Каждый водитель мотоцикла или автомобиля всегда готов обсудить с пони-^ мающим человеком все, что касается его машины. И чем моложе водитель, тем охотнее он делится своим опытом и внимательней слушает советы коллег — владельцев таких же, как у него, машин. И поскольку к этой категории относится большинство мотоциклистов — именно они ищут любую возможность общения между собой. Вот почему так успешно проходят любые массовые мероприятия, будь то слет мототуристов, поход или соревнование. Особую популярность приобрели организованные впервые два года назад «Встречи друзей ЯВЫ». Тогда из десяти городов страны были делегированы в Одессу команды в составе пяти лучших мототуристов. Была приглашена и команда мотоциклистов клуба завода ЯВА. Понимая, что такой сбор может дать много полезного тем, кто проектирует и производит мотоциклы, в Одессу приехали руководители и конструкторы завода, а также представители внешнеторгового объединения «Мотоков», поставляющего чехословацкие машины в СССР. Таким образом, слет мототуристов перерос в международную встречу, и прошла она, что называется, «на ура». Были там и доступные соревнования, и викторины, и экскурсии. Остались довольны все, и поэтому было выражено желание в будущем собираться вновь.ТАИ. ГДЕЗавод «Коммунар» в Запорожье приступил к производству легковых автомобилей в конце 1960 года. До этого он выпускал сельскохозяйственные машины и комбайны. Перемена «профессии» сопровождалась серьезной реконструкцией предприятия — потребовалось оборудование и оснастка для штамповки, сварки и окраски кузовов, перестроено литейное производство, освоена точная механичесная обработка сложных деталей. Завод с этой задачей успешно справился. Расширение, модернизация производства продолжаются. Поднимаются новые цехи, вступают в строй современные автоматические линии, станки, специальное оборудование, растет выпуск машин. Нагляднее всего о росте «Коммунара» говорят цифры выпуска автомобилей. В 1965 году с конвейера предприятия сошло 40 тысяч «запорожцев», а за прошлый год завод дал стране 101 тысячу малолитражек и планирует в определяющем году пятилетки изготовить 111 тысяч. О сегодняшнем дне «Коммунара» рассказывают фотографии, сделанные нашим корреспондентом А. Ганюшиным во время недавнего посещения предприятия.А ПОЧЕМУ«ЯВИСТЫ»?Эстафету Одессы принял Кишинев. Туда в прошлом году съехалось уже 20 команд. Интереснейшая программа слета заполнила до отказа четыре быстро промелькнувших дня. В этом году местом встречи стала столица Латвии. Мототуристы разбили свои палатки в лесу Бикерниеки, возле известной шоссейно-кольцевой трассы. Как и раньше, прибыли гости из Чехословакии. Команду завода ЯВА представляли лучшие молодые производственники, завоевавшие это право отличными показателями в труде. В составе делегации —i директор завода ЯВА О. Станёк, его заместитель К. Кае л, директор конторы «Мотокова» А. Могила, механики и друг гие специалисты. Они отвечали на все вопросы мотоциклистов, давали консультации. Владельцам ЯВ было приятно встретиться ис К. Ружичкой — главным редактором журнала «Чехословацкое мотор^евю», в котором они с интересом читают материалы о крупнейших мотоциклетных соревнованиях, новых машинах, находят рекомендации специалистов по обслуживанию ЯВ. Уже по тому, с какой радостью обнимались, хлопали друг друга по спине запыленные мотоциклисты, по первым вопросам «Как доехали, как машины?» — ясно было, что встретились старые друзья. И снова рассказы о путешествиях, советы по ремонту и усовершенствованию машины, «фигурка», триал, экскурсии, вручение призов завода и «Мотокова» и прощальный костер. Теплые слова высказали участники в адрес хозяев, которые сумели хорошо организовать встречу. Много сил и энергии пришлось им затратить, чтобы она состоялась. Удивительно, но факт — Центральный совет по туризму и экскурсиям, который, кажется, должен был бы приветствовать ставший уже традиционным слет мототуристов, отказался включить его в свой план работы и не разрешил заниматься им республиканскому совету. Только благодаря энтузиазму рижских активистов и поддержке республиканского Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог удалось провести этот слет. Хочется надеяться, что Центральный совет изменит свое отношение к встречам друзей ЯВЫ. И еще одно пожелание. Такие сборы мотоциклистов, любящих прежде всего свою марку машины, нужны не только «явистам» и производителям ЯВ. Жаждут обменяться опытом и мототуристы, ездящие на ИЖах, «восходах», «туристах». Пропаганда нужна этим маркам не меньше, чем ЯВАМ. Что же касается конструкторов, то они, безусловно, получат много ценных рекомендаций по усовершенствованию машин. Ведь собираются опытнейшие мотоциклисты. Будем надеяться, что в ближайшие годы и наши заводы с помощью Центрального совета по туризму и экскурсиям, республиканских обществ авто- и мотолюбителей станут организовывать подобные слеты. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» г. Рига1. На складе готовой продукции. Обратите внимание — перед вами машины ЗАЗ-968 образца 1974 года. Их легко отличить от прошлогодней модели по характерному оформлению «передка» кузова. 2. Кузов малолитражки проходит камеру электрофореза. Сюда он поступает после фосфатирования, то есть обработки раствором солей фосфорной кислоты, которые образуют на поверхности металла плотную пленку, предохраняющую его от ржавления. В этой камере на фосфатированную поверхность кузова наносят грунтовку современным методом электрофореза — электролитического осаждения. Кузов при этом полностью погружается в ванну с раствором (эта красноватая жидкость хорошо видна на снимке). После грунтовки — окраска. 3. После окраски, обивки и сборки кузова «запорожцы» поступают на главный конвейер. В начальной ветви они располагаются поперек линии его движения. Конвейер получается компактным, и упрощается монтаж узлов и агрегатов, который в этом случае могут вести две группы сборщиков. На снимке этих групп не видно, так как он намеренно был сделан в обеденный перерыв, чтобы виден был весь конвейер. 4. Проверка автомобиля на герметичность. В течение нескольких минут водяные струи, подаваемые под высоким давлением, атакуют со всех сторон уплотнители дверей, окон, багажника. Машины, в которых замечена течь, отправляются на доделку. 5. А здесь уже виден конец главного конвейера, где автомобили развернуты вдоль по его ходу. Обращает внимание просторное чистое помещение цеха с люминесцентным освещением. Бросив взгляд на идущие по конвейеру ЗАЗ-968 образца 1974 года, вы не найдете на привычном месте горловины бензобака — теперь она убрана под капот двигателя. 6. Заключительный снимок сделан в цехе сдачи, лишь недавно вступившем в строй. По нему «запорожцы» идут на подвесном конвейере — это последнее слово техники. Тут они вновь подвергаются всестороннему контролю, проходят окончательную отделку и затем поступают на склад готовой продукции.По следам наших выступлений«Сколько стоит дорожный знак»Под таким заголовком в июньском номере журнала «За рулем» была опубликована корреспонденция о недооценке технических средств в организации движения в Димитровграде Ульяновской области, о приведших к тяжелой аварии недостатках в установке знаков, определяющих главную и второстепенную дороги. Начальник УВД Ульяновского облисполкома полковник милиции А. Вуркин сообщил редакции, что факты, изложенные в корреспонденции, подтвердились. За допущенные недостатки и слабый контроль за деятельностью отделения ГАИ начальник ОВД Димитровградского горисполкома от работы освобожден. Начальник отделения ГАИ т. Патраков строго предупрежден. Старший инспектор дорожного надзора т. Козлов переведен в другую службу. Старшему инженеру по организации движения областной ГАИ т. Татаринову указано на недостаточный контроль за внедрением средств технического регулирования в городах и районах области. Выступление журнала обсуждено с работниками Госавтоинспекции области и начальниками городских и районных отделов внутренних дел. Даны указания о строгом контроле за установкой всех средств технического регулирования, и особенно — дорожных знаков, определяющих главные и второстепенные дороги.8