30
31
СДЕЛАНО В БОЛГАРИИКОРОТКОНациональный технический музей в Праге (ЧССР) в настоящее время располагает 181 историческим экспонатом автомототехники. Среди них 61 автомобиль, 13 автомобильных шасси и 107 мотоциклов.•••Известный в прошлом английский мотоциклетный завод БСА прекратил производство мотоциклов. Его тяжелые мотоциклы с четырехтактными двигателями конструктивно устарели и не имели сбыта.Автопромышленность США потребляет около 8 процентов производимого в стране алюминия, 16 процентов стали, 36 процентов стекла, 41 процент чугуна и 73 процента резины.Завой «Опель» (ФРГ) последовал примеру фирм «Даймлер-Бенц» (ФРГ), СААБ и «Волво» (Швеция). Он стал за дополнительную плату оснащать легковые модели 1974 года омывателями и стеклоочистителями фар.ДВУХЭТАЖНЫЕ «ЛЕЙЛАНДЫ*Трудно представить себе английский город без двухэтажных автобусов. Большие вместительные машины оказались беспомощными в узких и кривых старинных улочках. Сочлененные автобусы маневрировали в них также с трудом и тормозили движение. Единственным решением явились двухэтажные. Но ив высоту они не могли расти беспрепятственно '— мешали арки и ворота старинных крепостных стен. ' Это заставило сильно опускать пол в проходе салона, снижать клиренс. Так в Англии за шестьдесят с лишним лет сформировались свои специфические требования к городским автобусам. Наиболее полно отвечают им машины завода «Лейланд», которые составляют сегодня 70 процентов парка двухэтажных автобусов страны. Наиболее распространена модель «Титан», выпускаемая как со стандартной (4,93 м), так ис удлиненной (5,35 м) базой. Длина машины составляет соответственно 8,25 и 9,15 м. Интересной особенностью «Титана» является червячная главная передача. Она позволяет на 200230 мм (для разных модификаций) опустить пол в центральном проходе пассажирского салона. На другой модели, «Лоулэндер», такой же результат достигается по-иному. Вся трансмиссия (карданные валы и отдельная коробка передач) смещена влево, под сиденья, и вдоль оси машины остается место для центрального прохода. «Лоулэндер» вмещает 72—74 человека И весит 13,5 т. Его база (5,65 м)- больше, чем у «Титана», но длина (9,15 м) — та же. Высота (4,15 м) и ширина (2,44 м) — стандартизованные. Радиус поворота составляет 10 м. По габаритам (кроме высоты) и радиусу поворота эти «лейланды» близки к нашему ЛиАЗ-158, который ниже их на 1,15 м. Если на «Титане» и «Лоулэндере» двигатель расположен рядом с водителем, то на самом большом (73—77 мест) автобусе, «Лейланд-атлантин», он установлен сзади. В остальном эти три модели имеют много общего — расположение сидений в четыре ряда, жесткую лонжеронную раму, рессорную зависимую подвеску всех колес, пневматические тормоза. «Титаны» и «лоулэндеры» снабжены либо обычной трансмиссией с четырехступенчатой коробкой передач, либо гидромуфтой и планетарной четырехступенчатой коробкой с пневматическим переключением без педали сцепления. На некоторых модификациях «лоулэндеров» устанавливается пневматическая подвеска задней оси. На всех двухэтажных автобусах «Лейланд» — шестицилиндровые вертикальные дизели с непосредственным впрыском топлива рабочим объемом 9,8 л (модели «Титан», «Атлантин») или 11,1 л («Лоулэндер») мощностью соответственно 125 и 150 л. с. Большое внимание уделено долговечности. Так, одна из важнейших деталей, наиболее подверженная износу, — коленчатый вал — азотируется и требует замены лишь через 400 тысяч километров пробега. Для упрощения ремонта блок двигателя снабжен сменными гильзами сухого типа. Все модели двухэтажных автобусов выпускаются как с дверьми, расположенными слева, — для Англии, Индии и некоторых других стран, так и справа — для экспорта в страны с правосторонним движением.«Лейланд^атлантин» с двигателем сзади (150 л. с. при 1700 об/мин) имеет 73 места для сидения: 34 — в нижнем салоне и 39 — в верхнем.Шасси модели «Лоулэндер». Редукторы, расположенные за сцеплением ив картере заднего моста, позволили сместить трансмиссию влево, под сиденья и опустить пол центрального прохода в салоне.30 {Продукция болгарских заводов экспонируется на международных выставках и поступает на экспорт. На снимке: мопеды «Балкан» (слева 75-кубовая модель, справа — 50-кубовые) и седельный тягач «Мадара-Шкода».Тридцать лет назад болгарский народ под руководством коммунистической партии поднял восстание и сверг царский режим. Была установлена народная власть, и страна встала на путь социалистического развития. Вместе с другими отраслями индустрии в НРБ выросла автомобильная промышленность. На 15 заводах, входящих в объединение «Автопром», сегодня выпускаются грузовики, автобусы, двигатели и другие автомобильные агрегаты, мопеды, прицепы-дачи к автомобилям. Продукция болгарского автомобилестроения экспортируется более чем в 30 стран мира. Автосборочный завод в г. Шумене ведет монтаж грузовиков марки «Мадара» из узлов «Шкода-706РТО» и- ГАЗ-53А. Другое предприятие, в г. Ловече собирает «москвичи» модели «408» из узлов и деталей,.поставляемых из СССР. Наряду со сборкой болгарские автостроители организовали собственное производство задних мостов к тяжелым грузовикам, городских автобусов «Чавдар», мопедов «Балкан». К 30-летию социалистической революции заводы объединения «Автопром» начинают выпуск 20-трнных автомобильных полуприцепов, туристских автобусов «Люкс» по лицензии «Сетра» (500 таких машин даст завод «Чавдар» в Ботевграде), а также изготовят первые партии трех- и четырехцилиндровых автомобильных дизелей типа «Перкинс».БЕЗОПАСНЫЕ БЕНЗОБАКИНаиболее тяжелые аварии гоночных и спортивных автомобилей сопряжены с пожарами и взрывами топливных баков, поэтому специалисты давно уже заняты разработкой пожаробезопасных баков. До последнего времени эту проблему пытались решить созданием такой конструкции, которая не подвергалась бы разрушению при самых тяжелых авариях и не допускала утечки топлива. Однако этот путь оказался весьма сложным. Потребовались Особые эластичные материалы, пористые наполнители, устройство двойной оболочки из разных материалов и т. п, Теперь найден другой способ, принятый Международной автомобильной федерацией. В основе его лежит принцип контакта топлива с огнегасящим веществом при любом случае какой-либо утечки. Бак изготовляется в виде комплекса из отдельных камер, каждая емкостью не более 2 литров. Все они соединяются общим трубопроводом для заполнения топливом и подачи его в систему питания. Топливные камеры помещены в закрытый резервуар, заполненный огнегасящей жидкостью. Таким образом, все его стенки, соприкасающиеся с воздухом, омываются изнутри этой жидкостью. Она заполняет также все пространства между камерами. На каждые 100 литров топлива должно приходиться 30 литров огнегасящей жидкости — это минимальное соотношение. Резервуар не должен вибрировать. Поэтому при его изготовлении исключаются каучук и другие эластичные материалы, а устанавливать его полагается на упругих опорах такого типа, на каких крепится обычно водяной радиатор. Если резервуар выполнен из металла, то его необходимо обработать эпоксидной смолой, которой должны быть покрыты все емкости как для огнегасящей жидкости, так и для топлива, чтобы ликвидировать пористость, неплотность сварочных швов и т. п. Пробка заливного отверстия для огнегасящей жидкости должна отвечать требованиям, предъявляемым к пробкам радиаторов, — обеспечивать сохранение давления в пределах ±0,2 атмосферы.Сборка легковых автомобилей «Москвич-408» на заводе в г. Ловече.126-СИЛЬНЫЙ МОТОР ДЛЯ «ЖИГУЛЕЙ»Горючая смесь приготовляется в двух С 1971 года в чехословацком городе Готвальдов действует небольшая мастергоризонтальных сдвоенных карбюраторах «Вебер 40 ДКО» (таких же, как и устаская по форсировке двигателей для спортивных автомобилей клубов СВАЗАРМа новленных на гоночном «Москвиче-Г5М»). С головкой они соединяются патрубком (оборонное патриотическое общество длиной около 200 мм. Длина впускных и ЧССР). Эта мастерская получила наименовыпускных труб была определена подбором на моторном стенде. вание АВОН. Она располагает неКонечный итог этих работ: мощность сколькими станками, моторным тормоз126 л. с. при 7000 об/мин и крутящий ным стендом. Небольшой коллектив из момент 12,8 кгм при 6500 об/мин. девяти человек возглавляет энтузиаст Результаты, достигнутые свазармовцаавтомобильного спорта инженер В. Ондржейик, в прошлом известный гонщик, ми АВОН, кажутся чуть ли не фантастиуспешно выступавший в Кубке дружбы ческими. Как рассчитать и изготовить специальные распределительные валы, социалистических стран. поршни, пружины и т. д.? Сотрудники АВОН принимает заказы на форсимастерской нашли таких же энтузиастов, ровку моторов «Шкода» и «Жигули» для как они сами, нашли организации, готосерийных автомобилей, участвующих в вые исполнить заказы АВОН на хозрасчемпионате ЧССР по кольцевым гонкам. четных началах, не считаясь с временем Подготовка эта проводится в рамках техвели доводку моторов на стенде. Начало нических требований группы 2. сегодня Остановимся более подробно на том, было нелегким. Зато гордостьюлюбители автоспорта в ЧССР с говорят: что сделала АВОН, по форсировке двига«Теперь у нас есть свои гоночные двигателей для «Жигулей», выступающих в3 тели». классе до 1300 см . Цилиндры расточили до диаметра 79,2 мм, чтобы довести рабочий объем двигателя до верхней границы класса. Изготовили новые поршни с уменьшенной поверхностью юбки, увеличенные клапаны (диаметр тарелки впускных — 39 мм, выпускных — 33 мм), более сильные клапанные пружины (усилие при полном подъеме клапана 95 кг вместо 74 кг). Степень сжатия подняли фрезеровкой головки до 11,5. Самой сложной работой явилось изготовление новых -кулачковых валов. Они обеспечивают не только увеличенный подъем клапанов (впускного — до 11,5 мм, выпускного — до 10 мм), но и более широкие фазы газораспределения. Впускной клапан открывается за 52 градуса до в. м. т. и закрывается спустя 88 градусов после н. м. т. Выпускной открывается за 84 градуса до н. м. т. и Автомобиль «Жигули», снабженный закрывается спустя 46 градусов после 126-сильным мотором, на старте междув. м. т. Для сравнения укажем, что у сенародных гонок на Кубок дружбы сорийного мотора эти величины составляциалистических стран в ЧССР. ют соответственно 12, 40, 42 и 10 градуФото П. Коштяла сов.КОРОТКО• • •Австрийский завод «Штейр» начал производство малолитражек ФИАТ-126 по итальянской лицензии. Они будут оснащаться оппозитным двухцилиндровым (643. смз, 25 л. с.) двигателем собственной конструкции, который на 2 л. с. мощнее итальянского. Самым мощным в мире среди серийно выпускаемых легковых автомобилей является итальянский «Ламборгини-каунтач». Он оснащен 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4971 смЗ; который развивает 440 л. с. Эта же машина является и самой быстроходной в мире серийной моделью. Ее максимальная скорость — 300 км/час.•••Небольшая французская фирма «Синпар» специализируется на производстве комплекта узлов и деталей, позволяющего реконструировать серийный «Рено» моделей «4», «6» или «12» (все они с передними ведущими колесами) • машины, имеющие привод ик задним колесам.•' ••Пятьдесят лет назад 93 процента моделей мотоциклов оснащались трехступенчатыми коробнами передач. Двадцать пять лет спустя большую часть (74 процента) составляли модели с четырьмя передачами, а сегодня 66 процентов моделей дорожных мотоциклов (во всем мире) снабжены уже пяти- или шестиступенчатыми трансмиссиями. 31