Пленум призывает организации, всех членов ДОСААФ еще теснее сплотить свои ряды вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, настойчиво бороться за претворение в жизнь народнохозяйственных планов десятой пятилетии, своим трудом приумножать богатство нашей Родины, укреплять ее безопасность. Из постановления VI пленума ЦК ДОСААФ СССР ду на курсах ДОСААФ было обучено 122 шофера-профессионала, более 100 водителей повысили классность и успешно трудятся в транспортном цехе МАЗа. Кроме того, на курсах получили водительские права 159 владельцев личных автомобилей, 163 мотоциклиста, 487 мотовелосипедистов, 56 человек стали автомоделистами. Прежде, чем стать испытателем, я ведь порядком поработал за рулем, спортом увлекся, гонщиком стал.... — Я тоже прошел эту школу, — не отрывая взгляда от дороги, замечает Касперович. Прижимаясь к обочине, притормаживая, встречные машины уступают автопоезду путь. Позади Большой Невер, Тында, Чульман. Здесь, в районе строительства Байкало-Амурской магистрали, работает много МАЗов и БелАЗов, заслуживших отличную- оценку у сибирских шоферов. Но такой автопоезд они видят впервые. Во время стоянок Сорока и Касперович едва успевают отвечать на вопросы. — Сколько тонн тянет? — Тридцать две. — А скорость какая? — По равнинной местности — больше восьмидесяти, на трудных участках трассы — тридцать. — Сильна! — восхищаются скупые на похвалу водители-сибиряки. К минчанам протискиваются молодые шоферы. — Где можно научиться водить такие автопоезда? — спросил один из них.Помогая производствуМного интересных, полезных дел на счету первичной организации ДОСААФ известного всей стране минского автомобильного завода, которая занимает одно из передовых мест в социалистическом соревновании среди организаций оборонного Общества Белоруссии. Активной подготовкой водительских кадров досаафовцы оказывают ощутимую помощь предприятию в выполнении заданий пятилетки. В прошлом го* * *Мимо проносятся сопки, опоясанные тайгой. Еще недавно экспериментальный автопоезд МАЗ , предназначенный для работы в районах Крайнего Севера, сдавал экзамены на скоростных трассах Подмосковья, поднимался на крутые переваяы кавказских гор. А сейчас, доставленный по- железной дороге до станции Сковородино, своим ходом идет на Якутск. На счетчике — четыре тысячи километров. Путь автопоезда все дальше на север. Трудные участки водители-испытатели И. В. Сорока и С. М. Касперович проходят дважды. Подменяя друг друга за рулем в нескончаемом рейсе, они ведут неторопливый разговор. — Помню первый день на курсах, — говорит Сорока, — не верилось, что смогу научиться управлять машиной...День, как годыУже при первом знакомстве сооружение это впечатляет. Бетонные опоры взметнули вверх просторные трибуны на 15 тысяч мест. Внизу мотобольное поле и гаревая дорожка для спидвея, под трибунами — боксы и мастерские. Это владения мотоциклистов. А рядом кордодром автомоделистов и картинговая трасса. Венчает комплекс учебно-бытовое здание. Это само по себе немало для такого небольшого города, каким является Вознесенск. И еще больше поражаешься, когда узнаешь, что и трек, и кордодром, и картинговая трасса — лишь небольшая часть того, ,чем располагает местный комплексный спортивно-технический клуб ДОСААФ . Но об этом потом. А сейчас лишь отметим, что создание крупных, солидно оснащенных клубов стало одной из важных примет в деятельности патриотического Общества за последние годы. По сути дела это настоящие комбинаты спорта, которые являются не только базовыми центрами развития автомобильных, мотоциклетных и других военно-технических соревнований, подготовки общественных кадров тренеров, инструкторов, судей, но и очагами оборонно-массовой, патриотической работы. К таким комбинатам с полным правом можно отнести СТК в Вознесенске. На Вознесенской земле, где в годы гражданской войны сражались легендарные полки Григория Котовского, ру4бился с врагами Николай Островский, а в Великую Отечественную проявляли массовый героизм при форсировании Южного Буга воины третьего Украинского фронта, — на этой вознесенской земле млад и стар чтят подвиги своих отцов и братьев, почти в 200 первичных организациях созданы комнаты,, музеи, уголки революционной, боевой и трудовой славы. Регулярные отчеты председателей колхозов, директоров заводов, руководителей строек, учреждений, секретарей партийных и комсомольских организаций по оборонно-массовой и патриотической работе — тоже проявление конкретной помощи районному ко ­ митету ДОСААФ со стороны райкомов партии и комсомола. Как и строительство современных спортивных сооружений, которые украшают сейчас Вознесенск. Как удалось клубу всего этого достичь, каков диапазон деятельности его сейчас? Вот записанный рассказ начальника СТК И. М. Урмана (по ходу нам придется сделать несколько отступлений, которые дополнят беседу). «Наш клуб по-прежнему многие называют Вознесенским. Хотя около года назад он стал именоваться николаевским областным комплексным спортивно-техническим. Дело, конечно, не в смене вывески. Произошло не разделение, а скорее отпочкование. Районный СТК, с которым я был связан более десяти лет, настолько вырос и оснастился, что стало возможным превратить его в центр всей спортивной работы Николаевской области. Таким образом, в Вознесенске теперь два клуба — наш и районный. Задачи у них, вроде бы, разные. На деле же все иначе: любое мероприятие — будь то соревнование районного, всесоюзного или международного масштаба, лекции, походы — проводим вместе. Ведь трек, другие спортивные сооружения, хотя номинально и числятся нашими, являются республиканской и всесоюзной базами, Их используют также спортсмены города и района, у нас одни и те же кадры общественных тренеров, судей. Чтобы лучше все это представить, расскажу, как закладывался фундамент нашей работы. Уволился яв запас в 1958 году и решил жить на своей родине в Вознесенске. Еще только прикидывал, чем бы заняться мне, кадровому офицеру, как пригласили зайти в райком партии. Тут и предложили возглавить районную организацию ДОСААФ . Честно говоря, я не особенно четко представлял себе характер работы». А между тем предложение было не случайным. Родом Илья Миронович из поселка Троицкого Вознесенского района, здесь вступил в комсомол, потом стал кандидатом в члены партии, здесь учительствовал в сельской школе, возглавлял комсомольскую организацию, а в 20 лет выбрали председателем колхоза. Из Вознесенске, уже инспекторомполитпросветработы ушел по комсомольской путевке в армию. Потом военная академия имени М. В. Фрунзе, Великая Отечественная война. В Вознесенск вернулся гвардии полковником запаса. «С чего начинать? Прежде всего нужны были средства. Несколько месяцев колесили с инструктором Александром Ивановичем Мельниковым по заводам, колхозам и совхозам района. Проводили лекции и беседы о патриотическом Обществе, собирали членские взносы, заодно присматривали инициативных людей, способных ожи ­ вить работу в первичных организациях. В 1960 году кДню Советской Армии и — Прежде опыта поднабраться надо, а потом милости просим на наши заводские курсы ДОСААФ , пройдете переподготовку — получите возможность управлять дизельными машинами.* * *Водительские курсы — один из многих участков работы заводского спортивно-технического клуба, созданного при первичной организации ДОСААФ завода. Начальник СТК В. И. Зеленкевич знакомит меня с хозяйством курсов. Четыре грузовых, шесть' легковых автомобилей, семнадцать мотоциклов, автодром, хорошо оборудованные учебные классы в просторном помещении, которое выделено по распоряжению генерального директора «БелавтоМАЗа» И. М. Демина, — хорошая основа для развертывания учебной работы. Причем некоторые классы специально отведены для подготовки водителей дизельных машин. — Большую часть оборудования — агрегаты, механизмы, детали выделили нам работники заводского автотранспортного цеха, — поясняет В. И. Зеленкевич. И добавляет: — Интересы-то у нас взаимные: транспортники помогают нам квалифицированными преподавателями, инструкторами, уче.бным оборудованием, мы обеспечиваем цех кадрами шоферов. Мне назвали фамилии многих энтузиастов оборонно-массовой работы, специалистов-автомобилистов, которые всвободное от основных служебных обязанностей время становятся преподавателями, инструкторами вождения. Среди них инженеры Е. И. Биншток, А. Г. Тишковец, С. И. Бинкин, водители-испытатели А. А. Коробейников, Н. К. Воробей, Г. В. Лавренович, Н. М. Шипко. Интересная деталь: в большом коллективе автотранспортного цеха завода чуть ли не каждый водитель, пришедший сюда после 1962 года, приобрел шоферскую специальность или повысил квалификацию именно на курсах ДОСААФ , Ы^ы беседовали с водителями первого класса — выпускниками курсов В. П. Максимовичем, М. С. Алехно и другими, они весьма высокого мнения о спорттехклубе, его активистах, качестве учебной работы. Сейчас подготовка и повышение квалификации водителей ведется здесь в две смены. Дело в том, что курсанты занимаются без отрыва от производства. Было время, когда те, кто работал в вечернюю смену, нередко пропускали занятия. Теперь установлен такой реж им : рабочие вечерней смены приходят в клуб днем, а утренней — вечером, отдохнув после работы, Кроме автозаводцев в клубе ежегодно занимаются 60—70 человек с родственных предприятий Минска — подшипникового и моторного заводов. Спорттехклуб оперативно откликается на неотложные нужды своего предприятия. Вот свежий факт. Когда коллектив объединения «БелавтоМАЗ» принял обя-зательство к открытию XXV съезда КПСС подготовить опытную партию автомобилей и автопоездов семейства МАЗ—5335, в спортивно-техническом клубе был проведен цикл занятий с шоферами: их ознакомили с особенностями новых конструкций, скоростными и экономическими показателями машин. Эти знания очень пригодились. К концу года на курсах ДОСААФ завода будет обучено более 150 водителей автомобилей личного пользования и примерно столько же мотоциклистов — в основном это рабочие, инженерно-технические работники и служащие МАЗа. Много внимания комитет ДОСААФ уделяет подготовке молодежи к армейской службе. В этом году шестьдесят молодых рабочих предприятия станут спортсменами-разрядниками, пойдут в Вооруженные Силы с водительскими правами, значками ГТО, Первичная организация ДОСААФ пользуется на заводе большим авторитетом. Здесь в почете автомобильный, мотоциклетный и другие технические виды спорта. Но это уже тема для другого разговора. Мы же рассказали об учебной работе досаафовцев МАЗа. Выпуск автомобилистов и мотоциклистов в этом году они посвящают 50-летию оборонного Общества и VIII съезду ДОСААФ. А. ШМАРОВ, спецкор «За рулем» г. МинскВоенно-Морского Флота наш район наконец выполнил план по сбору взносов. Первая маленькая победа. Теперь от агитации нужно было переходить к конкретным делам, чтобы люди не только слышали оДОСААФ , но и видели его работу. Вскоре райком уже имел тир, радиошколу, где готовили специалистов. Начали мы проводить на Центральной площади города соревнования по автомногоборью среди водителей автохозяйств. Но, пожалуй, самым памятным событием стало создание в 1965 году районного спортивно-технического клуба. Получив 17 списанных грузовых автомобилей и отремонтировав их, мы тут же приступили « созданию курсов. Строили и оборудовали классы, гаражи. Уже через два года клуб подготовил более 2 тысяч шоферов-любителей и профессионалов, мотоциклистов, трактористов, комбайнеров, радиотелеграфистов. Появились деньги — настала очередь спорта. К нему яс юности неравнодушен. Сам был неплохим конником, гимнастом. Как-то в командировке увидел мотобольный матч и загорелся: в Вознесенске должна быть команда. Энтузиасты нашлись — мотокроссмены Шинке вич и Сосновский. Закупили мотоциклы, подобрали ребят, и начались тренировки. Есть такой способ учить плавать — неумеющего бросают в воду. Вот так ия поступал, приглашая к нам на товарищеские игры сильнейшие команды страны. Громили они наш «Восход» — аж пух летел. Но ничего, не разбежались ребята. Теперь наши мотоболисты — серебряные призеры первенства СССР. Вот рассказываю и чувствую: кажется, просто у нас получалось: задумалисделали. Наверное, потому, что сегодня все, чем богаты, вроде бы, как само со-бой разумеющееся воспринимаю. А на самом-то деле, ох, сколько труда общего вложено. А как помогали нам! И партийные, и профсоюзные, и комсомольские организации. Да, хозяйство у нашего клуба большое, Теперь ик нам приезжают за опытом. Здесь, в этих помещениях и на треке работают секции мотобола, мотогонок, ралли, автомногоборья, картинга, автомоделизма. Есть у нас коллективная радиостанция, два тира, лодочная станция. Культивируем, казалось бы, несовместимые для нашего южного города зимние соревнования — мотогонки по льду и автомобильные ипподромные. А в Николаеве, областном центре — там филиал нашего клуба — секции мотокросса, мотомногоборья, картинга, ипподромных и шоссейно-кольцевых мотогонок. Только в прошлом году мы провели 119 соревнований по программе Спартакиады, в которых приняло участие почти полторы тысячи человек. Одних мастеров спорта подготовлено двенадцать, я уж не говорю о разрядниках, На базе нашего клуба проводят тренировочные сборы сильнейшие автомобильные и мотоциклетные команды Украины, сборный коллектив страны по спидвею. В планах этого года множество соревнований районного, республиканского и всесоюзного масштаба. Но хватит цифр. Я тоже изучал опыт спортивной работы передовых организаций. И утвердился в мнении, что создание секций только в стенах клуба ограничивает поле деятельности. Мы поступаем иначе: наша опора — первичные организации. Мы и там создаем филиалы, концентрируем их силы на отдельных видах соревнований. Моделизм и картинг — на станции юных техников ив школах, автоспорт — в николаевскомавтопредлриятии № 14101 и Вознесенском 14111, мотобол — на мясокомбинач те, в колхозах имени Жданова, Кирова, совхозе имени Свердлова, «Сельхозтехнике» (всего в районе восемь команд). Спортсмены нашего клуба шефствуют над этими организациями, помогают им проводить соревнования. Хлопот, конечно, прибавляется, но иначе нельзя — к спорту должны приобщаться всюду». В этом, пожалуй, главное достижение николаевского комплексного клуба ДОСААФ . Его деятельность выходит далеко за территорию мототрека и других сооружений комплекса. Не случайно клуб объединяет около 3 тысяч человек, коллективными его членами являются 19 колхозов и совхозов, 20 предприятий. Именно сюда направляется значительная часть спортивной техники. Рассказ о клубе будет неполным, если не упомянуть о том, как записывалась эта беседа. День, проведенный вместе с начальником клуба, был обычным — таким же, как и многие другие из тех лет, которые он посвятил оборонному Обществу. Наш разговор то и дело прерывался: нужно было дать напутствия «ледовикам», отправляющимся на чемпионат Украины, принять «ипподромщиков», вернувшихся из Харькова с республиканских соревнований, и сделать выводы из их выступлений, обсудить с мотоболистами проблемы подготовки к сезону. Вместе с И. Урманом мы побывали у секретаря горкома партии А. Кушнаренко, где уточнялась программа спортивного праздника в честь XXV съезда КПСС. Словом, это был обычный день начальника клуба. Б. ПЕТРОВ, спецкор «За рулем» Николаевская область, г. Вознесенск 5