48
49
50
-си-ди •Революции в технике, к счастью, проходят спокойнее, чем в обществе. Поэтому нам нет необходимости призывать граждан к решительной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого. Каждый сам выбирает наиболее предпочтительную эпоху технического развития: оставаться ли в привычном и удобном прошлом или нести материальные затраты на пути в светлому будущему. Достижения цифровой звукозаписи поистине революционны в сравнении с аналоговой (как в обычном магнитофоне). Напомним вкратце параметры звучания компакт-диска. Отношение сигнал/шум более 100 дБ (75 дБ для лучших кассетных магнитофонов с системой шумопонижения "ДолбиС") и динамический диапазон (разница между самым громким и самым тихим воспроизводимым звуком) более 90 дБ (в один миллиард раз), а также превосход48 ЗРЛМ 49 АУЕ /6 ное разделение каналов впервые позволили воспроизводить практически реальную атмосферу концерта при разумной цене аппаратуры. Отсутствие трения при воспроизведении и стойкость к воздействию окружающей среды определили долговечность. Плотность записи также оказалась достаточной, чтобы носитель не был слишком большим. Одним словом, во всех отношениях компакт-диск лучше кассеты. Недостатков же у него только два - более высокая цена и невозможность перезаписи. Впрочем, время, когда одну и ту же запись переписывали по 10 раз, прошло: сначала студийные кассеты вытеснили "самопал", теперь их теснят компактдиски. Что касается высокой цены, ничего не поделаешь -такой у нас рынок. В последнее время часто говорят о дешевых "пиратских" компакт-дисках. Покупать их или не покупать - вопрос не права, а, скорее, морали. Любой цифровой носитель может быть скопирован с абсолютной точностью и без ошибок. Так что если "пираты" работают хорошо, то за качество можно ручаться. Более того, сделать откровенно плохой диск весьма трудно. Итак, мы решили слушать компактдиски в машине, но не решили на чем. Здесь возможно несколько вариантов в зависимости от истории болезни, называемой аудиофилией, и ваших финансовых возможностей. Ситуация 1. В вашем автомобиле установлен звуковоспроизводящий прибор почтенного возраста или неясного происхождения ("бормотограф"). Решение: Лучшее место для подобной техники - полка в гараже или антресоль. Переход в ситуацию 0. Ситуация 2. В вашем автомобиле установлен аппарат родом из Юго-Восточной Азии, позволяющий отличить Боярского от Бутусова, не рассматривая надпись на кассете, и оборудованный входом "CD-ln" на лицевой стороне, а дома без дела пылится переносной CDплейер (Си-Ди-плейер). J •Решение: Слушать компакт-диски через вход "CD-ln" - неблагодарное дело (качества CD вы не услышите - см. ситуацию 3). Если водитель один, то ему вдобавок крайне неудобно управлять CDплейером, менять в нем диски и т. п. Выход - без сожаления расстаться с прибором и начать все сначала. Ситуация 0. Ситуация 3. Год назад вы пожалели 50 долларов. В вашей машине стоит неплохая японская, европейская или американская магнитола с четырьмя динамиками, но, увы, не имеющая управления CD-ченджером.Решение: Отправляйтесь в ближайший приличный магазин, торгующий автомобильной аудиотехникой, а деньги оставьте дома. Изложите свою проблему продавцу. Почти наверняка он предложит вам модель CD-ченджера с УКВ (РМ)-преобразователем. Этот прибор сопрягается с любой моделью магнитолы, удобен в управлении - но качество звучания останется на уровне хорошего радиоприема в УКВ-диапазоне. При этом устройство окажется примерно на 100 долларов дороже, чем обычный ченджер. Пожалуйста, дослушайте и поблагодарите продавца - вы скоро к нему вернетесь. А пока... несите свою магнитолу в комиссионный и, если получите за нее половину первоначальной цены, радуйтесь, что не остались внакладе. Ситуация 0. Ситуация 4. У вас магнитола с контроллером CD-ченджера. Решение: Внимание! Вам подойдет только ченджер той же фирмы, что и магнитола, поэтому выбор в лучшем случае предстоит из трех-четырех моделей. Изделия разных производителей часто несовместимы между собой из-за различий в управляющих алгоритмах, поэтому не пытайтесь соединить "Филипс" с "Сони" - ничего работоспособного не получится. В инструкции к магнитоле обязательно есть перечень совместимых моделей. Особенно актуально это для последних моделей "Альпайн" и "Пионер", которые не раз изменяли стандарт управления. Так, магнитолы "Пионер" с буквой "М" в обозначении совместимы только с ченджерами М-сеЗ РЛМ 49 АУЕ /6 49 рии, а Р - только с Р-ченджерами. Ченджеры "Альпайн" с маркировкой "Ai-NET" могут управляться с "не-А!-ЫЕТовских" "хед-юнитов" (так называются управляющие блоки системы), но не наоборот. Если же вы все-таки приобрели несовместимые между собой магнитолу и ченджер одной фирмы, а обмен не получается, то в ассортименте продукции фирмы наверняка найдется соответствующий переходник (адаптер), который стоит раза в три-четыре дешевле нового прибора. Правда, приобрести адаптер непросто, их практически не завозят, но если настойчиво попросить официального дилера или обратиться в представительство фирмы, то положительный исход вполне возможен. Так понемногу мы подошли к ситуации 0, когда в автомобиле полностью отсутствует что-либо из аппаратуры. С чего начать? Начинать надо не с определения финансов, а с домашней фонотеки. Если у вас много хороших записей на кассетах, а коллекция компакт-дисков невелика, то наилучший вариант - магнитола плюс CD-ченджер. Иное дело, если вопрос решен по-революционному кассеты больше никогда. В этом случае можно немного сэкономить: однодисковый проигрыватель компакт-дисков с приемником сократит ваши расходы на автомобильную аудиосистему минимум на 200 долларов, а это, согласитесь, немало. Однако рискнем заметить, что экономите вы не только на удобстве, но и... на собственной безопасности. Слушать один и тот же компакт-диск постоянно могут немногие, поэтому возникает необходимость его поменять, причем обычно во время движения. Тех, кто может открыть коробку с диском не глядя и одной рукой, можно пересчитать по пальцам (этот номер требует длительной тренировки), но даже им нужно взглянуть на коробку. Хранить диски без коробок крайне нежелательно, они все-таки царапаются и портятся. Специальные автомобильные подставки для дисков позволяют обойтись без коробок, но стоит ли выставлять напоказ свою коллекцию? Так что лучше CD-ченджера трудно что-либо придумать. Посудите сами: в небольшой коробке размещается 6, 12 или даже 18 компакт-дисков любимых исполнителей - неплохая тусовка, не правда ли? Плюс в салоне ничего не привлекает внимания нечистых на руку людишек. Плюс лучшая, чем у однодисковых проигрывателей, стойкость к вибрации и ударам. И еще - у многих аппаратов есть возможность показывать на дисплее "хед-юнита" название компакт-диска, так что пользователю нет нужды учить содержимое ченджера на50 ЗРЛМ 4/96 А УЕизусть. Названия дисков нужно лишь запрограммировать - это не сложно и занимает после небольшой тренировки не более 20 секунд на один диск. Удобство же колоссальное - обычно можно запрограммировать до 100 названий (хотя в ченджере, допустим, всего 10 дисков), и любой диск из домашней коллекции, вставленный в него год спустя, немедленно отзовется надписью на экране. Но только если за этот год ни разу не снимали клемму аккумулятора... Итак, как же выбрать подходящий аппарат? В однодисковых проигрывателях стоит обратить внимание на мощность встроенного усилителя (чем больше - тем лучше) и возможность управления CD-ченджером (если планируется расширение системы в будущем), а в магнитолах с контроллером CD - также на функцию "Файл пользователя" (она же "Память названия диска"). Теперь о ченджерах - эти коробки приятнее слушать, чем смотреть на них. Оптимальная емкость, на взгляд автора, - 10-12 дисков. Шести кажется маловато - программа быстро надоедает. Почти все системы позволяют подключать несколько ченджеров: "Пионер" - 4, "Альпайн" - 6, а "Сони" даже 10. Однако два ченджера по 6 дисков намного дороже одного на 12, так что решать надо сразу. Серьезные фирмы предлагают несколько моделей с ценовым диапазоном от 300 до 800 и более долларов. Для среднего автовладельца вполне подойдет техника базового уровня - ведь для выявления различий в звучании между ченджерами за 300 и за 800 долларов потребуется система впятеро большей стоимости. Аппараты высшего класса имеют позолоченные контакты, обязательно герметичный корпус и оптический цифровой выход. Средние по цене выпускают в обычном корпусе, но часто с электронной системой защиты от ударов (при ошибке считывания в результате сильного удара информация поступает из электронного буфера, и музыка не прерывается, пока лазерный луч вновь находит дорожку). При грамотном монтаже сбои в работе у большинства моделей чрезвычайно редки. Частые сбои указывают на неправильный монтаж (крепление к обивке или недостаточно жестким деталям интерьера), неправильную регулировку подвески ченджера (установлен горизонтально, а отрегулирован для вертикального положения) или... на серьезную неисправность подвески автомобиля. Не рекомендуется устанавливать ченджер снаружи колесной базы автомобиля, например у задней кромки багажника - уровень вертикальных ускорений здесь намного выше. Крепить лучше всего непосредственно к металлукузова, а не к пластмассовым панелям. Но если "почти полное" отсутствие сбоев вас не устраивет, нужна модель с электронной системой защиты от ударов. "Никогда" дороже, чем "почти никогда", на 100-200 "зеленых". Мы чуть было не забыли еще одно семейство "сидишников" - компактные ченджеры, которые настолько малы, что их встраивают в панель приборов вместо магнитолы. Их выпускают фирмы "Альпайн" (на 3 диска) и "Денон" (на 5 дисков). Это очень симпатичные и удобные аппараты с множеством достоинств, если бы не цена, за которую можно купить нормальный ченджер вместе с неплохой магнитолой. К тому же "Деч нон" требует большей, чем стандартная, глубины гнезда и попросту "не лезет" в некоторые автомобили. Одним словом, эта техника "на любителя". И еще: если фирма делает проигрыватели компакт-дисков, значит, она уже достигла достаточно высокого технологического уровня и ее продукция заслуживает серьезного отношения. Поэтому техническим характеристикам не стоит уделять большого внимания - у цифровой техники они столь высоки, что порой лишь субъективный подход может выявить разницу. Анатолий ФОМИНСловарь терминов и некоторые популярные жаргонизмы DAC (Digital-Analog Converter) ЦАП (цифроаналоговый преобразователь) - устройство для преобразования цифровой записи с компакт-диска в аналоговый сигнал, который усиливают и воспроизводят через динамики. Различают однобитовые и многобитовые ЦАП, с различным алгоритмом работы. Большинство производителей применяют однобитовые ЦАП. Digital compression - уменьшение динамического диапазона при воспроизведении фрагментов композиции с разным уровнем громкости. Незаменимо для прослушивания классической музыки. ESP (Electronic Shock Protection), SURE TRACK - различные названия электронной системы защиты от ударов и сотрясений. Intro play - воспроизведение начала каждой композиции. Random-Shuffle play - воспроизведение мелодий в случайном порядке. "Сидишник", "сидюк" и др. - устройство для воспроизведения компактдисков. "Хед-юнит", "голова" - устройство управления компонентами аудиосистемы.