66
67
Сколько ни спрашивал я владельцев "мерседесов", откуда есть-пошло это славное имя, ни один не смог ответить правильно. Многие верно полагали, что не обошлось тут без женщины - но кто она? Жена? Дочь? Возлюбленная? Кое-кто вспоминал имена основателей фирмы - Готлиба Даймлера и даже конструктора Вильгельма Майбаха, другие пытались связать имя Мерседес с фамилией Бенц... Как же все обстояло на самом деле?В 1893 году Еллинек приехал в Каннштатт, где размещалось основное производство автомобилей Даймлера. Готлиб Даймлер и его главный конструктор Вильгельм Майбах понимали, что визит состоятельного консула сулит хороший заказ или покупку, и потому охотно знакомили гостя со всем производством и перспективами его развития. Они не ошиблись в своих предположениях. Еллинек купил несколько машин и на одной из них укатил в Ниццу. План его был отчаянно смел: при-Имя этой девочки - Мерседес - стало самой знаменитой автомобильной маркой в мире.Первый серийный автомобиль, названный "Мерседес" (1901), был весьма передовой конструкцией. Компоновка агрегатов и пассажирских мест на длинной, низко расположенной раме, другие особенности машины знаменовали поворот от моторизованных экипажей к "настоящему автомобилю".Венский коммерсант Эмиль Еллинек имел не то что тугой кошелек, а мешки, набитые деньгами, как австрийская колбаса фаршем. Он был весьма умен, настойчив до настырности, обладал кипучей энергией и страстной увлеченностью, не исключавшей расчетливости и аккуратности. Он имел роскошный дом в Вене, не менее роскошный в Берлине, замок под Прагой и во французской Ницце, куда был назначен консулом Австро-Венгрии, приобрел прекрасную виллу. Деятельная натура Еллинека побуждала его к поиску новых и новых путей обогащения. Чем он только ни занимался! Разве что производство мыльных пузырей им было отвергнуто - да и то потому лишь, что не приносило прибыли. В конце 80-х - начале 90-х годов XIX столетия его внимание привлек удивительный безлошадный экипаж - автомобиль. Долго Эмиль приглядывался, прикидывал, пока не увлекся и не прикипел к этой технической новинке. Дело выглядело перспективным, сулило прибыль и славу, так почему бы и нет? 66 ЗА РУЛЕМ 4/96Эмиль Еллинек (1853-1918) - австрийский предприниматель, дипломат и заядлый автомобилист.нять участие в знаменитых автомобильных гонках, которые проводились в Ницце. Прекрасно понимая, что в случае неудачи он может серьезно оскандалиться и опорочить звание консула, Эмиль принимает псевдоним... "Месье Мерседес". Первую гонку "Месье" блистательно проиграл - и немудрено: в Ницце соревновались асы автомобильного спорта, новичку было непросто соперничать с ними. Но "Месье Мерседес" оказался упрямцем. На каждой гонке он набирал очки, и вскоре имя "Месье Мерседес" было у всех на устах. Оно впрямую связывалось с фирмой "Даймлер", на машинах которой выступал таинственный незнакомец. Спустя пять лет Эмиль Еллинек снова побывал в Каннштатте. Для фирмы "Даймлер" он был не только знаменитым гонщиком "Месье Мерседес", но и громкой рекламой. Даймлер не удивился этому визиту - Еллинек собрался купить новый автомобиль для гонок. Но то, что Эмиль предложил, сразило старого Готлиба Даймлера. Эмиль рекомендовал принять новый гоночный автомобиль... к производ- Былоеству: установить четырехцилиндровый двигатель, укрепить подвеску... На очередных гонках 21 марта 1899 года, выступая на усовершенствованном автомобиле фирмы "Даймлер", "Месье Мерседес" одержал оглушительную победу. Тогда имя Мерседес и фирма "Даймлер" впервые прославились на весь мир. Но откуда же этот загадочный псевдоним? Его история достаточно проста. 16 октября 1889 года в семье Еллинек родилась дочь. Долго думали, как ее назвать, и решили дать ей красивое испанское имя Мерседес, что в переводе означает "грация". Быть бы этому имени, как и имени отца, в неизвестности, но судьба распорядилась иначе. И не только потому, что отец на автогонках в Ницце взял псевдонимом имя своей дочери. за 550 тысяч золотых марок, то есть платил почти 15,3 тысячи за каждую машину. Такого не только фирма "Даймлер" не знала... Однако Еллинек выставил два условия. Первое: он, Еллинек, организует торговлю этими автомобилями в АвстроВенгрии, Франции и Северо-Американских Соединенных Штатах. Это условие выглядело несколько странным: вытеснять фирму с ее рынков сбыта с помощью ее же продукции?.. Однако второе предложение расставило все по своим местам. Автомобили должны продаваться не под маркой "Даймлер", а под маркой "Мерседес". Прославляя имя своей дочери, Еллинек не жалел денег и требовал отказаться от трехконечной даймлеровской звезды, означавшей присутствие изделий фирмы на земле, на воде ив небе. хранит даймлеровскую звезду, под которой должно быть написано "Мерседес", а на капоте - "Мерседес-Даймлер". Что ж, австрийский "золотой мешок" как нельзя удачнее выбрал момент для осуществления своего замысла. Фирма "Даймлер" после кончины ее основателя испытывала большие финансовые затруднения, и Еллинек стал человеком, который сумел их разрешить. Автомобили с маркой "Мерседес" появились в 1901 году и имели огромный успех. О них заговорили в Европе, Америке, Азии. Марка была надежной гарантией скорости, комфорта и качества. И хотя все знали, что "Мерседес" делает фирма "Даймлер", но красивое испанское имя стирало название фирмы. В 1902 году оно стало официально зарегистрированнойПрообраз нынешнего Sкласса - "Мерседес-Симплекс" 1907 года принадлежал семье Еллинека и служил для дальних поездок. Двигатель - 4 цил., 9236 см 3 , 80 л.с. при 1400 об/мин.Скорость - 80 км/ч.Двигатель "Мерседеса", спроектированный Вильгельмом Майбахом, впервые имел принудительно управляемые от наружного (!) распредвала впускные клапаны. Цилиндры отлиты в блоки попарно, каждую пару питал отдельный карбюратор. Рабочий объем 5913 см 3 , мощность - 35 л. с. при 1000 об/мин, масса - 238 кг. Ровно через год после блистательной победы "Месье Мерседеса" на гонках фирма "Даймлер" понесла невосполнимую утрату. Не стало основателя фирмы Готлиба Даймлера. В этом же году ЭМиль Еллинек вновь приезжает в Каннштатт с предложением усовершенствовать автомобиль "Даймлер". Не прислушаться к мнению именитого гонщика, сделавшего громкую рекламу фирме, к тому же богатого человека, руководство фирмы не могло. Переделки были значительными. Еллинек предложил расширить колесную базу, понизить центр тяжести машины, повысить мощность двигателя до 35 лошадиных сил, внести другие конструктивные изменения. Более того, он находил время на то, чтобы самому опробовать новшества на автомобиле. После доработки машина стала более скоростной, устойчивой и легкой в управлении. Когда же Эмиль Еллинек убедился в значительном повышении качества машин "Даймлер", он сделал ошеломляющий заказ: 36 автомобилей! Коммерсант покупал... годовое производство "даймлеров" Правление запросило перерыва в переговорах. Продать, как говорится, на корню годовое производство - это одно, но снять имя основателя фирмы, память о котором была еще так жива?.. После длительных словопрений, на которых незримо присутствовали 550 тысяч золотых, стороны пришли к соглашению: автомобиль будет носить имя "Мерседес", и оно разместится на облицовке радиатора, соторговой маркой. Более того, сама фирма по решению совета акционеров вскоре приняла наименование "Даймлер-Мерседес". В 1926 году произошло объединение двух гигантов германского автомобилестроения - фирм "Даймлер" и "Бенц", после чего автомобили стали носить двойное имя - "Мерседес-Бенц". С.-Петербург Яков ПОНОМАРЕВ Фото музея "Мерседес-Бенц"Модели, подобные этому "Мерседесу-630" (1926), укрепили положение марки среди мировой автомобильной элиты. Приводной компрессор позволял поднять максимальную мощность мотора (6243 см3) со 100 до 140 л.с.