Спасибоза«Электрон»!о мая 1975 года я на мотоцикле даже не сидел. Из всего двухколесного транспорта более или менее управлял только велосипедом. Но вот попал мне в руки журнал «За рулем» № 1 за 1975 год. А там статья «Вятка—3-электрон». Прочел. И стал копить деньги. Известно, у студентов лишнего рубля не бывает. Но мотороллер доступен и для нас. Применение электронного зажигания снизило цену на 30 рублей по сравнению со старой моделью. И заводится «Электрон» просто безотказно. Повысилась мощность. Бензина машина расходует на удивление мало. Согласно инструкции — 2,9 л/100 км, а практически очень часто выходит и того меньше. Все благодаря электронному зажиганию. Но это я узнал уже после. А купил мотороллер в мае. Вывел его из магазина. Заправил. Завел. Мотор работал как часы. Навыками вождения я овладел очень быстро: сам мотороллер помог в этом. Удобная посадка позволяет внимательно наблюдать за дорогой, не напрягаясь и не уставая. А очень низкий центр тяжести (у мотороллера двигатель ведь расположен гораздо ниже, чем у мотоцикла) делает машину устойчивой и достаточно маневренной. Знаменитые «восьмерки» на экзамене в ГАИ «крутить» на «Электроне» одно удовольствие. Благодаря тому, что колеса невелики, не надо прилагать к рулю больших усилий при маневрировании на высоких скоростях. Я не случайно говорю о высоких, ибо на хорошей автоЭти два письма пришли в редакцию одновременно. Их авторы — студент из Свердловска С. Белкин и рабочий из Гурьева А. Бакалдин — делятся мнениями о мотороллере «Вятка—3-электрон». «Обидно видеть, — пишет свердловчанин, — что многие мотолюбители совершенно необоснованно относятся к мотороллерам как к игрушке». «Хочется от всей души поблагодарить работников вятско-полянского завода, — поддерживает его А. Бакалдин, — за созданную ими модель «Электрон» и пожелать дальнейших творческих успехов». Учитывая и другие многочисленные отзывы владельцев мотороллеров «Вятка—3-электрон», в общем положительно оценивающих эту модель, предлагаем вниманию читателей сообщения об эксплуатации машины при коротких поезДках ив дальнем путешествии. страде скорость 80—86 км/час (где это разрешено) вполне реальная величина. Главное достоинство мотороллера я проверил на себе, когда в ненастную погоду приезжал в институт в чистом костюме. Каким бы ни был мокрым асфальт, на тебя не попадет ни капли брызг из-под колес. Вот тут-то по-настоящему оценишь строку из инструкции: «Мотороллер очень удобен для деловых и прогулочных поездок». Пришел выходной. Кто куда, а я на мотороллер — и в лес. Конечно, по сравнению с автомобилем мало комфорта. Но зато березовую рощу видишь не через пыльное стекло, и пахнет не раскаленным металлом и синтетикой, а душистой хвоей и нагретой солнцем травой... А как хорошо ездить по ягоды! И нет необходимости оставлять свою машину у обочины. Прибавил «газу» — и в лес (если не запрещено). Переезжаешь от одной поляны к другой, а корзина все полнее. Ничего удивительного — ведь принудительное охлаждение «Электрона» позволяет долгое время двигаться на низших передачах, не опасаясь перегреть двигатель. А в лесу только это и нужно. В общем, я думаю, совершенно напрасно бытует мнение о том, что на мотороллере нельзя совершать туристские поездки из-за его низкой проходимости. Ведь он не пройдет только по колее грузовой машины на проселочной дороге. А луг, подсохший «грейдер», лесная почва, густо усыпанная хвоей, — прекрасная дорога для «Электрона». Попутно хочется сказать, что, если бы в продаже имелись шины не только с гладким, «асфальтовым» протектором, но ис рисунком повышенной проходимости, приверженцы мотороллеров бы> ли бы только благодарны. Отрадно отметить, что. с обычными покрышками, как и вообще с запчастями, по крайней мере по моему опыту, дело обстоит хорошо. Практически в любом специальном магазине можно купить нужную деталь. И стоит она, как правило, недорого. Это, безусловно, один из привлекательных моментов. Есть у моего «друга» и слабые места. А виноваты в них производственники. Низко качество покраски. Даже с новой машины эмаль отваливается кусками. Создается такое впечатление, что краска положена на металл без соответствующей подготовки. Некоторые знакомые мотолюбители жалуются на плохую изоляцию электропроводки. Недостаточна прочность шпилек, на которых крепятся генератор и болты заднего колеса. И те и другие иногда срезаются, Вот, пожалуй, и все основные недостатки. Думаю, что устранить их легко. Наступил летний сезон. С моей точки зрения правильнее будет назвать его мотосезоном. Перед многими встанет вопрос, какую двухколесную машину приобрести. Я скажу: замечательный мотороллер выпускает вятскополянский завод. Покупайте «Электрон», не пожалеете! С. БЕЛКИН г. Свердловск Схема переделки системы освещения на 12 вольт: 1 — генератор; 2 — катушки освещения; 3 — выпрямитель. Д] — Д» — диоды Д-246; R — резистор 3 ома; В, и Ба — штатная и дополнительная батареи.Десной прошлого года я приобрел мотороллер «Электрон». На нем мне удалось совершить увлекательную, как и обещала инструкция, туристскую поездку по территории шести республик. Пробег протяженностью 10 тысяч километров был посвящен 30-летию Победы над фашистской Германией, маршрут пролегал по местам боевой славы. Мой «Электрон», прямо скажем, не «чихнул» ни разу, только пищу (бензин с маслицем) подавай ему вовремя. А расходовал он ее удивительно экономно. В период подготовки нас с товарищем (он ехал на мотороллере «Турист») многое беспокоило. Во-первых, какой оптимальный для обеих машин выбрать ражим движения — ведь они разного класса; во-вторых, мы не нашли некоторых запасных частей; в-третьих, беспокоились, как проявят себя изменения, которые я сделал на своем «Электроне» (о них расскажу ниже). Не было у нас уверенности, что машины с довольно большим багажом, по 50 кг на каждой, смогут нормально работать в разных климатических условиях — в Прибалтике ожидались частые дожди, а в Казахстане очень жаркий и сухой воздух. Особую заботу вызывала электроника моего мотороллера, о которой толком еще ничего не знали. Все наши тревоги оказались напрасными. Никакого ремонта делать не пришлось. Мне кажется, что после небольшой работы по улучшению некоторых узлов мотороллера его смело можно аттестовать на Знак качества.ВТеперь о собственных переделках. Для упрочнения багажника, которому пришлось нести большой груз, я окантовал его снизу стальной трубкой диаметром 10 мм. Чтобы задняя цепь меньше изнашивалась, уплотнил крышки кожуха резиновыми 3 прокладками и залил в него 250 см гипоидной смазки. Работая в герметичной масляной ванне, цепь практически не изнашивается, так как не подвергается абразивному износу и всегда отлично смазана. В этом я убедился еще на предыдущей моей «Вятке», где за пять лет после 49 тысяч километров пробега цепь еще оставалась вполне пригодной для дальнейшей работы. Поскольку нам предстояло много ездить по городам н оживленным дорогам не только днем, но ив темное время суток, я решил усилить свет указателей поворота, стоп-сигнала н фары, а также громкость звукового сигнала, переведя их на питание постоянным током напряжением 12 воль^т. Для этого установил вторую батарею и собрал выпрямитель на диодах, как показано на схеме. Реле указателей поворота — РС-57В и звуковой сигнал заимствовал у «Туриста». Все лампы поставил 12-вольтовые: в фару 21 + 50 ев, в фонари указателей поворота — 21 ев сзади и6 ев впереди. Все остальное, включая, конечно, систему зажигания, оставил без изменения. Тем, кто заинтересуется переделкой, готов сообщить подробности и даю свой адрес: 465016, г. Гурьев, ул. Ленина, 138, кв 34г. Гурьев А. БАКАЛДИН27