ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 14—21Право быть водителемС 1 июня 1976 года в нашей стране вводится в действие новое «Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами». В нем нашел отражение тот рост требований к профессиональной подготовке водителей, проведению экзаменов и даже самому процессу выдачи водительских удостоверений, который был продиктован самой жизнью, небывалыми темпами автомобилизации, повышением интенсивности движения на улицах и дорогах страны. Прежняя система, сложившаяся еще в тридцатые годы и затем несколько мо ­ дернизированная, усовершенствованная, готовила, так сказать, универсального водителя. Он имел право работать за рулем почти любого автомобиля. Это было несложно, ибо на заре отечественного автомобилестроения выпускались машины всего нескольких марок, к тому же приблизительно одного класса. Ныне наш автомобильный парк не только неизмеримо вырос количественно, он кардинально изменился качественно, это сложное, многообразное хозяйство. Сейчас знать и уметь все на автотранспорте стало практически невозможным. Совсем разные навыки и приемы вождения требуются при управлении микрогрузо ­ виком, сочлененным автобусом или тяжелым многозвенным автопоездом. Я уж не говорю о малолитражке. Но до последних дней таксист, к примеру, имел право пересесть за руль автопоезда почти без всякой переподготовки. Надо ли доказывать, что в нынешних сложных условиях движения трудно ожидать от такого водителя высокой эффективности в работе, максимальной безопасности. Для этого водитель должен превосходно знать не автомобиль вообще, а устройство и особенности именно той машины, на которой он собирается работать, условия именно ее правильной и безопасной эксплуатации. Это и предусматривается, в частности, новым Положением. В прежние годы довольно снисходительно мы относились ик весьма поверхностным знаниям владельцев индивидуального транспорта. Полагали, что из-за малочисленности они не могут ощутимо ухудшить условия движения на дорогах общего пользования. Однако и эти дни миновали. Машины для продажи населению теперь выпускаются миллионами, автомобиль и мотоцикл стали без преувеличения предметом «ширпотреба». Только за годы минувшей пятилетки населению было продано более 5,7 миллиона легковых автомобилей и мотоциклов. Такими же быстрыми темпами растет и армия шоферов-любителей имо ­ тоциклистов. За один 1975 год она пополнилась полутора миллионами новичков. Причем 625 тысяч готовились к экзаменам самостоятельно, «в домашних условиях», не получая систематических знаний, заучивая лишь самое необходимое. О низком уровне подобной подготовки свидетельствует тот факт, что почти половина «заочников» оказалась не в состоянии сдать экзамен в Госавтоинспекции с первого раза. Все это не может не отражаться на безопасности движения. Вот статистика: если из каждой тысячи дорожно-транспортных происшествий, совершенных профессиональными водителями, только 5 случается по неопытности, то среди владельцев собственных автомобилей — 86. Одним словом, ясно, что назрела настоятельная необходимость в улучшении подготовки и тех, к о ­ го мы до сих пор называли автолюбителями. Чем же отличается новое Положениеот старого? Расскажем о главных его особенностях. Теперь будут готовить не водителейпрофессионалов вообще, а водителей определенной категории транспортных средств по соответствующим учебным программам. Таких категорий установлено девять, им присвоены литеры от «А» до «Е», а также наименования — «водитель трамвая», «водитель троллейбуса», «водитель мотоколяски» и «водитель мопеда». Поэтому и на экзаменах в Госавтоинспекции надо продемонстрировать умение управлять (выполнять предусмотренные программой маневры) транспортным средством «своей» категории (исключая трамваи и троллейбусы). Д аи члены экзаменационных комиссий ГАИ должны иметь водительские удостоверения на право управления теми машинами, по которым" они будут проводить теоретический и практический экзамен, Если водитель впоследствии захочет получить отметку, разрешающую управлять машинами другой категории, порядок присвоения новой квалификации будет зависеть от той, что уже есть у него. Для приобретения более высокой квалификации («В» по отношению к «А», «С» — к «А» и «В» и так далее) необходимо пройти дополнительное обучение, представить официальное свидетельство об этом и сдать теоретический и практический экзамен в ГАИ. Для получения права управлять транспортным средством низшей категории специального обучения не требуется, достаточно сдать лишь практический экзамен по вождению (по теории такой водитель экзаменуется лишь тогда, когда он не управлял автомобилем более одного года). Введены дополнительные требования к водителям, выполняющим особо ответственную работу — перевозку пассажиров. Например, водители трамваев, троллейбусов и автобусов после перерыва в работе от 6 до 12 месяцев должны пройти обязательную стажировку продолжительностью не менее 20 часов. Такую же стажировку в практическом вождении они обязаны пройти и при переходе на другие марки трамваев, троллейбусов, автобусов. Автомобилями «такси» теперь разрешено управлять водителям не моложе 20-летнего возраста. Предусмотрен случай выдачи водительских удостоверений и лицам, не достигшим совершеннолетия. Это относится к оканчивающим средние школы, где преподается автодело. После успешных экзаменов в ГАИ они сразу получат водительские удостоверения, но в графе «Особые отметки» будет указано, что их права обретают силу с даты, когда владельцу исполнится 18 лёт. Повышены требования к подготовкеНА АОРОГАХ ВСЕГОГДР. Согласно действующимправилам дорожного движения , н аулицах городов скорость ограничена до 50 км/час независимо от характера , значимости дороги и района. Для лучшего обеспечения безопасности водителей, д вижущихся по главным дорогам, внесено предложение установить максимальную скорость на второстепенных дорогах впределах30 — 40 км/чао. ПОЛЬША. По инициативегазеты «Жиче Варшавы » в столице республики создан отряд автомобилистов и мотоциклистов, к оторые добровольно патрулируютнасамыхоживленных дорогах. П ри несчастных случаях они оказываютпервуюпомощьпострадавшимипринимают не14 обходимые меры . Все члены отряда окончили специальные курсы, н акоторых приобрели знания по основам первой медицинской помощи, а такжетехническиеиправовые . После этого каждый Получил специальную аптечку, удостоверение и значок. Сейчас в отряде 350 человек. АНГЛИЯ. Проведено исследование по опр еделениюскоростейдвижения трансп ортныхсредств очевидцами дорожныхпроисшествий : водителями, пассажирами, посторонними наблюдателями . По мат ериалам лондонской полиции было проа нализированосвыше 850 дорожных происшествий. В ыявиласьследующая 'закон омерность : водители в основном недоо ценивалискоростьдвижения , пешеходы — наоборот. П ассажиры , к акправило , н азывали ту жевеличину скорости, ч тои водители, с которыми они ехали, США. О рганизациядвиженияна городс кихпересеченияхв одном уровне приобрела особую важность . На нихв Амер икесейчас происходит около половины всех происшествийвнаселенных пункт ахи более трети задержекдвижения . Для решения вопроса, в частности, предл агается отводить длялевых поворотов на перекресткахдополнительные полосы иуправлятьдвижением посредством спец иальных сигналов светофоров ,