СПРАВОЧНАЯЦЕНА ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЖИГУЛЕЙ»В. Костриков из Казахстана , В. Гурлей из Кишинева, д ругие читатели просят объяснить , почему их затраты на обслуживание «Жигулей» на СТОА превышают сумму, которая приведена встатье «Позади сто тысяч», о публикованнойвфевральском номере «За рулем». К. Семенихин из Тулы просит уточнить цену на амортизаторы. В названной статье приведена только цена работ, п еречисленныхв том или ином талонесервиснойкнижки . Цена материалови деталей, ф актически использованных при обслуживании, указыв ается отдельно вдокументе (счете, заказе-наряде. к витанциии т. п.), по которому производится Ъасчет со станцией . Для справоксообщаем действующие ныне ценыи требуемое обычно количество основныхдеталейиматериалов : фильтр воздушный — 3 руб., фильтр масляный — 4 руб., масло моторное М-10Г — 2 руб. 70 коп. (3.75 литра), масло трансмиссионное ТАд-17 — 1 руб. 14 коп. (1,5 литра), т ормознаяжидкость «Нева» — 1 руб. 05 коп. (0,3 литра), охлаждающая жидкость ТОСОЛ-А40 — 5 руб. 47 коп. (9,6 литра), с мазка ЛИТОЛ-24 — 29 коп. (0,14 кг). Р асход некот орыхматериаловвзависимости от фак ­ тически выполняемой работы может отличаться от приведенного здесь. Так, если охлаждающуюжидкостьменять не требуется, то для восстановления ее уровня может понадобиться всего 0,51 литр. Цена переднихизадних амортизаторов — соответственно 16 и 15 руб. з а штуку.завода в приведенном примере правильны. Сейчас встранесуществует довольно широкая сеть специализированных автоц ентровистанцийобслуживания , оснащенных оборудованием, специальными приспособлениямииинструментом , необходимым для обслуживанияи ремонта автомобилей ВАЗ. Возросла и квалиф икацияработниковстанций . При самос тоятельномжеобслуживании автомобиля возможны ошибки, к оторые могут привести кпреждевременному выходу из строя отдельных деталей. В этих случаях завод не несет ответственности за состояние машины . Поэтому усл овиягарантии на автомобили ВАЗ были изменены : одним изпунктов их стало обязательное проведение технического обслуживания после установленного пробега на одной из станций. В противном случае владелец автомобиля лишается права на гарантию . В свою очередь, спецавтоцентры и СТО объединения «АвтоВАЗ» г арантируюткачество работ: по техническому обслуж иванию по талонамсервиснойкнижкив течение 10 суток или 1тысячи килом етров пробега. Т акиежегарантии уст ановленыи на текущийремонт автомобиля, а грегата или узла . Качество капитальной окраски кузова гарантируется в течение трехмесяцев , а капиталь ­ ного ремонта агрегатов — в течение шестимесяцев или 10 тысячкилометров пробега. Может случиться, что в период гарантии возникнут какие-либо неисправности, с вязанныесвыполненными работами. Тогда они устраняются автоцентр ом или станцией , в ыполнявшими их, б есплатнои вне очереди, но только в том случае, если владелецмашины не пытался что-либо сделать своими силами. При нарушении этого условия гарантия на выполненные услуги аннулируется, а неисправностиустраняютсяв обычном порядке .ОФОРМЛЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯКак и где оформлять туристские путешествия на автомобилях и мотоциклах? Где приобрести путеводители имаршрутные схемы? Эти вопросы задают нам В. Черепнин с Сахалина, А. Борщев из Приморья и другие читатели. Отвечает работнин Центрального совета по туризму иэкскурсиям Г. Котов. В ладельцы автомобилей имотоциклов , желающие путешествовать на своем транспорте, могут оформить походы всоответствующихреспубликанских , к раевых или областныхсоветах по тур измуиэкскурсиям или городских клубах туристов , в большинствеиз котор ых работают секцииавтомототуристов . Те, кто оформитпутешествияв соответствии сдействующими « П равилами организации и проведения самодеятельных туристских походов ипутешествий на территории СССР», имеют возможностьпосле их окончанияполучить соответствующие спортивныеразряды по туризму (см. «Единую Всесоюзную спортивную классификацию » ) . Путевым документому организованн ых туристов является «Маршрутный лист» (форма № 3 Тур), в ыдаваемый для путешествий прощеIкатегории сложности, или « М аршрутнаякнижка » (форма № 5 Тур), д ающаяправо на совершениепутешествий I—V категорийсложности . Выдаче «Маршрутной книжки» или «Маршрутного листа» предшествует проверка подготовленности группык путешествию в туристских маршрутноквалификационных комиссиях (МКК), созданных различными организациями, в том числе обществами автомотолюбителей, п ритуристскихсекцияхи клубах по согласованиюссоответствующим советом по туризму и экскурсиям. Такие проверкипредставляют собой беседы членов МКК сучастниками готовящ ихся походов ирассмотрение «Заявочной книжки » (форма № 4 Тур), к оторуюгруппапредъявляетвкомиссию . В «Заявочную книжку» вносят сведения о составе, в ыбранноммаршруте , сроках проведения, снаряжении, з апасных час тяхиремонтном наборе, н аличии мед ицинскойаптечкии т. п. МКК, к роме того, в случае необходимости консультируетгруппуо сложностях выбранного маршрута, рекомендует литературу, следит по сообщениямо маршрута о прохождении его группой , заслушивает отчет опутешествияхи принимает решения о присвоении разрядов. Если библиотека клубатуристов не располагает необходимыми изданиями для разработкимаршрута , р екомендуем обращаться в магазин, высылающий литературу почтой, по адресу: Москва, Е-116, ул. Э нергетическая , 8, магазин № 104 «Глобус».ЗАВОДЫ-ВЕТЕРАНЫ«Меня интересует, — пишет Ю. Фон арев из Кинешмы , — с колько заводов, н ачавшихпроизводство автомобилей в конце прошлого века, дожили до наших дней». Из заводов — п ионеров автомобилестроения, начавших выпуск машин еще в XIX веке, с охранили прежний проф иль до настоящеговременименее полутора десятков. Приводим перечень их (в современномименовании ) с указани ­ ем года началапостройки автомобилей: АВЭ (ГДР) — 1898, «Даймлер-Бенц» (ФРГ) —• 1886, «Дэймлер» (Англия) — 1896, «Олдсмобиль» (США) — 1897, «Опель» (ФРГ) — 1897, «Пежо» (Франция) — 1890, «Рено» (Франция) — 1899, «Санбим» (Англия) — 1899, «Скания-Вабис» (Швеция) — 1897, «Татра» (ЧССР) — 1897, «Торникрофт» (Англия) — 1896, «Уайт» (США) — 1899, ФИАТ (Италия) — 1899.ГАРАНТИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «АвтоВАЗ»Многие наши читатели, владельцы «жигулей», просят объяснить, пра. вильно ли поступают на станциях обслуживания ВАЗа, отказывая в гарантийном ремонте автомобиля, если владелец машины сам провел ее обслуживание. Мы обратились за разъяснениями на Волжский автозавод, и в ответ нам сообщили, что действия представителейВМЕСТО ВТУЛОКШАРИКОВЫЕ ПОД!!«Некоторые владельцы ижевских мотоциклов заменяют втулки в узле крепления задней вилки шарико ­ выми подшипникамии очень довольны результатами. Р асскажите , пожалуйста, к ак это делается», — просит В. Костровой из Хабаровска. Приводим способ переделки вилки, описанный вкниге «Ижевские мотоциклы» под редакцией Г. Л . Писарева (изд. «Удмуртия», Ижевск, 1974). В снятой иразобраннойзаднейвилкерастачивают диаметром 31,958—31,983 мм (32Нп) на глубину 26,00—26,28 мм посадочные места для подшипникови изготовляют две упорные шайбы6 (см. рисунок) и распорнуювтулку 3. Эту втулку вставл яютв вилку, з апрессовываютс обеих сторон по два шарико ­ в ыхподшипника 201, кладут нанихфетровыесальники5изакрываютупорнымишайбами 6. В подшипники набивают конс истентнуюсмазку ЛИТОЛ-24 или ЦИАТИМ-201, к оторую затем меняют по мере надобности.В илкасподшипниками : 1 — в илка ; 2 — ось; 3 — р аспорная втулка; 4 — п одшипники 201 (20X32x12); 5 — ф етровый сальник; 6 — у порная шайба; 7 — ш айбараспорной втулки.38