«джип-ш»Запрограммированное старениеВ 1961 году американский журнал «Бизнес Уик» опубликовал сенсационную статью, которая вызвалаживейший отклик на страницах многих автомобильных журналов мира, в том числе и «За рулем» (1961, № 8, стр. 31). Она наз ывалась «Планомерный «обсолесенс» — одна из наиболее странныхи примечат ельных тайн Детройта». Авторитетный орган американских деловых кругов утверждал, что промышленники Детройта, преследуя цели дальнейшего расширения сбыта, « з аинтересованыввыпускетаких автомобилей, к оторыекакможно скорее оказались бы на складе металлолома». Поэтому они щедро финансируют научно-исследовательские работы, нап равленные на внедрение «планомерного, не отпугивающего покупателей резкими проявлениями, но ив то же время неизбежного, гарантированного... обсолесенса». Этот термин заимствован у древних римлян и имеет в своей основе латинскийкорень , которым они обозначали такие понятия, к ак «устаревание», «изнашивание», «безвременное окончание жизненного срока». В современной же американскойтрактовке это не что иное, как... у мышленное , запланированное, з аложенноев самой конструкции машин такое укорочениесрока их службы, которое обеспечивало бы постоянное обновление рыночного спроса на этот вид продукции. Откровения «Бизнес Уик» в ызвалив свое время немалый переполох в делов ых кругах, и не только заокеанских . Появились на свет инспирированные автомобильными концернами статьи и публикации, где неизменно отвергались упреки в существовании «обсолесенса», к оторый был объявлен чуть ли не «плодом воспаленного воображения недоброжелателей». Но... Прошло 15 лет, а проблема прод олжает волновать умы . Причину этого понять нетрудно — т ехника идет вперед, ф ирмы предлагают потребителям самые разнообразные конструктивные усовершенствования , а срок службы машин не только не сохраняется на прежнем уровне, но и имеет выраженную тенденцию кдальнейшемусокращению . В докладе американской Ассоциации предпринимателей по производству зап асных частей, опубликованном в 1975 году, у казанок примеру, что свыше половины всех автомобилей, н аходящихсявэксплуатации на дорогах США, страдает серьезными техническими неполадками. В Англии ежегодно приходится заменять из-за прогара или коррозии до 7 миллионов выпускных труб. А в ФРГ дело дошло до того, что подозревать фирмывумышленно планируемом, заложенном в самой конструкции или технологии производства быстром износе их продукции стали уже не просто покупатели, а правительственные органы. 8 Бонне перед Комиссией по экономическим исоциальнымизменениям недвусмысленно поставлена задача — выя вить , почему выпускаемыевстране автомобили не обладают «сроком службы, соответствующим общему, достигнутому сейчас уровню развития техники», и не имеет ли тут места «обсолесенс» по амер иканскому образцу. Ревностно интересуются этим вопросом и АДАК — Всеобщий германский автомобильный клуб, и Союз работников технического надзора, и так называемое Общество ответственного хранения автомобилей. В этих условиях некоторые автомоб ильныефирмы пытаются создавать модели-«долгожители», поднимая вокруг них рекламную шумиху и усиленно подчеркивая, с коль дорого обходится каждое мероприятие, н аправленное на продление срока службы. Экономисты нефтяного концерна «Дойче Шелл» в своем прогнозе на 1990 год. п редсказывая значительный рост автомобильного парка, пессимистически отмечают, что ик тому времени «едва ли удастся существенно увеличить срок службы машин , поскольку этому препятствует все возрастающая восприимчивость покупателей и повышение цен». Создается впечатление, что рекламаи прогнозы подобного рода, к роме своего прямого назначения , и меют еще и своео бразный подтекст — смотрите, мол, о каком тут еще «обсолесенсе» м ожет быть речь? Просто, «долгожительство» автомобиля чересчур дорого стоит. Этот довод уже много лет сохраняетсякак основной в системе долговременной оборон ы концернов против «несправедливых нападок», и, таким образом, сам является «долгожителем». Правда, не такимуж дорогостоящим. Порой, впрочем, меняющ аясяконъюнктурарынка диктует автомобильным магнатам и другие решения, к оторые уже сами по себе объективно ставят подобные доводы под сомнение. А мериканский концерн «Дженерал Моторс», например, рекламируя свою новую модель «Шеветт», предназначенную для производства на его дочерних предприятияхв Европе, Австралии, Японии и Южной Америке, подчеркивает, что кузов этой машины будет обладать особой противокоррозионной устойчивостью, достигаемой весьма сложным по технологии методом предварительной обработки, установкой отд ельных панелей из оцинкованной стали и применением разнообразных мастик, грунтов и других защитных материалов. Но, позвольте, — речь ведь идет о... малолитражке с двигателем рабочим объемом до 1300 см 3и соответственно низким расходом топлива! Выходит, значит, м ожновыпускать недорогие автомобили с достаточно длительным сроком службы? « З апрограммированы ли выпускаемые сегодня машины на преждевременную смерть?» — под таким заголовком публикует объемистую статью западногерманский журнал «Ауто Мотор унд Шпорт». Подобный вопрос нередко можно встретить и на страницах других автомобильных исурналов — английских, японских, и тальянских . Ответ же на него содержится в самой природе капитализма. Как известно. целью капиталистического производства является прежде всего извлечение максимальной прибыли. Так что и «обсолесенс» тут — н езависимо от того. удается ли порой поймать виноватых за руку или нет, — в общем порядке вещей.Производственная программа америк анскойфирмы «Джип» в 1976 году поп олнилась новой моделью — «КЖ7». Теп ерь общее количество легковых автомобилей повышенной проходимости, вып ускаемыхфирмой , достигло одиннадцати. Семейство «КЖ» (этот индекс был ему присвоен в 1952 году) п редставляет собой дальнейшееразвитие известной по минувшей войне модели «Виллис-МБ». Новый «Джип-КЖ7» унаследовал от нее трехступенчатую коробку передач (теп ерьссинхронизаторами на всех ступенях), з ависимую рессорную подвеску всех колес, гипоидные главные передачи, ж есткуюраму коробчатого сечения, л егкийоткрытый кузов без дверей. Современный «Джип-КЖ7» может быть оснащен одним из трех двигателей: 100 л. с. (6 цилиндров,3 3803 см 3 ). 110 л. с. (в цилиндров, 4229 3 см ) или 150 л. с. (8 цилиндров. 4983 см ). За дополнительную плату завод ставит автоматическую трансмиссию и систему «Куад-Трак» («За рулем», 1975, № 8) постоянного привода всех колес со встроеннымвраздаточную коробку самоблокирующим межосевым дифференциалом. Из конструктивных особенностей «Джипа-КЖ7» надо отметить защитные поддоны под картером двигателя и бензобаком, к репление запасного колеса на откидывающемся вбок кронштейне, травмобезопасную рулевую колонку, противоугонное устройство, объединенное сзамкомзажигания . Новая модель можетпоставлятьсякакв стандартной комплектации, т акив специальной. Последняя включает 15-дюймовые низкопрофильные шины, к ованые , и з алюминиевого сплава колеса, дугу безопасности, р езиновые вставки вдоль кромок колесных проемов. Маш инаокрашиваетсяв один из 12 цветов. «Джип-КЖ7» весит 1236 кг и развивает (в зависимости от установленного ёвигателя) скорость 120 —140 км/час. аза машины — 2370 мм, колея — 1308 мм (спереди) и 1270 мм (сзади). Габарит: длина — 3760 мм, ш ирина — 1742 мм, высота — 1717 мм. Довольно мал для автомобиля такого типа дорожн ый просвет — 175 мм (как у «Москвича—412»). Семейство «КЖ» включает еще две модели, п оявившиесянесколькими годами ранее . От «КЖ7» их отличает главным образом величина базы (2120 мм у «КЖ5» и 2630 мм — у «КЖ6») и длина.33