных заводов страны. Но один из них — Волжскийзанимает обособленное положение. Для «жигулей» он создает свою сеть технического обслуживания. В принципе такую постановку дела надо приветствовать, но есть странности в развитии этой сети. Логичным было бы создавать новые станции в первую очередь там, где еще автосервиса нет вовсе. Однако на деле не всегда получается так. Например, в Магнитогорске имеется наша типовая станция обслуживания, оснащенная современным диагностическим оборудованием. Она полностью удовлетворяет местные потребности, и буквально рядом с ней руководители ВАЗа открыли в неприспособленном помещении разваливающейся котельной свою примитивную станцию и обяvвызывает недоумение. Ростовское и наше объединения одинаково вооружены технически, имеют одну и ту же производственную программу, однако у нас ее выполняют 360 человек, а в ростовском — 615. Выработка на каждый пост у нас достигает 26 тысяч рублей в год, у ростовчан — значительно меньше. И все-таки и нам и им планируют один и тот же прирост производительности , труда — 7 процентов в год. У ростовчан еще непочатый край резервов повышения производительности, а наши высокие показатели оборачиваются против нас: перекрывать их в такой же степени труднее, а дальнейшая интенсификация без совершенствования материально-технической базы грозит снижением качества работ. И. ЯКУБОВСКИЙ, директор Новочеркасской станции технического обслуживания Самым срочным образом необходимо наладить бесперебойное обеспечение станций технического обслуживания не только запасными частями, но и шинами для легковых автомобилей. Не могу забыть, как прошлым летом к нам обратился автолюбитель из Саратова, путешествовавший с семьей, в которой трое маленьких детей. По дороге у него лопнула покрышка, и до нас он добрался на запасном колесе, которое тоже грозило вот-вот разорваться. Мы ничем помочь не могли, и трудно представить, как он добирался домой. А ведь таких случаев, когда водителю нужен вовсе не комплект шин, а одна-единственная покрышка, сколько угодно. Мне думается, что шины нужно продавать в основном на станциях обслуживания. Здесь их получит действительно нуждающийся, а наши работники правильно соберут и отбалансируют колесо. В. МИТРОФАНОВ, директор объединения «Ленавтотехобслуживание» Автосервис не должен ограничиваться главным направлением — совершенствованием технического обслуживания и ремонта автомобилей. У владельцев машин много сопутствующих проблем. Мы, скажем, создали для них консультационное бюро. Основные его задачи: составление расчетов по восстановительному ремонту автомобилей после аварий, оценка стоимости подержанных машин по делам о разделе имущества, оценка потери товарного вида, консультации по техническим неисправностям и правилам эксплуатации автомобилей. Эти услуги оказываются инженерами бюро даже с выездом к заказчику. А недостатка в заказах нет. За первые же несколько месяцев работы было составлено свыше двух тысяч заключений, за что бюро получило 27 тысяч рублей. Бюро распространило свою деятельность на сельские районы Ленинградской области, а затем и на Проблемы и сужденияВЗРОСЛЕЮЩЕЙ СЛУЖБЫзали всех владельцев «жигулей» под угрозой лишения гарантии являться на обслуживание только туда. Они и являются, а потом едут к нам для регулировок, поскольку на «фирменной» станции нет соответствующего оборудования. Мы ставили вопрос о ее закрытии, но в ответ получили уведомление завода, что в области будет создано еще три таких же (считай — беспомощных) предприятия, и опять в тех же местах, где есть станции «Челябинскавтотехобслуживания». ложение организовать стационарные пункты в районных центрах края. Первые такие пункты создаются в Нефтекумском, Курском и Кировском районах. В перспективе они превратятся в наши филиалы — полноценные станции техобслуживания. М. МАМАТКАЗИН, начальник объединения «Росавтотехобслуживание» Естественно, что проблемы, которые приходится решать в процессе становления и развития нового производства, отличаются от повседневности давно налаженных отраслей промышленности. Этими особенностями и издержками роста и объясняются в основном затруднения и недостатки автотехобслуживания. Самая острая проблема — выполнение планов строительства и ввода в число действующих новых станций технического обслуживания. На это отпущены большие средства, но строительные министерства из года в год не выполняют планов подрядных работ, что значительно сдерживает наше развитие. Охотно причисляют объекты автосервиса к разряду второстепенных не только строители. Нередко так же относятся к нам местные власти. Выражается это в том, что для строительства иногда отводятся такие неудобные участки, заболоченные и удаленные от всех коммуникаций, что подготовительные работы обходятся дороже всей станции. По этой причине, например, в Белгороде типовая 25-постовая станция обошлась в 2,6 миллиона рублей, в то время как в Курске стоимость строительства точно такой же станции составила 1,2 миллиона рублей. Другой причиной постоянных тревог и переживаний являются недостатки в обеспечении запасными частями. Парк принадлежащих гражданам машин быстро растет. Стараясь не отставать от жизни, мы быстро увеличиваем объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Этот прирост каждый год составляет 30 и более процентов. А ежегодное увеличение фондов выделяемых нам запасных частей едва достигает 8—10 процентов. И поставляются эти запчасти весьма неритмично, особенно дефицитные. В начале года и летнего сезона, когда они больше всего нужны, мы получаем их мизерное количество, а все остальное — в последнем квартале. Например, в минувшем году нам было выделено всего 5915 дефицитнейших коленчатых валов к двигателям «запорожцев». При этом в первом и втором кварталах нам полагалось получить лишь по 14 процентов от этого количества, а в четвертом — .49 процентов. И так из года в год. Вот такие трудности нам самостоятельно не осилить, приходится к ним лишь приспосабливаться. В остальном мы используем возможности для более эффективной работы службы автосервиса. В частности, принимаются зависящие от нас меры к увеличению продажи на предприятиях автотехобслуживания запасных частей. Конечно, многого нам самим не хватает, но кое-что есть в излишке. В прошлом году наш товарооборот составил 3 миллиона рублей, да и сейчас у нас есть излишек запасных частей почти на 4 миллиона рублей, которые мы реализуем через свои торговые пункты." Остро стоит вопрос о необходимости продавать на станциях обслуживания шины. Надеемся, что в ближайшее время он будет решен положительно. Мы полностью поддерживаем идею о создании централизованных областных складов запасных частей и работаем в этом направлении. Нас самих бьет по карману замороженный резерв запасных частей на станциях обслуживания. Но пока не ясно, каким оптимально должен быть этот резерв. Назрела самая настоятельная необходимость в разработке научно обоснованных нормативов на запасные части рыночного фонда для предприятий автосервиса. До «их пор в разных областях и краях страны действуют разные прейскуранты цен на одни и те же услуги по техническому обслуживанию и мелкому ремонту «москвичей», «побед», «волг», «запорожцев», утвержденные местными исполкомами в соответствии со сложившимся здесь когда-то уровнем цен. Это, конечно, ненормальное положение, и есть все основания полагать, что скоро с ним будет покончено. Уже принято решение о разработке единого, с поясными коэффициентами прейскуранта. В нем будет дана аналогия на многие виды работ, чтобы упростить расчеты, выполняемые службами автосервиса. В текущем году подготовка его будет завершена. Вредит делу и разнобой в структуре и подчиненности сети автотехобслуживания. Между тем масштабы ее деятельности быстро растут, и на повестку дня встает вопрос о едином руководстве всей службой, но это уже предмет отдельного разговора. Таковы издержки роста нашей молодой отрасли производства. Шероховатости и нерешенные вопросы еще имеются, но меры для успешного движения вперед принимаются, и работники «Росавтотехобслуживания» прилагают все силы, чтобы наилучшим образом выполнить возложенные на них задачи. Усилия эти можно охарактеризовать, такими цифрами. Объем нашего производства, по сравнению с 1970 годом,' к концу 1973 года увеличился в 4,6 раза. За это время построено 166 станций технического обслуживания на 1650 рабочих постов, а всего мы теперь имеем свыше 300 станций общей мощностью более 2400 постов плюс 150 передвижных сезонных станций. В текущем году авто- и мотолюбители получат услуг на 52 миллиона рублей, а к концу пятилетки эта цифра возрастет до 115 миллионов.П. КОТЛЯРЕНКО, директор объединения «Кавминавтотехобслуживанне» Для налаживания автосервиса на селе надо создавать, на наш взгляд, передвижные станции, оборудованные всем необходимым при обслуживании и мелком ремонте автомобилей и мотоциклов. У нас их сегодня четыре. Эти передвижные мастерские располагают собственными электростанциями, токарными и другими станками, оборудо!ванием для газосварочных работ, подкраски кузовов, электровулканизаторами и отличными инструментами. На прицепе следует передвижной магазин запчастей и сопутствующих товаров. ' Прежде, чем станция отправится в село, туда выезжает опытный мастер, представитель объединения. С местными руководителями он договаривается о сроках работы передвижки, месте ее дислокации. В селе развешиваются афиши с перечнем услуг, оказываемых станцией, и ассортиментом товаров передвижного магазина. Приезд ее анонсируется в районной газете и по местному радиовещанию. По мере возможности мастер старается определить характер предстоящих заказов, чтобы затем обеспечить их выполнение запчастями с центрального склада. В разгар сельскохозяйственных работ, когда труженикам села каждый час дорог, сразу предусматриваются выезды передвижек на полевые станы ик кошарам. Такая предварительная подготовка позволяет передвижной станции сразу по прибытии на место начать интенсивную работу. Конечно, не каждая операция по плечу передвижке. Когда возникает необходимость в сложном ремонте, бригадир станции проводит дефектовку автомобиля, оформляет на него наряд-заказ и ставит на нем штамп «Бронь для работников сельского хозяйства». Заказчик с такой бронью будет принят на любой нашей городской станции вне очереди. В минувшем году передвижные станции работали в восьми районах Ставропольского края. Владельцам автомобилей и мотоциклов на селе было оказано услуг на 146,1 тысячи рублей. Годовой план был значительно перевыполнен. Работаем мы и над дальнейшим усовершенствованием обслуживания на селе. Крайисполком одобрил наше пред