ВОДИТЕЛЯ ЛИШИЛИ ПРАВ...Николай Михайлович Байков одиннадцать лет проработал без каких-либо нареканий. И вдруг — первое серьезное нарушение: сел за руль в нетрезвом состоянии. Пришлось на два года расстаться с водительскими правами, стать слесарем. Работал Байков старательно, втайне надеясь, что это будет замечено и - администрация Фастовского районного объединения «Сельхозтехника» походатайствует перед ГАИ о досрочном возврате ему документов. Водители-то хозяйству очень нужны. Но никто ни разу не лобеседовал с ним о том, какие выводы сделал из случившегося, как думает жить . дальше, собирается ли снова сесть За руль, не нужна ли помощь в подготовке к экзамену. А, по-видимому, в такой профилактике была нужда: получив водительское удостоверение, Байков через год совершает такой же проступок и лишается прав теперь уже на три года. • Администрация «Сельхозтехники» немедленно издала приказ о его увольнении., Этот случай, рассказанный нам'стершим г.осввтоинспектором- И." Колько, далеко не единственный в районе. В прошлом году здесь были лишены прев 226 водителей. Цифра внушительная, а если учесть острую -нехватку шоферов в районе — тревожная. Казалось бы, нужно разворачивать среди них самую активную работу, взяться, хотя и ' с запозданием, за воспитание «лишенцев». Ведь они не закоренелые преступники (задержанных за рулем пьяными повторно из них только восемь), а в подавляющем большинстве — оступившиеся люди. К тому же это опытные водители, которые много и хорошо могут еще трудиться в народном хозяйстве. Но нередко никакой работы с ними не ведется. В той же фастовской «Сельхозтехнике» в минувшем году из 26 нарушителей 20 было просто уволено. Причем, что называется, раз и навсегда. -!- Назад в наш коллектив им путь закрыт, — безапелляционно заявляет начальник районного объединения Н. Снимщиков. — Но ведь люди уже понесли наказание, прочувствовали свою вину. Зачем . же лишать их права на работу по специальности? — Другим неповадно будет. Быть может, практикуемый в этом автохозяйстве метод устрашения действительно эффективен? Ничего подобного. Относительное количество шоферов, временно лишенных в течение года водительских прав, здесь в пять-шесть раз превышает средние цифры по другим автотранспортным предприятиям. Между тем в день нашей беседы с начальником объединения без малого десятая чость автомобилей местной «Сельхозтехники» стояла на приколе из-за нехватки водителей. 28— Здесь, как ив совхозе «Унавский», в ряде колхозов, воспитательной работы среди шоферов не ведут и на сообщения ГАИ не реагируют, — рассказывает старший лейтенант Калько. — Неудивительно, что тронспортная дисциплина хромает в этих хозяйствах на обе ноги. Вы только взгляните на характеристики, которые представляют нам хозяйства на своих нарушителей. Как будто под копирку писаны, да и состоят из двух-трех фраз. Попробуй реши, какой водитель заслуживает самого сурового наказания, а к кому можно применить и менее строгую меру. А ведь ни один коллектив не должен с безразличием отмахиваться от своего, Пусть-оступившегося товарища.. Нужно помнить, что у коллектива наибольшие возможности в деле воспитания рабочего, а кроме того, коллектив несет и Моральную ответственность за допущенное им нарушение. Не следует при этом забывать ио материальной стороне дела. Обучение специалиста любой отрасли народного хозяйства требует значительной затраты государственных средств. Немалых денег стоит и подготовка водителя. Она не ограничивается освоением материальной части машины и правил движения на курсах или в автошколе. Для формирования подлинного мастера вождения требуются годы, солидный производственный стаж. Статистика дорожных происшествий в Фастовском районе за один год говорит: каждое третье из них допустили неопытные новички, проработавшие за рулем менее года. Водители со стажем от года до трех лет были виновниками 20 процентов аварий, а от трех до пяти лет — менее 7 процентов. Цифры подтверждают: опытных водителей после 'временного лишения прав надо стараться вернуть за руль. Сейчас же они, предоставленные сами себе, очень часто просто меняют профессию. С Байковым, правда, этого не произошло. Не оставив надежды на возвращение к прежней работе, он выпрашивал у преподавателей автомотоклуба разрешения присутствовать на занятиях, старался не пропустить ни одной лекции о новинках отечественной и зарубежной автомобильной техники, следил за специальной литературой. И все же повторный экзамен на право управления автомобилем сдал лишь с третьей попытки.' Сказались бессистемность в подготовке, неизбежная потеря навьжов вождения. — Да, дорого досталась мне эта книжечка, — признался он, вынув из бумажника только что полученное удостоверение водителя. — Понял теперь, что без машины жить не могу. В кровь вошла эта профессия. Что было, больше никогда не повторится. К людям, у которых профессия шофера давно «вошла в кровь», совсем иначе относятся в автотранспортном предприятии № 09051. Это заслуга руководства и общественных организаций. Они многое делают, чтобы водители уважали свою нелегкую работу, гордились ею. Бывают и здесь нарушения, но случаются они, во-первых, куда реже, чем в других автохозяйствах района, а во-вторых, что особенно важно, сами водители относятся к ним с нетерпимостью. Как-то обнаружилось, что шоферы автобусов Г. Койков и В. Квилинский использовали закрепленные за ними машины в корыстных целях. На предприятии немедленно созвали общее собрание, которое и обратилось к Госавтоинспекции с просьбой строго наказать виновных. Их лишили водительских прав сроком на год каждого. — Работают сейчас. слесарями, — сказал директор АТП В. Малиновский.— Такое у нас правило, чтобы нарушители искупали вину в своем коллективе. Ведь мы хорошо знаем особенности каждого из них, можем вести с ними индивидуальную воспитательную работу. К тому же и зарплата профилактике помогает. Зарабатывал человек, скажем, две с половиной сотни в месяц, гордился этим. А теперь с опущенными глазами к кассе подходит. Глядя на него, не один задумается. Взыскательность товарищей по работе, строгий контроль и требовательность администрации приносят желаемые результаты. Нарушители стремятся быстрее искупить вину добросовестной работой. Когда лишенных водительских прав А. Коломийца, Г, Молчановского и В. Погорелого направили минувшей осенью на диспетчерский пункт технического обслуживания транспорта, работающего на вывозке урожая сахарной свеклы, они показали просто образцы труда. Пункт занял первое место в области. В настоящее время все трое снова за рулем. Дважды в году весь водительский состав этого автопредприятия посещает занятия по правилам дорожного движения, после чего знания проверяются. Непременными участниками этих занятий являются и временно лишенные водительских прав. — . Мы стараемся, чтобы они ни на минуту не переставали чувствовать себя водителями, — говорит директор. Значит, в интересах дела — заботиться. о том, чтобы водитель, временно 'лишенный прав, не только остался бы в своем коллективе, но и не деквалифицировался, по возможности досрочно (конечно, заслуженно) получил водительское удостоверение и снова сел за руль. Такая задача по плечу главным образом крупным автохозяйствам. А как быть там, где всего несколько машин? По нашему мнению, в таких случаях важную роль могут сыграть местные спорттехклубы ДОСААФ, число которых растет. Десяткам мелких автохозяйств, разбросанным по всему району (как бы то ни было, но реально они существуют, и не считаться с фактом нельзя), это не под силу. А клуб может стать для водителей постоянно действующим центром воспитательной и технико-пропагандистской работы. Это мои личные соображения. Во всяком случае, много полезных дел можно сделать — устроить лекцию о новинках автомобильного дела, показать технический кинофильм, организовать рассказы передовиков-водителей об опыте своей работы, провести диспут, вечер отдыха, наладить занятия в кружках и секциях. Все вместе это служило бы воспитанию у водителей любви к своей профессии, пониманию ее роли в народном хозяйстве страны. А главное — утверждало бы в желании сделать ее для себя пожизненной. Киевская область, Фастовский район В. КУЦЕНКО