МЫЗЕИ ЗА РЫЛЕМо^су шашкиНовые факты из истории первого русского автомобиляВосемьдесят лет назад на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде впервые официально был продемонстрирован первый русский автомобиль. Двигатель и трансмиссию построил в своих мастерских Е. А. Яковлев, а шасси и кузов — П. А. Фрезе. К сожалению, материалов по этой исторической машине мало. Однако за последние годы удалось отыскать новые данные. Участники поисков встретились в редакции «За рулем» и в канун юбилея поделились своими находками. В. И. Дубовской (Москва). До сих пор отрывочные сведения о первом русском автомобиле я обнаружил в петербургской газете «Новое время» от 27 мая 1896 года и 17 апреля 1900 года. Собственно, оттуда и ведет происхождение снимок машины, считавшийся единственным («За рулем», 1968, № 5 и 1971, № 8). Приятно было узнать, что найдена еще одна фотография, которая позволила установить много интересных подробностей (ни машина, ни ее чертежи не сохранились). В. Г. Войтенко (Горький). В государственном архиве Горьковской области бережно хранится фонд М. П. Дмитриева — пионера русского фоторепортажа. Его снимки публиковались в «Нижегородских ведомостях» и других газетах. Дмитриев, конечно, не мог пройти мимо такого события, к ак демонстрация первого русского автомобиля на выставке 1896 года. Машина там не только экспонировалась, на ней возили пассажиров. И действительно, среди тысяч стеклянных негативов сотрудники архива обнаружили уникальную пластинку. Отпечаток с нее — на этих страницах. Машина стоит перед одним из 70 павильонов выставки, где, между прочим, были представлены и двигатели внутреннего сгорания конструкции Яковлева и продукция Русско-Балтийского вагонного завода, который через тринадцать лет после выставки начал выпуск автомобилей. Л. М. Шугуров (Москва). Фотографию эту мы подвергли тщательному анализу. Подобно тому, как по костям динозавра палеонтологи восстанавливают облик вымершего ископаемого, так и мы, графически перестроив перспективное изображение машины Яковлева и Фрезе, воспроизвели чертеж ее внешнего вида в трех проекциях. Ключом для определения масштаба стало расстояние от пола кузова до подушки сиденья. Этот размер у старинных автомобилей составлял 350—420 мм. В результате теперь известны важнейшие размеры машины : база — 1370 мм, колея — 1230 мм спереди и 1290 мм сзади, длина — 2180 мм, ширина — 1630 мм, высота — 1400 мм (при сложенном верхе). Внимательно изучая подлинник, можно заметить цепную главную передачу (передаточное число 6,45), подвеску на полностью эллиптических рессорах, сплошные резиновые шины шириной 60 мм, установленные рядом с рулевым рычагом два рычажка, которые служили для включения двух передач в ременной трансмиссии. Картину дополняет рычаг ручного тормоза, прижимавший к шинам задних колес тормозные колодочки, педаль трансмиссионного тормоза, керосиновые фонари и характерные ступицы колес каретного типа без шарикоподшипников. Но, что, пожалуй, важнее всего, Дмитриевский снимок раскрыл подробности устройства рулевого управления. В. Н. Беляев (Москва). Считалось, что Яковлев и Фрезе «пошли по стопам» конструкции Карла Бенца, в частности повторили в деталях его модель «Бенц-вело». Укрепляло в этом предположении то, что к 1895 году, когда, очевидно, два петербургских изобретателя приступили к постройке своего детища, в их городе уже было несколько «бенцев». Л. М. Шугуров. Теперь мы знаем, что Фрезе создал более простое рулевое управление, чем Бенц. На отечественной машине передние колеса поворачиваются вместе с рессорами относительно шкворней передней оси и втулок расположенной над ней поперечины кузова. Немецкий же конструктор запатентовал схему, где рессоры не поворачивались, но между осью и поперечиной стояло поворотное упругое звено из двух маленьких рессор. В. Н. Беляев. Бенц запатентовал это устройство 28 февраля 1893 года, и Фрезе пришлось создать свою конструкцию. Не исключено, что где-то в архивах института патентной экспертизы можно будет обнаружить и патент петербургского изобретателя. В. И. Дубовской. Вообще говоря, модели «Бенц-вело» и «Бенц-виктория» вызвали много подражаний: австровенгерский «Нессельсдорфер», шведский «Скания-вабис», немецкий «Лутцманн», английский «Инглиш микэник», французский «Деляхэ» — все эти автомобили имели определенное сходство с «бенцами». Так часто бывает на первых порах развития новой области техники. Замечу, однако, что первый русский автомобиль отличался от «Бенца-вело» и колесами (деревянные, более прочные спицы вместо проволочных велосипедного типа) и рулевым рычагом, служившим вместо руля, рядом других деталей, хотя по габариту и общей компоновке машины были близки. Л. М. Шугуров. Кстати, когда Яковлев и Фрезе строили свой автомобиль, в Петербурге насчитывалось четыре машины «Бенц-виктория» и два «Бенцвело» (данные из перечня проданных в Россию автомобилей, любезно сообщенные фирмой «Даймлер-Бенц»). Причем первый «Бенц-вело» прибыл в Петербург в мае 1895 года, когда подробное знакомство с его устройством не могло повлиять на основные конструктивные решения Яковлева и Фрезе. В. И. Дубовской. О Фрезе и его ка-