14
15
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 14—21Право быть водителемС 1 июня 1976 года в нашей стране вводится в действие новое «Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами». В нем нашел отражение тот рост требований к профессиональной подготовке водителей, проведению экзаменов и даже самому процессу выдачи водительских удостоверений, который был продиктован самой жизнью, небывалыми темпами автомобилизации, повышением интенсивности движения на улицах и дорогах страны. Прежняя система, сложившаяся еще в тридцатые годы и затем несколько мо ­ дернизированная, усовершенствованная, готовила, так сказать, универсального водителя. Он имел право работать за рулем почти любого автомобиля. Это было несложно, ибо на заре отечественного автомобилестроения выпускались машины всего нескольких марок, к тому же приблизительно одного класса. Ныне наш автомобильный парк не только неизмеримо вырос количественно, он кардинально изменился качественно, это сложное, многообразное хозяйство. Сейчас знать и уметь все на автотранспорте стало практически невозможным. Совсем разные навыки и приемы вождения требуются при управлении микрогрузо ­ виком, сочлененным автобусом или тяжелым многозвенным автопоездом. Я уж не говорю о малолитражке. Но до последних дней таксист, к примеру, имел право пересесть за руль автопоезда почти без всякой переподготовки. Надо ли доказывать, что в нынешних сложных условиях движения трудно ожидать от такого водителя высокой эффективности в работе, максимальной безопасности. Для этого водитель должен превосходно знать не автомобиль вообще, а устройство и особенности именно той машины, на которой он собирается работать, условия именно ее правильной и безопасной эксплуатации. Это и предусматривается, в частности, новым Положением. В прежние годы довольно снисходительно мы относились ик весьма поверхностным знаниям владельцев индивидуального транспорта. Полагали, что из-за малочисленности они не могут ощутимо ухудшить условия движения на дорогах общего пользования. Однако и эти дни миновали. Машины для продажи населению теперь выпускаются миллионами, автомобиль и мотоцикл стали без преувеличения предметом «ширпотреба». Только за годы минувшей пятилетки населению было продано более 5,7 миллиона легковых автомобилей и мотоциклов. Такими же быстрыми темпами растет и армия шоферов-любителей имо ­ тоциклистов. За один 1975 год она пополнилась полутора миллионами новичков. Причем 625 тысяч готовились к экзаменам самостоятельно, «в домашних условиях», не получая систематических знаний, заучивая лишь самое необходимое. О низком уровне подобной подготовки свидетельствует тот факт, что почти половина «заочников» оказалась не в состоянии сдать экзамен в Госавтоинспекции с первого раза. Все это не может не отражаться на безопасности движения. Вот статистика: если из каждой тысячи дорожно-транспортных происшествий, совершенных профессиональными водителями, только 5 случается по неопытности, то среди владельцев собственных автомобилей — 86. Одним словом, ясно, что назрела настоятельная необходимость в улучшении подготовки и тех, к о ­ го мы до сих пор называли автолюбителями. Чем же отличается новое Положениеот старого? Расскажем о главных его особенностях. Теперь будут готовить не водителейпрофессионалов вообще, а водителей определенной категории транспортных средств по соответствующим учебным программам. Таких категорий установлено девять, им присвоены литеры от «А» до «Е», а также наименования — «водитель трамвая», «водитель троллейбуса», «водитель мотоколяски» и «водитель мопеда». Поэтому и на экзаменах в Госавтоинспекции надо продемонстрировать умение управлять (выполнять предусмотренные программой маневры) транспортным средством «своей» категории (исключая трамваи и троллейбусы). Д аи члены экзаменационных комиссий ГАИ должны иметь водительские удостоверения на право управления теми машинами, по которым" они будут проводить теоретический и практический экзамен, Если водитель впоследствии захочет получить отметку, разрешающую управлять машинами другой категории, порядок присвоения новой квалификации будет зависеть от той, что уже есть у него. Для приобретения более высокой квалификации («В» по отношению к «А», «С» — к «А» и «В» и так далее) необходимо пройти дополнительное обучение, представить официальное свидетельство об этом и сдать теоретический и практический экзамен в ГАИ. Для получения права управлять транспортным средством низшей категории специального обучения не требуется, достаточно сдать лишь практический экзамен по вождению (по теории такой водитель экзаменуется лишь тогда, когда он не управлял автомобилем более одного года). Введены дополнительные требования к водителям, выполняющим особо ответственную работу — перевозку пассажиров. Например, водители трамваев, троллейбусов и автобусов после перерыва в работе от 6 до 12 месяцев должны пройти обязательную стажировку продолжительностью не менее 20 часов. Такую же стажировку в практическом вождении они обязаны пройти и при переходе на другие марки трамваев, троллейбусов, автобусов. Автомобилями «такси» теперь разрешено управлять водителям не моложе 20-летнего возраста. Предусмотрен случай выдачи водительских удостоверений и лицам, не достигшим совершеннолетия. Это относится к оканчивающим средние школы, где преподается автодело. После успешных экзаменов в ГАИ они сразу получат водительские удостоверения, но в графе «Особые отметки» будет указано, что их права обретают силу с даты, когда владельцу исполнится 18 лёт. Повышены требования к подготовкеНА АОРОГАХ ВСЕГОГДР. Согласно действующимправилам дорожного движения , н аулицах городов скорость ограничена до 50 км/час независимо от характера , значимости дороги и района. Для лучшего обеспечения безопасности водителей, д вижущихся по главным дорогам, внесено предложение установить максимальную скорость на второстепенных дорогах впределах30 — 40 км/чао. ПОЛЬША. По инициативегазеты «Жиче Варшавы » в столице республики создан отряд автомобилистов и мотоциклистов, к оторые добровольно патрулируютнасамыхоживленных дорогах. П ри несчастных случаях они оказываютпервуюпомощьпострадавшимипринимают не14 обходимые меры . Все члены отряда окончили специальные курсы, н акоторых приобрели знания по основам первой медицинской помощи, а такжетехническиеиправовые . После этого каждый Получил специальную аптечку, удостоверение и значок. Сейчас в отряде 350 человек. АНГЛИЯ. Проведено исследование по опр еделениюскоростейдвижения трансп ортныхсредств очевидцами дорожныхпроисшествий : водителями, пассажирами, посторонними наблюдателями . По мат ериалам лондонской полиции было проа нализированосвыше 850 дорожных происшествий. В ыявиласьследующая 'закон омерность : водители в основном недоо ценивалискоростьдвижения , пешеходы — наоборот. П ассажиры , к акправило , н азывали ту жевеличину скорости, ч тои водители, с которыми они ехали, США. О рганизациядвиженияна городс кихпересеченияхв одном уровне приобрела особую важность . На нихв Амер икесейчас происходит около половины всех происшествийвнаселенных пункт ахи более трети задержекдвижения . Для решения вопроса, в частности, предл агается отводить длялевых поворотов на перекресткахдополнительные полосы иуправлятьдвижением посредством спец иальных сигналов светофоров , водителей автомобилей и мотоциклов индивидуального пользования. Все они являются равноправными, как и равноответственными, участниками движения, а потому и не могут иметь никаких скидок. Теперь, чтобы получить удостоверение на право управления транспортным средством любой категории (кроме мопеда), необходимо пройти обязательное обучение на курсах или в автошколе. Прекратил существование сам термин шофер-любитель. Вновь разрабатываемая программа подготовки водителей автомобилей с разрешенным максимальным весом до 3500 кг и числом сидячих мест не свыше восьми (категория «В») будет единой и для профессионалов и для владельцев личных машин, они будут сдавать и одинаковый экзамен. Тут следует оговориться, что эти правильные требования нового Положения не везде еще, к сожалению, практически выполнимы. Пропускная способность автошкол, учебных комбинатов, курсов ДОСААФ не всегда успевает за быстрым ростом числа индивидуальных машин. Поэтому там, где пока еще не создана материально-техническая база для такого обучения всех желающих, по решениям Советов Министров союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомов, как временное исключение, будет допускаться и самостоятельная подготовка к экзаменам. Но в этом случае в водительском удостоверении будет стоять штамп «Без права работы по найму». Такая же отметка будет ив удостоверениях выпускников учебных организаций, если состояние их здоровья не отвечает соответствующим медицинским требованиям. Они смогут управлять только собственной машиной. Разрешено сдавать экзамены на право вождения машин категорий «А», «В» и «С» без обучения в автошколах всем окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение по автомобильной или тракторной специальности. О новой классификации транспортных средств по категориям уже рассказывалось в журнале. Удостоверения нового образца с соответствующими отметками в графах «А», «В», «С», «D», «Е» или штампом в графе «Для особых отметок» (трамвай, троллейбус, мотоколяска, мопед) выдаются уже не первый год. В дальнейшем будут заменены и старые, но это вопрос не одного дня, и миллионы шоферов до замены будут работать с прежними «правами». В зависимости от классности им будет разрешено управлять транспортными средствами соответствующих категорий. За шоферами третьего класса закрепляется право работы на автомобиляхкатегорий «В» и «С». Шоферы второго класса помимо этого могут управлять и Машинами категории «D», а первого класса — и категории «Е». Все имеющие удостоверения водителя трамвая, троллейбуса, мотоколяски, мопеда могут управлять только «своим» транспортным средством. Напрашивается вопрос: как быть, если шофер третьего класса работает на автобусе или водит тягач с прицепом? Таким водителям старые «права» должны быть заменены единым водительским удостоверением с разрешающей отметкой в категориях «В», «С» и «D» или «Е» без экзаменов. В новых удостоверениях классность водителя указываться не будет. Это, конечно, не значит, что многоопытные мастера своего дела теряют определенные льготы перед новичками. Присваивать и повышать класс (третий, второй, первый) будет администрация автотранспортных предприятий. Служба Гос• автоинспекции этими вопросами не занимается. Она только дает разрешение на управление транспортными средствами той категории, по которой водитель сдал теоретический и практический экзамены. Водительские удостоверения старого образца не имели ограничений в сроке действия. В отличие от них, новые удостоверения на право управления любыми категориями транспортных средств действительны в течение 10 лет со дня их выдачи, после чего подлежат замене. Порядок замены старых и новых удостоверений таков. Работающим водителям и индивидуальным владельцам машин, не имеющим за последние 12 месяцев нарушений Правил дорожного движения, «права» заменяют без экзаменов — при предъявлении справки о медицинском переосвидетельствовании. Лица, не управлявшие транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, держат теоретический и практический экзамены. При наличии в талоне предупреждений действующих компостерных просечек водительские удостоверения будут заменяться только после сдачи теоретического экзамена. Для контроля за соблюдением скоростных режимов движения водителями со стажем менее двух лет при замене удостоверения в новом будет проставляться дата выдачи прежнего. После экзаменов медицинские справки и экзаменационные карточки, хранившиеся прежде в ГАИ, теперь будут возвращаться водителям. Следует беречь их на случай получения дубликата, если удостоверение будет утеряно, а такжезамены водительского удостоверения по прошествии 10 лет. Насколько готова служба ГАИ обеспечить выполнение требований нового Положения? В журнале уже писалось о том, что в стране повсеместно созданы регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ для улучшения работы по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений. Эти подразделения оснащаются современной аппаратурой и машинами с двойным управлением. Пионером в создании высокопроизводительных современных приборов и установок по приему экзаменов является коллектив кировского электромашиностроительного завода им. Лепсе, где за два последних года изготовлено около 100 комплектов такой аппаратуры, получившей название «Вятка». Она позволяет в йесколько раз ускорить прием теоретических экзаменов, исключает субъективизм в оценке знаний. В ряде городов построены или строятся автодромы и площадки для проверки практических навыков вождения. Они очень нужны. Впервые Положением предусматривается выполнение определенного перечня маневров, обязательных для каждого сдающего практический экзамен, сначала на автодромах и площадках, после — на дорогах. Работа по новому Положению потребует не только мобилизации усилий службы ГАИ. Она определяет соответствующие изменения в действующих программах и обучении водителей. Многое предстоит сделать для расширения сети школ и курсов по подготовке водителей собственных автомобилей и мотоциклов. В значительной степени это зависит от того, как министерства и ведомства будут развивать учебную базу, где подготовку могли бы получить все же ­ лающие. Достаточными возможностями для этого располагают ДОСААФ , министерства автомобильного транспорта союзных республик, профессионально-технические учебные заведения. Важную роль могут сыграть средние общеобразовательные школы, добровольные общества автомотолюбителей и другие ор ­ ганизации. Новое Положение ориентирует всех на качественные изменения в подготовке водительских кадров, что, несомненно, будет способствовать успешному выполнению задачи дальнейшего повышения безопасности движения, поставленной XXV съездом КПСС в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы». С. ЗАЙЧИКОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД СССР, полковник милицииФИНЛЯНДИЯ. Разработан новый вид шипов для автомобильных покрышек. Они могут перемещаться в небольших гильзах, запрессованных в шине, занимая затем под действием упругого каучука прежнее положение. Если обыкновенный шип оказывал на дорогу давление 25 кг/см2, то новый — лишь 8—10. В результате не повреждается дорожное покрытие, да и сами шипы служат значительно дольше. ФРАНЦИЯ. Готовится издание новых правил дорожной сигнализации, которые разработаны на основе международных рекомендаций. Правила будут состоять из следующих разделов: общие положе-ния; знаки, предупреждающие об опасности; знаки, относящиеся к пересечениям и преимущественному праву проезда; предписывающие знаки; указательные знаки; световые дорожные сигналы; разметка проезжей части; временные знаки. ФРГ. Постоянный контроль за спидометром, чтобы поддерживать на длинном пути скорость автомобиля в определенных границах, утомляет и рассеивает внимание. Фирма «Порше» приступила к оснащению своих автомобилей электронным регулятором скорости, фиксирующим ее в пределах от 40 до 180 км/час. Регулятор выключается автоматически, когда водитель нажимает на тормоз. 15