Снимок из (1896 год).архиваМ. П. ДмитриеваПомещение, где прежде находилась каретная мастерская Фрезе (снимок 1976 года). Стационарный керосиновый двигатель завода Яковлева (из энциклопедического словаря 1893 года). Петербургом. Окончив в 1875 году морское училище, служил на флоте ив 1883 году уволен в запас. Судя по проспекту нижегородской выставки 1896 года, опыты с двигателями внутреннего сгорания Яковлев начал в 1884 году, а через семь лет после этого основал завод по их производству. В. Н. Беляев. Между прочим, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1893, том 19) в разделе «Двигатели» можно прочесть: «В Петербурге существуют два завода, Лангезипена и Яковлева, приготовляющие в большом количестве двигатели, которые были выставлены на всех выставках в Петербурге и Москве». Там же — рисунок мотора. Двигатели Яковлева имели передовую по тем временам конструкцию, в частности оснащались электрическим зажиганием. В. И. Дубовской. Да, Яковлев строил весьма совершенные для своего времени моторы, и на первом русском автомобиле стоял двигатель, отличавшийся от зарубежных аналогов. Сведений о постройке Яковлевым после 1896 года других автомобилей я не обнаружил, хотя реклама его машины (как и других изделий завода) продолжала публиковаться до 1898 года включительно. В 1898 году Евгений Александрович умер, и в рекламе 1899 года пункт о самодвижущихся экипаж ах больше не встречался. С тех пор завод не раз менял владельца и профиль. Сейчас в его корпусах расположено предприятие «Вулкан», производящее оборудование для текстильной промышленности. В. Ф. Галактионов (Ленинград). Внучка П. А. Фрезе недавно сообщила, что здание бывшей каретной мастерской цело в Ленинграде и поныне. В 1910 году в этом помещении — дом № 10 по Эртелеву переулку (ныне ул. Чехова) — находились гараж и авторемонтные мастерские петербургского отделения Русско-Балтийского завода. По заданию редакции я сфотографировал это здание (в нем сейчас гараж Леноблисполкома), которое практически сохранило свой первоначальный облик. П. А. Фрезе жил по соседству, в доме № 8. Л. М. Шугуров. Находки, о которых здесь шла речь, — лишь малая толика того, что должно содержаться в старых газетах, журналах, книгах, архивах. Опубликованные по случаю 80-летия первого русского автомобиля сведения не являются исчерпывающими. Думаем, что наши читатели — любители истории примут участие в дальнейгие ших поисках.ВСЕСОЮЗНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИНИМАЕТ СТУДЕНТОВ для обучения без отрыва от производства на первый и старшие курсы по следующим специальностям автомеханического факультета: «Автомобили и автомобильное хозяйство»; «Автомобили и тракторы»; «Двигатели. внутреннего сгорания»; «Строительные и дорожные машины и оборудование»; «Подъемно-транспортные машины и оборудование»; «Организация дорожного движения». По специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» факультет готовит инженеров-механиков широкого профиля (техническое обслуживание и ремонт, перевозки) для работы в автотранспортных и авторемонтных предприятиях, научно-исследовательских институтах и автошколах. По специальности «Автомобили и тракторы» — инженеров-механиков для работы в научно-исследовательских институтах, проектно-конструкторских бюро, конструкторских бюро автотракторных заводов, на заводах запасных частей автомобилей и тракторов. По специальности «Организация дорожного движения» — инженеров по безопасности движения для работы в ГАИ и др. На первый курс заявления принимаются с 20 апреля по 31 августа, вступительные экзамены с 15 мая по 10 сентября, зачисление в состав студентов с 21 августа по 20 сентября. Прием заявлений на старшие курсы — с 3 мая по 25 сентября. Начало занятий 1 октября. В соответствии с Правилами приема лица, поступающие на заочное обучение, должны подавать заявления в ближайшее к месту жительства высшее учебное заведение, имеющее интересующую их специальность или общетехнический факультет. К заявлению прилагаются: документ о среднем образовании, характеристика для поступления в вуз, выписка из трудовой книжки, медицинская справка (форма № 286), четыре фотокарточки (размером 3x4 см, без головного убора). Вступительные экзамены сдаются по математике (письменно и устно), физике (устно), русскому языку и литературе (сочинение) по программам, опубликованным в справочнике для поступающих в вузы. Филиалы, где обучаются студенты автомеханического факультета: в Подольске, Губкине, Коломне, Орске, Рязани; УКП — в Воскресенске, Клине, Кольчугине, Конакове, Краснодаре, Москве. Можайске, Ногинске, Таганроге, Щелкове. Ярославле. Адрес института: 129278, Москва, ул. Павла Корчагина, 22, приемная комиссия. Телефон для справок 283-41-95.По письму приняты мерыШофер автобуса В. Парамонов из Коми АССР сообщил нам следующее: «В ожидании рабочих я заехал под предписывающий знак 3.4 «Движение легковых автомобилей». Других знаков на площадке не было. Ко мне подошел автоинспектор Дмитрук. сделал замечание, просечку в пункте 5 талона предупреждений («Нарушение правил проезда перекрестков и железнодорожного переезда») и добавил, что под этот знак автобусам заезжать не положено. Доказать свою правоту я не смог, так как он не стал слушать и уехал». Для восстановления справедливости В. Парамонов обратился в республиканскую ГАИ. а оттуда его заявление в конце концов попало... к инспектору Дмитруку. «Ничего толком не добившись. — пишет водитель, — я и решил обратиться в редакцию». Начальник отдела ГАИ МВД Коми АССР капитан милиции Ю. А. Бессонов в ответ на просьбу редакции проверить жалобу водителя сообщил, что проверкой факт нарушения ПДД В. Парамоновым не доказан. Принято решение заменить ему талон предупреждений, а инспектора ГАИ Эжвинского РОВД лейтенанта милиции П. Дмитрука предупредить за неправильные действия. 35ретных мастерских, где Яковлев заказывал экипажную часть, уже писали («За рулем», 1973, № 3). Хочу обратить внимание на тот факт, что на нижегородской выставке машина называлась «самодвижущимся экипажем Яковлева». В то время мастерские эти, как мне удалось обнаружить по рекламным объявлениям в печати, строили электромобили, и есть основания предполагать, что электромобили конструкции И. Романова («За рулем» 1973, № 6) также сделаны там. И хотя в рекламе Фрезе тех лет был помещен снимок первого русского автомобил я ' 1896 года, его не называли в ней ни изделием Яковлева, ни изделием Фрезе. Что касается Евгения Александровича Яковлева, то о нем мне удалось собрать кое-какие биографические данные. Он родился в 1857 году под Санкт-