130
131
шшшшшшшшшшшшшшшммшштшшттшвж:mmг\ п ^воимичиламиА/ГЕНЯТЬ ЛИ ФИЛЬТР?"Старички" помнят время, когда на автомобилях и мотоциклах стояли фильтры, работавшие примерно на одинаковом принципе: запыленный воздух заставляли проходить через те или иные устройства, где он контактировал с маслом - пыль налипала на него, а воздух - само собой! - становился чище. В одной из типичных конструкций воздух проходит через пористый, пропитанный маслом элемент - этот "пирог" содержит длинную спутанную стружку (металлическую или пластиковую), "мочалку" из лески или что-то вроде поролона. В другой конструкции воздух за ­ ставляют двигаться сложным, к ри ­ волинейным путем, где на резком повороте твердые частицы по инерции ударяются в поверхность масла, налитого в ванну. Поэтому фильтры таки называются - и нерционно масляные. Могут быть и комбинированные устройства (рис. 1).Автомобилист не может не интересоваться тем, что сколько служит. Это относится ик воздушному фильтру. Необходимость его замены не всегда очевидна - часто кажется, что фильтр еще вполне работоспособен. Так ли это, делится опытом Эдуард КОНОП.норазовость". Послужил 10 тысяч километров - и в отставку! Что дает основания для замены фильтра? Прежде всего - явные ме ­ ханические (реже химические) п о ­ вреждения: разрывы бумажной шторки или корпуса, сильная деформация. Вопросов тут не возникает. Но бывает, что регламентированный пробег позади, а фильтр выглядит еще вполне боеспособным - стоит ли менять? Да, стоит. "Гармошка" фильтра сделана из специальной бумаги - пористой, н а ­ поминающей школьную промокашку. Через микроскопические поры проникают лишь самые малые частицы пы ­ ли, почти не влияющие на износ деталей двигателя. Поверхность бумаги большая (попробуйте как - н ибудь развернуть шторку отработавшего свое фильтра!), чем достигаются малое сопротивление и высокая степень очистки, так как скорость прохождения воздуха в порах невелика. Более крупные частицы оседают на поверхности бумаги или в верхних ее слоях. Чем дольше работает фильтр, тем трудней воздуху преодолеть этот барьер - сопротивление элемента растет. Если не менять ре ­ гулировку карбюратора, то, как показали исследования, смесь бензина и воздуха, попадающая в цилиндры, с ростом сопротивления фильтра становится богаче, растет и расход бензина через жиклеры. Как отражается на работе двигателя изменение состава смеси, мы неоднократно рассказывали. В зависимости от исходной "настройки" карбюратора смесь при загрязненном фильтре может оказаться обогащенной, богатой, слишком богатой. То есть в начале загрязнения фильтра мощность может даже увеличиться (одновременно с ростом расхода топлива). Позднее, уже с переобогащением, она начнет падать, расход же еще больше возрастет. Вот до этого доводить не следует, чтобы не ли ­ шиться номерных знаков за превышение нормы СО. Срок службы фильтра указан в инструкции - его определили на основании специальных испытаний. Ясно, что цифра не учитывает особенностей эксплуатации конкретного автомобиля. Фильтр быстрей приходит в негодность жарким сухим летом, в степных или пустынных районах, когда в воздухе много естественной пыли. Не лучше условия в индустриальном го ­ роде, где в воздух добавляются сажа, копоть, пары масла, продукты износа шин, колодок, стальных колес, рельсов. Гораздо дольше служит фильтр хорошей, снежной зимой, особенно если ездить где-нибудь в деревне. Там воздух намного чище. Словом, если вам "повезло" жить в промышленном центре, где и кислотные дожди - не редкость, фильтр надо проверять почаще. Нужно ли объяснять, почему бумажный фильтр нельзя чем бы то ниШpi?Рис. 1. Одна из комбинированных конструкций воздухоочистителя.Эти и им подобныефильтры требуют периодического обслуживания - очистки, промывки, пополнения свежим маслом. Если недоглядеть, эффективность очистки воздуха, и без того не слишком высокая, резко снижается. С появлением бумажного фильтра появилась возможность почти стопроцентной очистки воздуха, к тому же при минимальном сопротивлении воздухоочистителя - а это способствует улучшению мощностных и экономических характеристик двигателя , п родлевает срок его службы. Поэтому бумажному фильтру вполне можно простить его "од130 ЗА РЛМ 4/95 УЕРис. 2. Эжектор картерных газов для "Жигулей 1 - шланг вентиляции: 2 - эжектор; 3 - сконденсировавшееся масло.было смачивать (особенно маслом)? Бывало, "старички", помнящие прежние конструкции, пытались повышать эффективность фильтра, полив его маслом. Конечно, фильтр переставал работать, поскольку воздух почти не пропускал. Об этом в первую очередь нужно помнить владельцам старых двигателей. Через изношенные кольца в картер прорывается гораздо больше отработавших газов, среднее давление в нем растет, из-за этого усиливается поток газов в вентиляционном шланге - больше паров ика ­ пель масла выбрасывается в воздухоочиститель. Фильтр замасливается изнутри, а дальше происходит то, о чем уже говорилось. Некоторые водители, отсоединив шланг вентиляции от воздухоочистителя, выводят его вниз, под машину. (Шланг для этого приходится заме ­ нять более длинным.) Кстати, немало кулибиных забывают при этом за ­ ткнуть какой-нибудь пробкой отверстие штуцера на воздухоочистителе и пошел в цилиндры песочек...Рис. 3. Удлинитель вентиляционной трубки позволяет избежать замасливания бумажного фильтра: 1 - корпус: 2 крышка; 3 - фильтр; 4 - удлинительК такому способу обычно обращаются, когда мотор начинает пожирать масло банками. Никакое "лечение", кроме, как минимум, замены ко ­ лец, в этом случае недейственно, а со шлангом, выведенным вниз, потери масла могут даже увеличиваться. Так как карбюратор уже не "отсасывает" картерные газы, их давление становится выше атмосферного идвига ­ тель начинает "потеть" маслом через малейшие неплотности прокладок и сальников. (Исправный мотор сис ­ правной вентиляцией "потеть" не должен - он сухой!) Очень характерное место - о т ­ верстие для масляного щупа. Если из него выгоняет масло - с вентиляцией неблагополучно, если же выстреливается щуп - дело совсем дрянь. Но даже малоизношенный мотор однажды (без видимых причин!) м о ­ жет тоже "вспотеть" - с нормальной, штатной вентиляцией. Обычно причиной этого становится пробка из отложений, препятствующая вентиляции. У "Жигулей" такую роль часто берет на себя проволочный пламегаситель, вставленный в шланг (кстати, не все владельцы знают о его существовании). Достаточно извлечь его, чтобы мотор "потеть" перестал. Но ездить совсем без пламегасителя не стоит случаи прорыва пламени в картер всеже бывают. А вдруг именно вам не повезет? Значит, пламегаситель нужно очистить, промыть в растворителе и вернуть на место. Грязь скапливается ив других местах. Например, в "коробочке", приваренной к корпусу воздухоочистителя, где состыкованы большой и малый штуцеры. Последний, по которому часть газов должна отсасываться в задроссельное пространство, иной раз совершенно забивается. Наконец, может захлебнуться отложениями и само золотниковое устройство его тоже положено очищать. Между прочим, если по этим причинам исправный двигатель начинает "потеть", потери масла могут втри четыре раза, а то и более превышать его "законный" расход, озадачивая непонятливого владельца! (См. с та ­ тью в этом же номере журнала.) Российские автолюбители, которых сама жизнь заставляет быть изобретателями, создали немало уст ­ ройств для сбора масла, выбрасываемого из картера в вентиляцию. Плохие не обсуждаем, что же касается хороших, то больше всего на редакционных автомобилях нам понравился "эжектор картерных газов" (ЗР, 1994, № 8), с которым выброса масла в воздухоочиститель практически нет. Устройство миниатюрное, устанавливается в шланг вместо пламегасителя. Но тоже требует внимания, своевременной очистки (рис. 2). Оправдан и другой подход: пары масла не пытаются ловить, но организуют их поток, чтобы они не попадали на бумагу фильтра. Хорошо работает устройство, показанное на рис. 3. В отличие от штатной конструкции, в которой пары масла, попав внутрь воздухофильтра, сразу контактировали с его "гармошкой" и замасливали ее, здесь они подводятся в зону разрежения, прямо к входу в карбюратор. Фильтр остается сухим. Недостаток этой конструкции, в отличие от эжектора, очевиден: картерные газы, н е ­ сущие, кроме масла, еще и копоть, смолы, здесь все равно попадают в воздушные жиклеры карбюратора, ухудшая его работу. И все - т аки это лучше шланга, выведенного вниз. Хотя нашему автомобилисту, как известно, и Тихий океан по колено, все же задумайтесь о воздухе вокруг вас (хотя бы в вашем автомобиле) - неприятный паровозный аромат говорит сам за себя. Итак, если вы замечаете повы ­ шение расхода бензина на 5-10%, ощущаете снижение мощности, если выросло содержание СО в выхлопных газах - немедленно меняйте фильтр на новый. Не пытайтесь регулировать карбюратор - в данном случае это не решение проблемы, а ее обход окольным путем.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗА РУЛЕМ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭЛЕКТРОННУЮ БАЗУ ДАННЫХБаза данных Издательства "За рулем" - это ежемесячно обновляемое, надежное и удобное электронное издание, центральная тема которого -автомобиль. База данных включает в себя следующие основные разделы. Каталоги автотранспортной техники - технические и регулировочные данные по легковым, грузовым, спортивным автомобилям, мотоциклам, автобусам и другой автотранспортной технике, а также фотографии машин. Сведения о применяемых эксплуатационных материалах, электронике, колесах, шинах и т. п. Фирмы автомобильной индустрии - общая информация о фирмах: название, адрес, продукция, услуги, историческая и другая информация. Среди фирм представлены как производители, так и продавцы автомобильной продукции и сопутствующих товаров. Личности автомобильной индустрии - общая характеристика личности: дата и место рождения, семейное положение, образование, достижения в жизни, а также другие сведения и фотографии. Библиография - библиографическая информация о печатной продукции Издательства "За рулем" и других издательств. Новости и история автомобилестроения - информация о текущих событиях, исторические сведения и факты, связанные с развитием автотранспортной техники, индустрии, спорта, а также другая информация, представляющая актуальный и исторический интерес. База данных Издательства будет распространяться по подписке и содержать все разделы информации либо выборочно по желанию заказчика. Если вам нужна достоверная информация, охватывающая широкий круг вопросов по автомобильной индустрии и удобная в работе, используйте самый совершенный инструмент, достойный вашей квалификации. Контактный телефон: (095) 207-10-58 факс: (095)207-16-30 ЗА РУЛЕМ 4/95 131