ПАРТОРГ СБОРНОЙОн выступал вместе с шестикратным чемпионом мира шведом О. Фундином. Его соперниками были Г. Плешаков, В. Нерытов, Л. Дробязко, Ф. Шайнуров, И. Плеханов — пионеры советского спидвея, давно оставившие гаревую дорожку. А он по-прежнему не собирается складывать спортивные доспехи. Более того, 37-летний капитан и парторг сборной в прошлом году показал лучшие результаты среди советских гонщиков в личном чемпионате мира и привел нашу команду к серебряным наградам. Имя этого спортсмена — Виктор Трофимов. Он мастер спорта международного класса. Живет и работает в городе Ровно. Начало В тот год весна в Узбекистане выдалась ранняя, жаркая, и поля на окраине Алмалыка напоминали нарядный зеленый ковер. По утрам сильнейшие «гаревики», участники тренировочного сбора, урывали время, чтобы позагорать под лучами ласкового южного солнца. В одну из таких пауз Виктор Трофимов и поведал мне о том, как пришел в спидвей. Маршруты первых показательных соревнований на гаревой дорожке пролегали через Москву, Уфу, Майкоп и Ровно. Не было тогда чемпионатов страны, но трибуны стадионов не пустовали — с первых же шагов спидвей завоевал сердца многих тысяч любителей гонок. Однажды оказался среди них и Виктор Трофимов. Выло это в 1958 году, когда автомотоклуб ДОСААФ города Ровно устроил товарищескую встречу. «Сколько времени прошло, а до сих пор отлично помню тот день. Гонки поразили меня так, как не поражали никакие другие спортивные зрелища. Может в это и не поверят, но именно 30здесь, на трибуне, я решил: во что бы то ни стало буду «гаревиком». Виктора Трофимова, как и всех желающих, приняли на курсы в автомотоклуб и после обучения выдали права мотоциклиста. Не отказали ив просьбе зачислить кандидатом в мотоспортсмены. И тут началось самое трудное: машину ему упорно не доверяли. Ну хоть бы раз попробовать — так нет же. С техникой тогда было туго, каждый мотоцикл — на вес золота, и тренер Анатолий Григорьевич Гичка не спешил. А Виктор твердил одно: дайте машину. «Так летели дни за днями, и дальше обещаний дело не шло. Тогда я решился. Шла обычная тренировка. Один из местных «гаревиков» Савойский ездил по треку, а остальные вместе с тренером наблюдали за ним. Но вот Борис после очередного круга сбавил скорость, свернул с дорожки и, оставив мотоцикл в центре футбольного поля, направился к нам. Случай, не воспользоваться которым я просто не мог. Через несколько секунд был уже возле машины. Стараясь не привлекать внимания, спокойно заправил брюки в носки, козырек кепки передвинул на затылок. Двигатель завелся легко. Вот он долгожданный миг: выжато сцепление, «газ», и... мотоцикл, задрав переднее колесо, потащил меня по полю. Страха не было, только обида, что я вот так, неумело, на глазах тренера и товарищей принял первый старт. Кое-как обуздал машину и выехал на дорожку. Назад не оглядывался, спиной чувствовал, что ко мне бегут. Дальше я вроде бы знал, что делать, но рука инстинктивно сбросила «газ». И сразу забор, словно магнит, потащил мотоцикл к себе. — Если едешь на забор, — вспомнил я слова тренера, — открывай ручку «газа», а руль выворачивай вправо.В последний момент удалось увернуться от удара. Но на следующем повороте все вновь повторилось. На дорожку уже выбежали все, кто был на тренировке, жестами требуя, чтобы я остановился. Ну уж нет, решил я, пока есть в баке метанол, с машины не сойду. Слишком долго ждал я этого. Мой первый самостоятельный выезд кончился тем, что, остановив мотоцикл и заглушив по всем правилам двигатель, я перелез через забор и убежал с трека. В команду решил не возвращаться. Нет, не боялся наказания, просто был уверен: после этого случая машину не дадут. Дня через два товарищи сказали, что тренер просил меня зайти на трек. Не поверил. А вскоре Анатолий Григорьевич сам заглянул на металлозавод (работал я тогда там электроперемотчиком) и как ни в чем не бывало спросил: — Ты чего, струсил? Спидвея испугался? Приходи — дам машину. Потом события развивались как в сказке. Гичка привел меня в бокс и, показав на две развалюхи, сказал: — Бери — оба твои — и кроссовый и гаревый. Но только сначала ИЖа для кросса подготовь. С того дня я стал полноправным членом команды». Что ж, любители мотоспорта, наверно, должны быть благодарны тренеру, который в своенравном пареньке разглядел будущего классного гонщика. Вскоре у Виктора Трофимова состоялось сразу два дебюта. Сначала он выехал на кроссовые соревнования в Тернополь и занял седьмое место. А потом... Ровенский трек вновь готовился принять сильнейших «гаревиков». И тут, как назло, в команде хозяев потеря — у Ивана Хорвата работы по горло — не до гонок. Кем его заменить? Трофимовым? Так он и тренировался-то всего несколько раз. Выхода не было, и Виктора для кворума включили в число участников. «Желания, напора у меня было хоть отбавляй, а мастерства как у приготовишки. Но очки набирал и даже попал в финал (заезды тогда проводились по сложной системе — сначала отборочные, а затем четверка сильнейших разыгрывала призовые места). И вот я на старте вместе с Дробязко, Виктором Кузнецовым и Нерытовым. Такая меня гордость одолела, что два круга даже лидировал. Потом, когда со мной поровнялся Дробязко, я умудрился угодить подножкой в заднее колесо его мотоцикла. Спицы навылет. Думал, накажут, но обошлось. А финишировал третьим. Так начался для меня спидвей». Встреча у телеэкрана Поклонникам спидвея в минувшем году повезло. Центральное телевидение показало в записи несколько заключительных поединков в личном и командном чемпионатах мира. ...Быдгощ, европейский финал. Телекомментатор называет знакомые фамилии наших гонщиков — братья Владимир и Валерий Гордеевы, Виктор Калмыков. Но что это? На дорожку выезжает Трофимов? Как он очутился здесь? Всего неделю назад врачи констатировали: перелом ребра. Но это не