92
93
Никто и не думает пропустить "скорую". он, отработавших пару десятков лет на "скорой", имеющих 1-й класс шоферов, осталось в службе "03", увы, немного. Это раньше считалось, что 2-го класса для нее маловато - сейчас берут ис третьим после недолгой стажировки. Каково приходится таким, не слишком виртуозным водителям? - Конечно, стараются не рисковать, говорит В. Дерюшев. - Ведь за машину отвечают собственным кошельком, а за жизнь больного - никак. Язык не поворачивается упрекнуть шоферов в безнравственности. За прошлый год в Москве произошло 360 ДТПЕще в незапамятные времена установлен норматив: "скорая помощь" должна прибыть к больному через 15 минут с момента вызова! Такая расторопность кажется сегодня фантастической. Что же мешает "скорой" соответствовать ее названию? Чтобы понять это, мы решили провести рейд - служба "03" на улицах города. Помочь журналистам любезно согласились сотрудники Регионального центра № 3 Станции скорой и неотложной медицинской помощи и работники 15-го отдела ГАИ Москвы. Долго ждать вызова не пришлось. "Улица Менжинского, травма головы", сообщил диспетчер, и старенький РАФ с бригадой № 3 выехал из ворот подстанции. Пострадавшая бабушка - с окровавленным лицом, пораненными руками, избитая собственным извергом сыном - слава Богу, совсем недалеко. Уложили несчастную старушку в машину, включили мигалку и - вперед, в больницу. Но не успели выехать на улицу, как... - Смотри, осторожней! - говорит врач Анатолий Александрович Штейнлат. Этот не пропустит... Во двор въезжал черный "Мерседес". По-хозяйски уверенно, на нашу машину ни малейшего внимания. "Скорая" включила звуковой сигнал - куда там! Едет себе, занимая всю дорожку. Пришлось нашему "рафику" вскакивать на бордюр. Шедшая за "скорой" машина ГАИ водителю "мерса" была не видна. Однако какого-либо удивления (тем паче испуга или раскаяния), когда инспектор остановил машину и спросил "а почему, собственно говоря?", на лице нарушителя не появилось. - Ты чо, командир, мы же здесь спокойно разъезжаемся! В дальнейшем, по мере наказания (ст. 115 КоАП: "непредоставление преимущества проезда" карается штрафом до 0,5 МЗП и тремя баллами) выражение лица менялось от незаслуженно обиженного до тихо-злобного. Последнее связано с "неуступчивостью" инспектора в отношении штрафных баллов.92 ЗА РУЛЕМ 4/96С КСВ плотном городском потоке автомобилю "03" не разогнаться...Тут и возникло странное ощущение, которое не покидало до конца. Казалось, автомобиль с красным крестом, мигающий маяком, громко сигналящий, существует в каком-то параллельном мире. Нас никто не замечал! Северянинский мост, около часа дня. Пытаемся прорваться в левый ряд - поток не позволяет. Наконец, спасибо им большое, "жигуленок" и "Москвич" пропускают, но это мало что меняет: ехать быстро можно разве только по встречной полосе. Рискуем - остается надеяться на мастерство водителя Владимира Дерюшева. Таких, какс машинами "скорой помощи" (почти ежедневно), в 134 случаях признаны виновными ее водители. Госавтоинспекция с пониманием относится к бригадам " 0 3 " , но все-таки главное, чтобы были соблюдены Правила. А в них, кроме требования пропускать транспорт с мигалками и сиреной, есть другое: "скорые" могут отступать от Правил только "при условии обеспечения безопасности движения" и "убедившись, что им уступают дорогу". Вот и думай, водитель, как "невинность соблюсти" и быстрей больного довезти. Рейд ЗРПоскольку совместить это трудно, выбор бывает не в пользу пациента. Вот и мы почти сразу вернулись со встречной полосы в левый ряд. Проспект Мира на этом отрезке стал шире, правые ряды свободны, однако "Жигули" Б 4121 МН, не торопясь, катили перед нами в крайнем левом. На сирену и мигалку ноль внимания. Наконец, поднатужившись, обгоняем злосчастный автомобиль и видим... молодую женщину за рулем! - А говорят, что женщины милосерднее мужчин, - заметил доктор Штейнлат. Впрочем, таких, как эта автомобилистка, набралось много. "Волга" Е 755 КР 77; вазовская "четверка" У 819 ЕР 77; "Мерседес-бООЭЕ" Р 3118 МН. Скоро перестали записывать номера - не поместились бы в блокноте. - Может, нас действительно не замечают? - рассуждал фельдшер Валерий Иванович Логинов. - Вот в Швейцарии, например, у машин скорой помощи, кроме слишком много машин стоит на дорожках, мешая неповоротливым "рафикам" с красным крестом. В других жители, непримиримые борцы с ненавистными автомобилями, наглухо перекрывают подъездные дороги... Вот она, больница. Через полосу встречного движения повернуть налево и Анне Ивановне окажут помощь. Но по Русаковской улице едут и едут навстречу машины, не останавливаясь. Мелькают лица водителей - так хочется рассмотреть их получше, заглянуть в глаза. Лица молодые и не очень, мужские и женские. И одинаково бесстрастные. - Ну что же это! - возмущается бригада. - Ведь так можно до вечера стоять... Водитель (сирена и маячок работают!) слегка дергает машину, как бы пугая встречный транспорт, призывая: пропустите "скорую"! "Нива" 0477 ММИ, чуть не врезавшись нам в правую дверь, проезжаеттаки, не останавливаясь, перед машиной "03". За рулем - пожилой человек... Сотрудники 15-го отдела ГАИ останавливали "наглые" машины и наказывали водителей. Нас же интересовало, почему последние столь равнодушны к "скорой". Ответы были на удивление однотипны: "не слышал" (вариант: в салоне громко играла музыка), "не видел", "не пропускали в правый ряд" и "только собирался уступить". Смешно, господа! Рано или поздно вам доведется воспользоваться услугами "скорой" - что тогда? Оставив в 33-й клинической терпеливую бабушку, возвращаемся на подстанцию. "Послушайте-ка! Наша "десятая", - говорит Штейнлат. По рации десятая бригада нашей подстанции сообщила, что по пути подобрала пострадавшего в ДТП. "Мужчина средних лет. Черепно-мозговая травма. Ранение головы, переломы, состояние тяжелое. Везем в "Склиф", - слушали мы голос из приемника. И думали, представляя маршрут "десятой" через весь проспект Мира, обРАЯ " С КОРАЯ "%синих проблесковых маячков, есть красные. Включен синий - уступи дорогу, красный - прижмись к обочине. Да и сирена у них такая, что не услышать нельзя. Пожалуй, чтобы "скорую" пропускали на наших улицах, вид у нее, вероятно, должен быть просто устрашающий и звук как у трубы архангела Гавриила в судный день. Похоже, только это способно пробудить совесть и сострадание в некоторых из нас, автомобилистов. ... С проспекта Мира нужно поворачивать на Сущевский вал. Как назло красный загорелся, едва мы подъехали. Сразу - мощный поток наперерез, но вот удача: на перекрестке инспектор ГАИ! Сейчас, сейчас... скомандует. Но - нет. Посмотрел на нашу взывающую о помощи "скорую помощь" и отвернулся. Это было последней каплей. Если уж сама ГАИ не считает нужным помогать службе "03", то что спросить с остальных! Наша старушка Анна Ивановна беззвучно плакала. Она переносила боль молча. А ведь не все больные могут терпеть. Водитель Дерюшев вспомнил, как недавно везли малыша с острым отравлением в институт Склифосовского. Мама сходила с ума, медики нервничали, торопили. Увы, добрались лишь через полтора часа! И ведь сколько людей погибает до прибытия "скорой помощи" или по дороге в больницу. Каждый, наверное, знает такие случаи, но далеко не каждый, садясь за руль, делает все, чтобы их стало меньше. Отдельная история - дворы. В однихвннивпвшЕсли окажешься в дорожной пробке, то тут все равны и для "скорой" нет исключения. Придется стоять, пока затор не рассосется. одном: довезут ли? Успеют ли? Или слабая ниточка человеческой жизни не выдержит долгой дороги равнодушия... Елена ВАРШАВСКАЯ, Дмитрий ЖЕРНОВ Редакция благодарит за помощь в подготовке материала 15-й отдел ГАИ и Региональный центр № 3 Станции скорой и неотложной медицинской помощи.ЗА РУЛЕМ 4/9693