СПОРТИВНЫЙАВТОГОНКИЧемпионат мира среди марок спортивных автомобилей проходит под знаком единоборства машин «Альфа-ромео» (Италия) и «Матра» (Франция). В этом чемпионате гонщики выступают на спортивных двухместных автомобилях с двигате3 лем рабочим объемом до 3000 см . Их мощность превышает 500 л. с , вес лежит в пределах 650—680 кг, а скорость достиь гает 320 км/час. Дистанция каждого этапа (всего их 10) должна составлять не менее 1000 км. Третий и четвертый этапы, которые проходили соответственно на трассах «Нюрбургринг» (ФРГ) и «Имола» (Италия), были выиграны экипажами, выступавшими на «Матра-СИМКА-670К». В ФРГ победила пара Ж. Бельтуаз — Ж. Жарье, а в Италии — А. Пескароло — Ж. Лярусс. В обоих случаях вторыми на финиш приходили Р. Штоммелен — К. РеЙтеманн на «Альфа-ромео-ЗЗТТ12». На пятом этапе — 24-часовой гонке в Ле-Мане .(Франция) — от старта до финиша лидировала пара Пескароло—Лярусс на автомобиле «Матра-СИМКА-670Б». Она показала среднюю скорость 192 км/час, что значительно ниже рекорда, установленного в 1971 году (222 км/час). Пескароло и Лярусс победили и на шестом этапе, тысячекилометровой гонке в Австрии. Таким образом, марка «Матра» значительно укрепила свое положение в чемпионате. У нее — 100 очков, в то время как главный конкурент, марка «Альфа-ромео» набрала 65 очков.Одно время лидировал польский экипаж С. Засада — Е. Добжаньский на «Порше-каррера», но его путь к победе кончился в Сахаре из-за дефекта масляного радиатора с разрушительными последствиями для двигателя. Через Сахару участники ехали, ориентируясь по компасу; очень многие сбились с пути и имели многочасовые опоздания. На полпути выбыли из борьбы известные спортсмены, в том числе победитель ралли ЛондонСидней Э. Кован («Форд-эскорт»). На финиш прибыли лишь 19 экипажей из 63 стартовавших. Однако только пять Из них прошли всю дистанцию без «срезок» и нарушений. Победило австралийское трио А. Белинский — К. Табмен — Д. Реддекс на «Ситроен-ДС23» с передними ведущими колесами. Второе .место завоевали француженки М. Дакремон и И. Ванони («Пежо-504), которые вообще впервые стартовали в ралли. Третьим был французский экипаж, укомплектованный ветеранами этого вида спорта Р. Нейрэ и Ж. Терраморси на «Пежо-504».* * *Второй этап кубка «Мир и дружба» (он разыгрывается среди спортсменов социалистических стран) состоялся в НРБ. В зачет шли результаты первого тура проходившего в это время ралли «Золотые пески». Победил венгерский экипаж А. Ферьянц — Е. Жембери («Рено-12-гордини»>. Последующие два призовых места заняли болгарские спортсмены: братья И. и К. Чубриковы («Рено-12») и С. Колев—В. Кочев («Порше-911Т). Среди советских экипажей (все они шли на автомобилях «Москвич-412») лучшим был А. Шишков — М. Титов, занявший седьмое место. У пары В. Спрукт — А. Печенкин — двенадцатое иу Н. Кирпичникова — Я. Агишева — семнадцатое места. В командном зачете на первое место вышла сборная НРБ, второй была команда ПНР, третье место заняли наши спортсмены. На последующих местах — сборные ГДР, ВНР, ЧССР и СРР. После двух этапов лидируют два экипажа. набравшие по 42 очка: X Нибергаль — Б. Малый из ГДР («Вартбург353») и М. Ставовяк т- Я. Чижик из ПНР («Польский ФИАТ-125П»).нования 1974 года она начала вооруженная новой техникой: девятью современными картами с дисковыми тормозами, хорошей управляемостью, оснащенными моторами 43и шинами «Гудьир». Эти микроавтомобили сделан^ Ленинградским заводом спортивного судостроения. Новая техника и проведенные перед международными соревнованиями тренировочные сборы принесли свои плоды. Наша команда'на первом этапе в ПНР заняла второе место. В личном зачете также наметились положительные сдвиги — четвертое место у М. Рябчикова и шестое у А. Мирзояна. Результаты соревнований (в скобках места, занятые гонщиками в отдельных заездах): 1. 3. Кыселы, ЧССР (1, 1, 1); 2. К. Хентшель, ГДР (2, 2, 3); 3. И. Крейчирик, ЧССР (4, 4, 2); • 4. М. Рябчиков, СССР (3, 5, 4); 5. М. Шебештьен, ВНР (4, 3, 6); 6. А. Мирзоян, СССР (8, 7, 1)... 14: Р. Акопов (5, 7, 14)... 18. М. Густешов (8, 10, 11)... 20. Л. Кирюхин (7, 13, 10). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ПНР; 5. ВНР; 6. НРБ. Второй этап укрепил позиции наших картингистов. Приводим его результаты: 1. П. «ыселы, ЧССР (1, 1, 1); 2. 3. Кыселы, ЧССР (1, 1, 2); 3. Л. Бедржих, ЧССР (2, 2. 1); 4. Рябчиков (2, 2. 2); 5. Г. Бютнер, ГДР (3, 3, 4); 6. Хентшель (4, 4, 3)... 11. Густешов (5, 7, 8)... 12. А. Таскин, СССР (3, 14, 3)... 14. Акопов (10, 9, 5)... 19. Кирюхин (7, 8, 18)... 26. Мирзоян (8, 18, 11). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ВНР; 5. ПНР; 6. НРБ. По сумме очков после двух этапов впереди — 3. Кыселы (2 очка), далее' идут: 2 и3 — Рябчиков и Хентшель (оба по 18), 4 — П. Кыселы (20), 5 — Бедржих (24), 6 — М. Шебештьен (31). Остальные наши спортсмены занимают следующие места: 11 и 12 — Густешов и Акопов (по 49), 15 — Мирзоян (52), 19 — Кирюхин (63), 20 •— Таскин (64). В командном зачете лидирует сборная ЧССР (104 очка), за ней СССР (215), ГДР (239), ВНР (274), ПНР (280) и НРБ (470 очков).МОТОКРОССПервенство мира в классе 500 см 3 довольно быстро выявило фаворитов. Они образовали группу из десяти человек, которые практически во всех этапах регулярно занимают места в первой десятке. Наибольшего успеха добились гонщики шведского завода «Хускварна», который все свои усилия направил на обеспечение победы в классе «пятисоток», смирившись со скромными результатами в чемпионате мира по классу 250 см 3 . Упорное сопротивление оказывают его представителям фирменные гонщики «Майко» (ФРГ), «Ямаха» и «Сузуки» (Япония). Результаты соревнований III этап (Италия). 1-й заезд: 1. х. Миккола, Финляндия («Хускварна»); 2. А. Юнссон, Швеция (Ямаха»); 3. А. Вайль, ФРГ («Майко»); 4. Б. Эберг, Швеция (БСА); 5. Я. ван Вельтховен, Бельгия («Ямаха»); 6. В. Бауэр, ФРГ («Майко). 2-й заезд: 1. Р. де Костер, Бельгия («Сузуки»); 2. Миккола; 3. Б. Лэккей, США («Хускварна»); 4. Г. Вольсинк, Голландия («Сузуки»); 5. ван Вельтховен; 6. О. Томан, ЧССР (43). IV' этап (Дания). 1-й заезд: 1. Миккола; 2. Вайль; 3. ван Вельтховен; 4. Вольсинк; 5. Бауэр; 6. Юнссон; ... 9. В. Попенко, СССР (43). 2-й заезд: 1. де Костер; 2. Миккола; 3. А. Кринг, Швеция («Хускварна»); 4. Б. Лэккей, США («Хускварна»); 5. Вольсинк; 6. Вайль. V этап (ЧССР). 1-й заезд: 1. Миккола; 2. де Костер; 3. Вайль; 4. Вольсинк; 5. Юнссон; 6. Бауэр. 2-й заезд: 1. де Костер; 2. Вайль; 3. Бауэр; 4. Юнссон; 5. Вольсинк; 6. А. Бочков, СССР (43). VI этап (ФРГ). 1-й заезд: 1. Вайль; 2. Бауэр; 3. де Костер; 4. Вольсинк; 5. Эберг; 6. Юнссон. 2-й заезд: 1. Вольсинк; 2. Вайль; 3. Бауэр; 4. Юнссон; 5. де Костер; 6. Эберг. VII этап (Англия). 1-й заезд: 1. ван Вельтховен; 2. Вольсинк; 3. Вайль; 4. Кринг; 5. Юнссон; 6. Бочков. 2-й заезд: 1. де Костер; 2. ван Вельтховен; 3. Миккола; 4. Кринг; £5. Бауэр; 6. Эберг. Сумма очков "после семи этапов (всего их 11): Миккола — 139, Вайль и Де Костер — по 114, Вольсинк — 90, Бауэр — 84. Юнссон — 66. Лучший результат среди наших гонщиков имеет Попенко. С 15 очками он находится на 12-м месте.КАРТИНГСедьмой и восьмой этапы первенства мира по кольцевым автогонкам на машинах формулы 1 закончились успехом молодых гонщиков. 25-летний Иоди Шехтер победил в Швеции, а 24-летний Никки Лауда выиграл голландский этап. Ветеран чемпионатов 46-летний Грехем Хилл, в прошлом трехкратный чемпион мира, за последние два года не смог набрать ни одного очка на этапах первенства. Лишь на восьмом этапе он получил первое очко. Приводим результаты соревнований. VII этап (Швеция): 1. И. Шехтер, ЮАР; 2. П. Дэпелле, Франция (оба «Тайрелл007»); 3. Д. Хант, Англия («Хескет-308»>; 4. Э. Фиттипальди, Бразилия («МарлбороТексак0-Мак-Ларен-М23»); 5. Ж. Жарье; Франция («УОП-ШэДоу-ДНЗ»); 6. Г. Хилл, Англия («Эмбасси-Лола-Т370»). VIII этап (Голландия): 1. Н. Лауда, Австрия; 2. К. Регаццони, Швейцария (оба «Феррари-312-БЗ»); 3. Фиттипальди; 4. М. Хэйлвуд, Англия («Ярдли-Мак-ЛаренМ23»); 5. Шехтер; 6. Дэпелле. IX этап (Франция): 1. р . Петерссон, Швеция |(«Джон-Плейерс-Спешел-Лотос»); 2. Лауда; 3. Регаццони; 4. Шехтер; 5. Ж. Икс («Джон-Плейерс-Спешел-Лотос»); 6. Д. Хьюм, Новая Зеландия («МарлбороТексако-Мак-Ларен»). После девятого этапа по сумме очков лидером стал Лауда (36). Далее идут Регаццони (32), Фиттипальди (31), Шехтер (26), Петерссон (19), Хьюм (12). Кубок дружбы социалистических стран по картингу в нынешнем году разыгрывается в одиннадцатый раз. Его программа включает шесть этапов — в городах Вроцлав (ПНР), Лоза (ГДР), Москва (СССР), Дунайварош (ВНР), Кадань (ЧССР) и Пловдив (НРБ). Гонки проводятся на картах класса 125 см 3 , снабженных двигателями от серийных мотоциклов производства социалистических стран. Мощность их достигает 20—25 л. с , и карт, весящий с гонщиком не менее 140 кг, может развивать на прямых участках трассы (их длина не более 150 м) 120 км/час. Подавляющая часть машин оснащена кроссовыми моторами 43-984, дисковыми тормозами на всех колесах, широкопрофильными шинами «Гудьир» с гладким (без рисунка) плоским протектором. В нынешнем году соревнования проводятся по новым правилам. Все 36 участников (по шесть человек от каждой сборной) разбиваются по принципу рассеивания на четыре группы в зависимости от результатов контрольных заездов. Каждая из них попарно встречается с каждой. Таким образом формируются шесть заездов, в которых все гонщики принимают по три старта. За первое место начисляется 0 очков, за второе 2, за третье 3и так далее всем участникам, получившим зачет в заезде. Места на этапе распределяются в зависимости от того, кто наберет наименьшую сумму очков в заездах. Для команды засчитываются пять лучших результатов из шести, показанных ее членами. Новой особенностью кубковых гонок 1974 года явилось и жесткое ограничение шума выхлопа — он не должен превышать 93 децибелл. В результате на машинах появились дополнительные глушители, стоящие после основных. И все же на первом этапе семеро спортсменов были дисквалифицированы за превышение уровня шума, который В ходе тренировок и гонок контролировался фонометром. Наша сборная команда, которая в 1971 — 1972 гг. переживала перестройку, в минувшем году поправила свои дела (второе место в командном зачете и седьмое место А. Таскина в личном). СоревАВТОРАЛЛИТретий в истории мирового автоспорта раллистский марафон, Лондон—Мюнхен, оказался очень трудным и... наименее представительным. По разным причинам в нем не приняли участия многие сильнейшие раллисты мира, в том числе и советские. Марафон длился 20 дней, и его дистанция составляла 17 377 км — короче предыдущего ралли Лондон—Мехико. Маршрут проходил по дорогам Англии, Франции, Испании, далее через Марокко, пески Сахары, Турцию, затем по ряду европейских стран, в частности Италии и ФРГ.39