10
11
12
АВТОЛЮБИТЕЛЬНа этом «заседании» мы продолжим разговор, начатый в прошлом году («За рулем», 1975, № 2). Тогда В. В. Иванов, работник ОГК АЗЛК, рассказал об одном из вариантов оборудования автомобилей «Москвич» ремвямн безопасности. Первыми отреагировали на это выступление владельцы... «запорожцев»: а как быть им? Специалисты «Коммунара» подумали о потребителях своей продукции, и сегодня разработки для «запорожцев» предлагают заместитель главного конструктора завода А. И. ПАНЧЕНКО и инженер-конструктор В. И. КУДРЯВЦЕВ. Они дают подробные, можно сказать «фирменные» рекомендации для владельцев всех моделей ЗАЗ.Ремни безопасности на « З апорожце »Как оснастить «Запорожец» ремнями безопасности? Какие, типы ремней для этого подходят? Как найти точки крепления? Можно ли и если можно, то как поставить ремни на старую модель? Вот основные вопросы, которые беспокоят многих владельцев «запорожцев*. Разделим эти вопросы и постараемся внести в них, к ак говорится, полную ясность. Начнем с истории. С декабря 1969 года на средних стойках кузова и, соответственно, порогах и туннеле пола «запорожцев» появились заводские точки крепления ремней безопасности для водителя и переднего пассажира. Затем, с апреля 1973 года завод ввел «фирменные» места крепления ремней и для заднего сиденья. Посмотрите на рис. 1. На этой схеме хорошо видно, где искать вваренные специальные гайки, к которым и присоединяют ремни. Легче всего найти верхние точки для передних ремней. Они находятся на средних стойках и закрыты пластмассовыми заглушками. Нижние точки ищите на пороге пола и на туннеле, приподняв резиновые коврики. А на автомобилях, выпущенных в 1975 году (начиная с марта), даже в этом нет нужды. В ковриках на соответствующих местах сделаны вырезы. На рис. 1 обозначены и точки крепления ремней для заднего сиденья. Верхние — под обивкой на задних стойках. Их легко нащупать на той же высоте, что и резьбовые отверстия на передних стойках. Перед установкой ремней в этих местах нужно вырезать участки обивки диаметром 10—11 мм. Нижние места крепления — на заднем полу, под подушкой заднего сиденья. Когда снимете сиденье и спинку, — сразу заметите эти точки. Их резьбовые отверстия заклеены полиэтиленовыми пленками, чтобы в салон (если ремни еще не установлены) не попадали пыль и влага. Обратите внимание на такую деталь. До марта 1974 года заводские места крепления ремней имели резьбу М10, на более поздних машинах уже применена иная резьба (7/16 дюйма, 20 ниток на дюйм) со специальным профилем, как принято по мировым стандартам. 10Прйдояьнаяось . аВтомооиляРис. 1. Схема мест крепления ремней безопасности на автомобилях ЗАЗ—968 и «968А»: "1 — средняя стойка; 2 — задняя стойка; 3 — порог пола; 4 — туннель пола; 5 — задняя часть пола; 6 — поперечина пола. Стрелки указывают на точки крепления ремней. Рис. 2. Болт для крепления ремней безопасности на «запорожцах» выпуска 18691974 гг. 3Рис. 3. Так ставятся на «Запорожец» ремни РБ5Б и РБ6Б: 1 — точки крепления на туннеле пола (а — ремень для водителя, б — ремень для пассажира); 2 — точка на пороге пола; 3 — точка на средней стойке; 4 и5 — точки на задней части пола; 6 — точка на задней стойке.4в«М>в) Нв5«т^$Вид A11 вотг изФ9Резь6а7//В""%а*Ф12/ ^N гЧ.:ТЙ1Vьi9 ^к *3, W/ZJ 1V.32f1гГ"^юиРис. 4. Крепление ремней безопасности на ЗАЗ—965 и «965А»; 1 — точка на панели бокового окна; 2точка на полу; 3 — точка на кронштейне ручного тормоза.Проверьте, какая резьба на болтах купленных вами ремней и соответствует ли она резьбе во вваренных гайках крепежных точек. Ведь, заворачивая с силой не соответствующий гайке болт, вы рискуете непоправимо испортить гайку, а заменить ее не так просто. Для старой машины (до марта 1974 года) придется выточить специальные болты (рис. 2), отличающиеся резьбой от тех, которые входят в комплект. Материал их — Ст. 20 или более прочные сорта стали. Делать новую резьбу на штатных дюймовых болтах нельзя. Это неизбежно вызовет микротрещины специального покрытия болтов и опасно ослабит их. Итак, места крепления найдены. Какие же ремни нужно приобрести? Таллинское объединение «Норма» выпускает ремни безопасности типа РБ5Б для передних и РБ6В -для задних сидений «запорожцев». По конструкции ремни аналогичны тем, которые предназначены для «жигулей», «москвичей», «волг». Но различия все же есть: длина лямок, длина и конструкция жестких тяг замков передних ремней. Поэтому хотя их и можно приспособить, но нежелательно ставить на ЗАЗ ремни других моделей. На рис. 3 показано, как именно устанавливать ремни «Норма». Внимательно изучите этот рисунок, и у вас не будет проблем. Теперь о «запорожцах», не имеющих заводских точек крепления. Сначала 6 моделях «965» и «965А». На рис. 4 приведена схема и конструктивные разработки для оснащения передних сидений этих машин стандартными таллинскими ремнями РБ5Б. Как видите, верхняя точка крепления в этом случае помещается в передней части нижней панели бокового окна. Сначала изготовьте кронштейн 1 из Ст. 20. Снимите обивку боковин, разметьте по кронштейну и просверлите три отверстия: два крайних для болтов Мб, которыми эта деталь будет притянута к панели, и среднее, диаметром 12 мм—для болта крепления ремня. Затем кронштейн заводим внутрь, в межпанельное пространство, закрепляем там, как было сказано, двумя болтами и ставим обивку на место. Нижние точки — на специальных кронштейнах 2, которые надо сделать из такой же стали. Под тот, который сбоку, подложите снаружи автомобиля усилительную 2-миллиметровую пластину размерами 50 x100 мм. В резиновом коврике и полу разметьте и прорежьте отверстия. Соедините все детали болтами М8Х18 с соответствующими гайками и шайбами. Внутренний кронштейн монтируется на болты кронштейна ручного тормоза, которые следует заменить более длинными (на 34 мм). Такое расположение мест крепления позволяет использовать стандартные ремни РБ5Б. Понятно, что для переднего пассажирского сиденья все детали и работы по их установке аналогичны. Тот же принцип и те же конструктивные решения можно использовать при оборудовании ЗАЗ—966. Разница лишь в том, что межцентровое расстояние крепежных болтов кронштейна 3 (см. рис. 4) для этой модели должно быть 65 мм, а не 75 мм, как для ЗАЗ—965 и «965А». А есть ли еще какие-то, более совершенные способы оборудования старой машины узлами крепления ремней? Конечно, такие способы можно предложить. Но они требуют высококвалифицированных сварочных работ внутри закрытых полостей средних и задних стоек, вырезания в них окон для установки специальных деталей с гайками и последующего заваривания их, окраски этих обожженных мест и т. п. Это вполне по плечу СТОА, но весьма затруднительно для автолюбителя, оборудующего «Запорожец» своими силами. Поэтому мы привели здесь самый доступный ив то же время вполне надежный.12